Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.
методическая разработка по географии (6 класс)
Итоговая работа: Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_1.docx | 168.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности
6 класс
Выполнил: Молгачев С.А., учитель географии МБОУ «Новоубеевская ООШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Казань 2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение …………………………………………………….. 2
- Цель и задачи…………………………………………………3
- Содержание …………………………………………………. 4
- Заключение …………………………………………………. 8
Список литературы ………………………………………… 9
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….. 10
Введение
Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности. Результаты участия в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Цель итоговой работы: разработка заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности обучающихся 6 классов.
Задачи:
1) Изучить основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности в международных исследованиях;
2) Изложить подходы к составлению заданий для оценки и формирования естественнонаучной грамотности.
Содержание
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA
Типы научного знания
• Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
• Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур. В нашей практике комплекс знаний, умений, компетентностей, относящихся к типу процедурного знания, принято объединять под рубрикой «Методы научного познания».
«Методы научного познания»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ методы:
1. Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
2. Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
3. Абстрагирование — это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений.
4.Обобщение — это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.
5. Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок .
6. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
7. Аналогия — это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Различают две формы проявления аналогии в познании: ассоциативная и логическая аналогии.
8. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание «Методы научного познания».
ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:
- ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. В целом, эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:
- Подготовка эмпирического исследования.
- Получение исходных данных.
- Формирование научных фактов, на основе полученных данных.
- Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.
2. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта
3. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.
4. Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.
5. Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения «Методы научного познания»
Теоретические научные методы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. В широком смысле слова под «теоретическим» понимается познавательная деятельность вообще. В этом смысле «теория» часто сопоставляется с практической деятельностью человека. Здесь обычно говорят о соотношении теории и практики, теоретической и практической деятельности человека.
2. МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. В методологии науки мысленный эксперимент трактуется, с одной стороны, как мысленный процесс, представляющий план будущего реального эксперимента; с другой стороны, под мысленным экспериментом понимается особый вид мыслительной деятельности, при котором не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.
Контексты
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
• здоровье
• природные ресурсы
• окружающая среда
• опасности и риски
• связь науки и технологий.
Выделяют три уровня рассмотрения ситуации
- Личностный (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местный/национальный (связанном с проблемами данной местности или страны)
- Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Уровень познавательных действий
Уровень познавательных действий существуют:
• Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
• Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
• Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Заключение
Достижение цели национального проекта «Образование» и поучение конкурентоспособной личности и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования возможно при выполнении целого комплекса мер. Реализация данных мер потребует существенную модернизацию подходов в школьном естественнонаучном образовании. Среди этих мер и усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» начальной школы, и возвращение полноценного естественнонаучного образования в 5-6 классы, и согласование общих задач естественнонаучного образования в преподавании отдельных естественнонаучных предметов. Разумеется, это подразумевает изменения в учебно-методических комплексах естественнонаучных предметов и методах их преподавания.
Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. Оценка естественнонаучной грамотности школьников, может показать направление, в котором должны меняться содержание и методика естественнонаучного образования, ориентированного на достижение современных требований в образовательным результатам в области естествознания.
Список литературы
- Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. — М.: ИТОП РАО, 1999. — 228 с.
- https://edu.gov.ru/national-project
- https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/
- https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf
- http://schkola1priv.minobr63.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание по географии, ориентированное на оценку и формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
6 класса
«Изображение на плане неровностей земной поверхности».
Поверхность нашей планеты неровная: одни её участки находятся выше, другие – ниже; встречаются высокие горы, глубокие впадины, обширные равнины. Для того чтобы показать рельеф на бумаге используют горизонтали (изогибсы) – условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одной высоте над уровнем моря.
Для наглядности представим себе, что холм во время наводнения затапливает поднимающейся водой. Подъём воды происходит постепенно, и на поверхности холма можно прочертить разные уровни состояния воды. При взгляде на холм сверху уровни состояния воды будут иметь вид замкнутых и как бы вложенных одна на другую кривых. Это и есть горизонтали. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. Направление склонов указывают и короткие чёрточки у горизонталей – бергштрихи. Их свободный конец всегда направлен вниз по склону.
Прочитайте текст и выполните задания.
Задание 1. Рассмотрите рисунок 1. Сколько горизонталей проведено на рисунке 1?
Выберите один ответ:
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
Характеристики задания:
Тип естественнонаучного знания: «Науки о Земле и Вселенной».
Компетенции: научное объяснение явлений;
Контекст: окружающая среда;
Тип уровня рассмотрения ситуации: местный;
Уровень сложности: 1 уровень. Низкий (найти информацию на рисунке);
Формат ответа: выбор одного правильного ответа;
Система оценивания 1 балл - Выбран ответ В.
0 баллов - Другие ответы. Ответ отсутствует.
Задание 2. По рисунку 1 определите:
а) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?
б) Какой склон изображённой формы рельефа самый крутой?
Запишите ответ: а) _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
б) __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________.
Характеристики задания:
Тип естественнонаучного знания: науки о Земле и Вселенной.
Компетенции: научное объяснение явлений;
Контекст: окружающая среда;
Тип уровня рассмотрения ситуации: местный;
Уровень сложности: 2 уровень – средний (использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений);
Формат ответа: развернутый ответ;
Система оценивания:
2 балла. В ответе на вопрос а) говориться, что на рисунке изображен холм и об этом свидетельствует направление бергштрихов от горизонталей наружу, вершины цифр направлены в сторону повышения склона; в ответе на вопрос б) говориться, что северо-восточный склон самый крутой.
1 балл. Правильно дан ответ только на один из вопросов а) или б).
0 баллов. Даются другие ответы, не соответствующие рисунку 1. Ответ отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...
Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественно-научной грамотности
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком о...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
Формирование естественнонаучной функциональной грамотности
Формирование естественнонаучной грамотности на разных этапах урока химии...
Банк материалов, заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Банк материалов, заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности во внеурочной деятельности...