рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
рабочая программа по географии. Полярная звезда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._polyarnaya_zvezda._1_chas._rabochaya_programma.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Принято на заседании Утверждено
Протокол № педагогического совета приказом директора
От года МБОУ Лицей 21 МБОУ Лицей 21
протокол № _____ приказ №__________
от_______________2014г. от ________________2014г.
Рабочая программа по географии 6 класс
учителя географии Абрамовой Анжелы Евгеньевны
УМК:
- Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10-11 классы.
Линия «Полярная звезда». Москва. «Просвещение», 2010 год.
2.Учебник – под редакцией А.И. Алексеева. География. Природа и люди.
6 класс. Москва. «Просвещение», 2010 год.
Количество часов в год: 35
Количество часов в неделю: 1
Количество практических работ: 30
2014/2015
учебный год
- Пояснительная записка.
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. Не случайно для линии выбрано название «Полярная звезда» (как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл) и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».
Можно выделить три основные особенности линии.
Во-первых, в соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
Во-вторых, в связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы — «как это сделать».
В-третъих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты: 1. обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников; 2. системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной и др. — в условиях современной информационной среды; 3. системное обучение работе с географической картой; 4. доступность для детей разных способностей и возможностей; 5. единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов (см. таблицу)
Класс | Школьный курс географии | Количество часов |
6 | География. Природа и люди | 35 |
7 | География. Страны и континенты | 70 |
8 | География. Россия | 70 |
9 | География. Россия | 70 |
10—11 | География. Современный мир | 70 |
Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.
Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
Базовое ядро включает:
— основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
— комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
— комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
— комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
— специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».
Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования.
- Основные цели и задачи образовательной программы «Полярная звезда»
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
- Познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом обществе России и мира;
- Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объективы природы и т.д.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство. Регионы, особенности природопользования в их зависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, личностно – деятельностного, историко-проблемного, интегрированного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
1) знать / понимать:
значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
основные источники географической информации, методы изучения Земли;
географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
2) уметь:
показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
3) оценивать:
роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
универсальное значение природы.
- Учебно – тематический план, 6 класс
№№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Тео-рия | Прак-тика | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
1. | На какой Земле мы живем | 3 | 2 | |||
2. | Земля как планета. | 2 | 3 | |||
3. | План и карта. | 6 | 5 | |||
4. | Человек на Земле. | 2 | 2 | |||
5. | Литосфера. | 5 | 5 | |||
6. | Гидросфера. | 6 | 4 | |||
7. | Атмосфера. | 6 | 5 | |||
8. | Биосфера. | 2 | 2 | |||
9. | Географическая оболочка Земли. | 3 | 2 |
География. Природа и люди. 6 класс (35 ч; 1 ч в неделю; 3 ч — резервное время)
Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)
Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля как планета (2 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (5 ч)
Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.
Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.
Тема 4. Человек на Земле (2 ч)
Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера (5 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.
Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.
Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Тема 6. Гидросфера (5 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 7. Атмосфера (5 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Тема 8. Биосфера (2 ч)
Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Тема 9. Географическая оболочка Земли (3 ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
- Нормы оценок по географии
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
ответ неправильный;
нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
- Оценка практических умений учащихся:
- Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
- Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдения.
Календарно-тематическое планирование
УМК:
- Программа - авторская программа Алексеева А.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений.6-9 классы. Москва; Просвещение, 2009.
- Учебник – А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Природа и люди. Москва, «Просвещение», 2010г.
Методические рекомендации - Е.Е. Гусева. «Конструктор текущего контроля». Москва. «Просвещение», 2008.
- Дидактические материалы_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Количество практических работ – 30, из них итоговых 9.
№ п/п | №№ уроков теме | Тема раздела, урока | Практические работы | Перечень используемого оборудования, цифровые образовательные ресурсы | Основные понятия | классы | |
6а | 6б | ||||||
Тема 1. На какой Земле мы живем – 3 часа | |||||||
1. | 1. | Что такое география и как мы ее будем изучать | география | ||||
2. | 2. | Как люди открывали Землю. | П.р.1. (обучающая) Анализ источников географической информации. | Учебник, атлас, справочники, кп «Как люди открывали мир» | Великие путешественники | ||
3. | 3. | География сегодня. | П.р. 2. (тренировочная) Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни» | Учебник, атлас, справочники, глобус, карта полушарий, кп «Космические снимки» | Наука география, что изучает география сегодня | ||
Тема 2. Земля как планета – 2 часа. | |||||||
4. | 1. | Мы во Вселенной. | П.р.3. (творческая) Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». П.р.4. (итоговая) Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Атлас, контурные карты, таблица «Планеты Солнечной системы», DVD – фильм «Мир звёзд» | Вселенная, планеты | ||
5. | 2. | Солнечный свет на Земле. | П.р.5. (тренировочная) Составление схемы «Тепловые пояса Земли». | Учебник, атлас, учебная картина, кп «Земля в косми-ческом пространстве», таблица «Земля под воздействием солнечного излучения» | Роль света в жизни на Земле | ||
Тема 3. План и карта – 6 часов. | |||||||
6. | 1. | Ориентирование на местности. | П.р.6. (обучающая) Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута | Компас, кп «Устройство компаса», планшет, карта «План местности», кп «Съёмка плана местности» | Ориентирова-ние, азимут, компас, сторо-ны горизонта | ||
7. | 2. | Земная поверхность на плане и карте. | П.р.7. (итоговая) Топографический диктант | Карта города, компас | План, карта | ||
8. | 3. | Географическая карта. | П.р.8 (обучающая) Ориентирование по плану города. | Топографические карты | Географичес-кая карта | ||
9. | 4. | Градусная сеть. | П.р. 10. (тренировочная) Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. | Учебные карты, атлас, физическая карта полушарий, кп «Градусная сетка» | Параллель, меридиан, градусная сетка | ||
10. | 5. | Географические координаты. | П.р.9.(итоговая) Определение по карте и глобусу с помощью прибо-ров географических координат, расстояний и направлений. | Карты, глобус, линейка, атлас, физическая карта мира | Географические координаты | ||
11. | 6. | Географические координаты. | Карты, глобус, линейка, атлас, физическая карта мира | Географические координаты | |||
Тема 4. Человек на Земле – 2 часа. | |||||||
12. | 1. | Как люди заселяли Землю. | П.р.11. (тренировочная) Нахождение на политической карте мира крупнейших государств мира, их столиц | Политическая карта мира, кп «Как люди заселяли Землю» | Принципы освоения Земли | ||
13. | 2. | Расы и народы. | П.р.12. (итоговая) Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков. | Учебник, атлас, кп «Расы и народы» | Раса, народы и народности | ||
Тема 5. Литосфера – 5 часов. | |||||||
14. | 1. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Пр.р.13. (обучающая) Изучение свойств горных пород и минералов. | Коллекция горных пород и минералов, учебник, кп «Горные породы, слагающие земную кору», таблица «Горные породы и минералы» | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | ||
15. | 2. | Движение земной коры. | П.р.15. (творческая) Разработка правил БП во время стихийных бедствий | Учебник, геологическая карта мира, атлас, таблица «Внутрен-нее строение Земли», кп «Дви-жение земной коры, кп «Вулканы». | Горст, грабен | ||
16. | 3. | Рельеф Земли. Равнины. | П.р.16. (итоговая) Описание по карте равнин и гор по плану. | Атлас, тектоническая карта мира; физическая карта полушарий, кп «Рельеф суши» | Равнины, низменности, возвышенности, рельеф. | ||
17. | 4. | Рельеф Земли. Горы. | П.р.14.(итоговая) Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений, вулканов. | Атлас, тектоническая карта мира, таблица «Строение вулкана», физическая карта полушарий, кп «Горы суши» | Горы низки, средние, высокие. | ||
18. | 5. | Выветривание. Исследование и охрана литосферы. | П.р.17. (тренировочная) Описание рельефа своей местности. | Физическая карта полушарий, учебник, атлас | Выветривание, овраги, сели, барханы. | ||
Тема 6. Гидросфера – 6 часов. | |||||||
19. | 1. | Состав и строение гидросферы. | П.р.20. (творческая) На примере местной реки установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. | Учебник, атлас, физическая карта полушарий, кп «Круговорот воды в природе», таблица «Круговорот воды в природе» | Гидросфера, моря, океаны, реки, озёра. | ||
20. | 2. | Мировой океан. | П.р.21.(творческая) Анализ интересных фактов гидросферы, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации. | Учебник, атлас, физическая карта полушарий, кп «Течения в океане», таблица «Движения воды в океане», таблица «Мировой океан и его части» | Мировой океан | ||
21. | 3. | Воды океана | Учебник, атлас, физическая карта полушарий, таблица «Движения воды в океане», таблица «Мировой океан и его части» | Солёность, температура, проникновение света и тепла | |||
22. | 4. | Реки – артерии Земли. | П.р.18. (итоговая) Описание реки или озера по плану. | Учебник, атлас, физическая карта полушарий, кп «Реки» | Река, русло реки, пойма, пойменная терраса | ||
23. | 5. | Реки – артерии Земли. | Учебник, атлас, физическая карта полушарий, кп «Реки» | Река, русло реки, пойма, пойменная терраса | |||
24. | 5. | Озера, подземные воды и ледники. | П.р.19. (итоговая) Обозначение на контурной карте крупнейших озер и рек мира. | Контурные карты, атлас, физическая карта полушарий, таблица «Воды суши», кп «Ледники», кп «Искусственные водоёмы». | Озёра, подземные воды, грунтовые воды, ледники | ||
Тема 7. Атмосфера – 6 часов. | |||||||
25. | 1. | Состав и строение атмосферы. | П.р.22.(тренировочная) Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды. | Учебник, атлас, кп «Атмосфера» | Атмосфера, стратосфера, тропосфера | ||
26. | 2. | Тепло в атмосфере. | П.р.23. (тренировочная) Определение среднесуточной темпер. воздуха на основании показателей термометра. | Термометр, учебник, тренажёр | Распространение солнечного света и тепла | ||
27. | 3. | Давление и ветер. | П.р.24.(итоговая) Построение и анализ розы ветров. | Барометр, кп «Ветер» | Давление атмосферы, ветер, сила ветра, направление ветра, «роза ветров». | ||
28. | 4. | Влага в атмосфере. | П.р.25.(тренировочная) Характеристика климата своей местности, его влияние на жизнь людей и хозяйственную деятельность людей. | Учебник, атлас, кп «Атмосфера и осадки» | Осадки, количество осадков, влажность воздуха, темп. воздуха | ||
29. | 5. | Погода и климат. | П.р.26. (тренировочная) Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня. | Учебник, атлас, синоптическая карта, климатическая карта мира | Погода, прогноз погоды, климат | ||
30. | 6. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» | Учебник, атлас, синоптическая карта, климатическая карта мира | ||||
Тема 8. Биосфера – 2 часа. | |||||||
31. | 1. | Биосфера – земная оболочка. | П.р.27. (творческая) Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. | Учебник, атлас, зоогеографическая карта мира. | Биосфера. | ||
32. | 2. | Биосфера – сфера жизни. | П.р.28. (творческая) Описание одного растения или животного своей местности. | Учебник, атлас, плакат «Животные нашего леса». Зоогеограф. карта мира. | Жизнь в биосфере. | ||
Тема 9. Географическая оболочка Земли – 3 часа. | |||||||
33. | 1. | Географическая оболочка Земли | Физическая карта полушарий, плакаты «Природные зоны» | Географическая оболочка Земли | |||
34. | 2. | Природные зоны Земли. | П.р.29. (творческая) Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» | Учебник, атлас, карта природных зон мира, плакаты «Природные зоны» | Природная зона | ||
35. | 3. | Культурные ландшафты. | П.р.30. (творческая) Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения | Учебник, атлас, компьютерная презентация «Культурные ландшафты» | Культурный ландшафт, антропогенный ландшафт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...