Рабочая программа по географии 5 класс. "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (5 класс)

Лешенко Елена Геннадьевна

Рабочая программа по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

Согласовано

на МО «Поиск»

протокол № 1

от «28» августа 2020г.

руководитель

                         / Овчарова К. А

Принято на заседании педагогического совета

МКОУ «Мельниковская СОШ»

протокол № 1

«28» августа 2020 г.

Утверждаю

директор МКОУ «Мельниковская СОШ»

                             И. Е. Рудко

Приказ № 31

от «30» августа 2020 г.

Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «География»

5 класс

2020 - 2021 учебный год

                                        Составитель:

                                                                  Лешенко Елена Геннадьевна

                                                                      учитель биологии и географии

        высшей квалификационной категории

с Мельниково 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

   № 273 ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства и науки России от 17 декабря 2010 года;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;

- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденной приказом № 24 от 28. 08.2019 года.

- Учебного плана МКОУ «Мельниковская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год, утвержденного приказом № 25 от 29.08.2020 года.

- Положения о рабочей программе в соответствии с ФГОС МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденного приказом № 37 от 30.06.2016 года.

 - Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Рабочими программами "География" для 5 – 9 классов. Предметная линия учебников «Полярная звезда» под редакцией В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.   Липкина. Москва «Просвещение» 2019 год.

Срок действия Рабочей программы – один учебный год.

        

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ

ЦЕЬЮ изучения курса географии является:

-организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно - деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.

ЗАДАЧАМИ курса являются:

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях

(планета в целом, территории материков, России, своего региона);

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития   с учетом исторических факторов;

-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой   о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;

-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных  потребностей на основе создания собственных  географических продуктов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в

 5- класс -35 часов (1 час в неделю)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

- первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

- первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

-  элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

- начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

               - общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерностями;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

-  оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных

географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты;

- моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией.

Содержание программы

Раздел 1.  Источники географической информации

Тема. Развитие географических знаний о Земле. 

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Тема. Земля – планета Солнечной системы. 

Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Тема. План и карта.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Практическая работа «Проведение полярной съёмки местности»

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Практическая работа «Определение направлений и географических координат на карте».

Раздел 2. Природа Земли и человек

Тема. Человек на Земле. 

Заселение человеком Земли.  Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.

Тема. Литосфера- твердая оболочка Земли.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Практическая работа «Определение горных пород и их свойств».

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Практическая работа «Описание рельефа своей местности».

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Кол-во час по авторской программе

Кол-во час  по рабочей программе

Практические  работы

По авторской программе

По рабочей программе

1

Раздел 1.  Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле

4

5

2

Земля – планета Солнечной системы

3

4

3

План и карта

10

11

2

2

4

Раздел 2. Природа Земли и человек

Человек на Земле

3

4

5

Литосфера- твердая оболочка Земли

10

10

2

2

6

Резерв

5

7

Итого

35

35

4

4

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ

На темы «Развитие географических знаний о Земле», «Земля — планета Солнечной системы», «План и карта», Человек на Земле» добавлено по одному часу из резервного времени.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

п/п

№ урока в теме

Наименование раздела программы, тема урока

Кол-во часов

Используемые средства обучения

Дата

Учебно-лабораторное оборудование

По плану

По факту

Раздел 1 «Источники географической информации»

Тема: «Развитие географических знаний о Земле» 4 час +1 за счёт резерва

1

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

Физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, рабочая тетрадь «Мой тренажёр»

2

2

Развитие географических знаний о Земле. От древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан

1

Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей

3

3

Развитие географических знаний о Земле. Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В.Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. 

1

Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников

4

4

Современный этап научных географических исследований. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

1

Физическая карта полушарий, схема «Источники географической информации», книги, справочники, журналы по географии

5

5

Обобщающий урок по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1

Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия»

Тема:  «Земля – планета Солнечной системы» 3 часа +1 за счёт резерва

6

1

Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

1

Глобус, атлас, учебник

7

2

Движения   Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Высокостный год. Экватор, тропики и полярные круги

1

Глобус, теллурий, учебник, таблиц «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»

8

3

Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом

1

Глобус, теллурий, атлас, учебник

9

4

Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости 

1

Глобус, теллурий, атлас, учебник

Тема: «План и карта» 10 час + 1 час за счёт резерва

10

1

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.  Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане

1

Компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве»

11

2

Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба

1

Атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, компас, линейка

12

3

Земная поверхность на плане и карте. Способы изображения неровностей земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

1

Топографический план, нивелир

13

4

Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности. Практическая работа № 1 «Проведение полярной съёмки местности»

1

Планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик

14

5

Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Глобус — объёмная модель Земли

1

Атлас, глобус, учебник, контурная карта

15

6

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направление и расстояний по карте

1

Атлас, глобус, контурная карта, линейка

16

7

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

1

Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта

17

8

Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

1

Атлас, глобус, учебник, контурная карта

18

9

Решение практических задач по плану и карте. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.

1

Учебник, географический атлас, контурная карта, карта полушарий

19

10

Практическая работа№2

«Определение направлений и географических координат на карте»

1

Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус

20

11

Обобщающий урок по теме «План и карта»

1

Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус

Раздел 2. Природа Земли и человек

Тема: «Человек на Земле» 3 час + 1 час за счёт резерва

21

1

Заселение человеком Земли. Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление  людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

1

Учебник, атлас, контурная карта, слайды, иллюстрирующие приспособление людей к различным условиям окружающей среды

22

2

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, равномерность его размещения его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

1

Политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с представителями разных рас, учебник, атлас

23

3

Многообразие стран мира. Сравнение стран мира по политической карте

1

Учебник, карты полушарий, политическая карта мира из Приложения учебника

24

4

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

1

Учебник, карты полушарий, политическая карта мира из Приложения учебника

Тема:  «Литосфера- твердая оболочка Земли» 10 час + 1 час за счёт резерва

25

1

Земная кора- верхняя часть литосферы. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферный плиты

1

Таблица «Внутреннее строение Земли», учебник, карта «Литосферные плиты»

26

2

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства.

1

Образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий

27

3

Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Практическая работа № 3 «Определение горных пород и их свойств»

1

Образцы горных пород

28

4

Движения Земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, картина «Схема землетрясения», учебник, атлас

29

5

 Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

1

Учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

30

6

Рельеф Земли. Равнины. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте

1

Физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия

31

7

Рельеф Земли. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах

1

Карта полушарий, физическая карта России, слайды, картины, видеофрагменты, атлас, учебник

32

8

Описание природных явлений, их предупреждение. Описание гор по карте. Практическая работа №4                            «Описание рельефа своей местности»

1

Карта Алтайского края

33

9

Учимся с «Полярной звездой».  Разработка проектного задания       «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. Правила работы с контурной картой

1

Атлас, карта полушарий, контурная карта, ластик, карандаши (простой, цветные), линейка

34

10

Человек и литосфера

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды

35

11

Обобщение по теме  «Литосфера- твердая оболочка Земли»

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 по географии

Устный ответ

«5» ставится, если ученик: 

 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 

«4» ставится, если ученик: 

 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4. Ответ самостоятельный.

5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

9. Понимание основных географических взаимосвязей.

10. Знание карты и умение ей пользоваться.

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

«3» ставится, если ученик:

 

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

«2» ставится, если ученик: 

 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

 2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Практические работы

«5» - практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 «4» – практическая работа выполнена в полном объеме или более половины. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» – выполнено не менее половины практической работы с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. Полученные результаты позволяют сделать правильные выводы. На выполнение работы затрачено много времени.

«2» - выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Учебно-методическое оснащение учебного предмета

УМК

обучающихся

УМК

учителя

1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г

     2.  В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.; Просвещение 2014

1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г

 2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы  М.; Просвещение 2013г

3. В. В. Николина География Поурочные разработки    5 – 6 класс М.;  Просвещение

 2012 г

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Название раздела, номер темы урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (указать номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие проведены за счет резерва

Приказ

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда

рабочая программа по географии. Полярная звезда...

рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...

Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"

Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...