Рабочая программа по географии 5 класс. "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
Согласовано на МО «Поиск» протокол № 1 от «28» августа 2020г. руководитель / Овчарова К. А | Принято на заседании педагогического совета МКОУ «Мельниковская СОШ» протокол № 1 «28» августа 2020 г. | Утверждаю директор МКОУ «Мельниковская СОШ» И. Е. Рудко Приказ № 31 от «30» августа 2020 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «География»
5 класс
2020 - 2021 учебный год
Составитель:
Лешенко Елена Геннадьевна
учитель биологии и географии
высшей квалификационной категории
с Мельниково 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
№ 273 ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства и науки России от 17 декабря 2010 года;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденной приказом № 24 от 28. 08.2019 года.
- Учебного плана МКОУ «Мельниковская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год, утвержденного приказом № 25 от 29.08.2020 года.
- Положения о рабочей программе в соответствии с ФГОС МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденного приказом № 37 от 30.06.2016 года.
- Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Рабочими программами "География" для 5 – 9 классов. Предметная линия учебников «Полярная звезда» под редакцией В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение» 2019 год.
Срок действия Рабочей программы – один учебный год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ
ЦЕЬЮ изучения курса географии является:
-организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно - деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.
ЗАДАЧАМИ курса являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях
(планета в целом, территории материков, России, своего региона);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в
5- класс -35 часов (1 час в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
- первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
- первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
- элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерностями;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты;
- моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией.
Содержание программы
Раздел 1. Источники географической информации
Тема. Развитие географических знаний о Земле.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Тема. Земля – планета Солнечной системы.
Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Тема. План и карта.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Практическая работа «Проведение полярной съёмки местности»
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практическая работа «Определение направлений и географических координат на карте».
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема. Человек на Земле.
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.
Тема. Литосфера- твердая оболочка Земли.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Практическая работа «Определение горных пород и их свойств».
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Практическая работа «Описание рельефа своей местности».
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Кол-во час по авторской программе | Кол-во час по рабочей программе | Практические работы | |
По авторской программе | По рабочей программе | ||||
1 | Раздел 1. Источники географической информации Развитие географических знаний о Земле | 4 | 5 | ||
2 | Земля – планета Солнечной системы | 3 | 4 | ||
3 | План и карта | 10 | 11 | 2 | 2 |
4 | Раздел 2. Природа Земли и человек Человек на Земле | 3 | 4 | ||
5 | Литосфера- твердая оболочка Земли | 10 | 10 | 2 | 2 |
6 | Резерв | 5 | |||
7 | Итого | 35 | 35 | 4 | 4 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ
На темы «Развитие географических знаний о Земле», «Земля — планета Солнечной системы», «План и карта», Человек на Земле» добавлено по одному часу из резервного времени.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | № урока в теме | Наименование раздела программы, тема урока | Кол-во часов | Используемые средства обучения | Дата | |
Учебно-лабораторное оборудование | По плану | По факту | ||||
Раздел 1 «Источники географической информации» Тема: «Развитие географических знаний о Земле» 4 час +1 за счёт резерва | ||||||
1 | 1 | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | Физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, рабочая тетрадь «Мой тренажёр» | ||
2 | 2 | Развитие географических знаний о Земле. От древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан | 1 | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей | ||
3 | 3 | Развитие географических знаний о Земле. Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В.Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. | 1 | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников | ||
4 | 4 | Современный этап научных географических исследований. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | 1 | Физическая карта полушарий, схема «Источники географической информации», книги, справочники, журналы по географии | ||
5 | 5 | Обобщающий урок по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия» | ||
Тема: «Земля – планета Солнечной системы» 3 часа +1 за счёт резерва | ||||||
6 | 1 | Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли | 1 | Глобус, атлас, учебник | ||
7 | 2 | Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Высокостный год. Экватор, тропики и полярные круги | 1 | Глобус, теллурий, учебник, таблиц «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси» | ||
8 | 3 | Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом | 1 | Глобус, теллурий, атлас, учебник | ||
9 | 4 | Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости | 1 | Глобус, теллурий, атлас, учебник | ||
Тема: «План и карта» 10 час + 1 час за счёт резерва | ||||||
10 | 1 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане | 1 | Компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве» | ||
11 | 2 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба | 1 | Атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, компас, линейка | ||
12 | 3 | Земная поверхность на плане и карте. Способы изображения неровностей земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | 1 | Топографический план, нивелир | ||
13 | 4 | Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности. Практическая работа № 1 «Проведение полярной съёмки местности» | 1 | Планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик | ||
14 | 5 | Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Глобус — объёмная модель Земли | 1 | Атлас, глобус, учебник, контурная карта | ||
15 | 6 | Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направление и расстояний по карте | 1 | Атлас, глобус, контурная карта, линейка | ||
16 | 7 | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов | 1 | Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта | ||
17 | 8 | Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | 1 | Атлас, глобус, учебник, контурная карта | ||
18 | 9 | Решение практических задач по плану и карте. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам. | 1 | Учебник, географический атлас, контурная карта, карта полушарий | ||
19 | 10 | Практическая работа№2 «Определение направлений и географических координат на карте» | 1 | Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус | ||
20 | 11 | Обобщающий урок по теме «План и карта» | 1 | Учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус | ||
Раздел 2. Природа Земли и человек Тема: «Человек на Земле» 3 час + 1 час за счёт резерва | ||||||
21 | 1 | Заселение человеком Земли. Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | 1 | Учебник, атлас, контурная карта, слайды, иллюстрирующие приспособление людей к различным условиям окружающей среды | ||
22 | 2 | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, равномерность его размещения его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц | 1 | Политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с представителями разных рас, учебник, атлас | ||
23 | 3 | Многообразие стран мира. Сравнение стран мира по политической карте | 1 | Учебник, карты полушарий, политическая карта мира из Приложения учебника | ||
24 | 4 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | 1 | Учебник, карты полушарий, политическая карта мира из Приложения учебника | ||
Тема: «Литосфера- твердая оболочка Земли» 10 час + 1 час за счёт резерва | ||||||
25 | 1 | Земная кора- верхняя часть литосферы. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферный плиты | 1 | Таблица «Внутреннее строение Земли», учебник, карта «Литосферные плиты» | ||
26 | 2 | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. | 1 | Образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий | ||
27 | 3 | Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Практическая работа № 3 «Определение горных пород и их свойств» | 1 | Образцы горных пород | ||
28 | 4 | Движения Земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, картина «Схема землетрясения», учебник, атлас | ||
29 | 5 | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо | 1 | Учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» | ||
30 | 6 | Рельеф Земли. Равнины. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте | 1 | Физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия | ||
31 | 7 | Рельеф Земли. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах | 1 | Карта полушарий, физическая карта России, слайды, картины, видеофрагменты, атлас, учебник | ||
32 | 8 | Описание природных явлений, их предупреждение. Описание гор по карте. Практическая работа №4 «Описание рельефа своей местности» | 1 | Карта Алтайского края | ||
33 | 9 | Учимся с «Полярной звездой». Разработка проектного задания «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. Правила работы с контурной картой | 1 | Атлас, карта полушарий, контурная карта, ластик, карандаши (простой, цветные), линейка | ||
34 | 10 | Человек и литосфера | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды | ||
35 | 11 | Обобщение по теме «Литосфера- твердая оболочка Земли» | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по географии
Устный ответ
«5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
«4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
4. Ответ самостоятельный.
5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
9. Понимание основных географических взаимосвязей.
10. Знание карты и умение ей пользоваться.
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
«3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
«2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Практические работы
«5» - практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
«4» – практическая работа выполнена в полном объеме или более половины. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» – выполнено не менее половины практической работы с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. Полученные результаты позволяют сделать правильные выводы. На выполнение работы затрачено много времени.
«2» - выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Учебно-методическое оснащение учебного предмета
УМК обучающихся | УМК учителя |
1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г 2. В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.; Просвещение 2014 | 1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г 2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы М.; Просвещение 2013г 3. В. В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс М.; Просвещение 2012 г |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, номер темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (указать номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие проведены за счет резерва | Приказ | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"
В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...
рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда
рабочая программа по географии. Полярная звезда...
Рабочая программа по географии ФГОС 5 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"
Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...
Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"
Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...
Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...