Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.
методическая разработка по географии (6 класс)

Итоговая работа: Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_1.docx168.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности

6 класс

Выполнил: Молгачев С.А., учитель географии МБОУ «Новоубеевская ООШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Казань 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………………….. 2
  2. Цель и задачи…………………………………………………3
  3. Содержание …………………………………………………. 4
  4. Заключение …………………………………………………. 8

Список литературы ………………………………………… 9

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….. 10

Введение

Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности. Результаты участия в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Цель итоговой работы: разработка заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности обучающихся 6 классов.

Задачи: 

1)  Изучить основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности в международных исследованиях;

2) Изложить подходы к составлению заданий для оценки и формирования естественнонаучной грамотности.

Содержание

Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA

Типы научного знания

Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».

Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур. В нашей практике комплекс знаний, умений, компетентностей, относящихся к типу процедурного знания, принято объединять под рубрикой «Методы научного познания».

«Методы научного познания»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ методы:

1. Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

2. Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

3. Абстрагирование — это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений.

4.Обобщение — это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

5. Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок .

6. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

7. Аналогия — это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Различают две формы проявления аналогии в познании: ассоциативная и логическая аналогии.

8. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание «Методы научного познания».

 ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. В целом, эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:
  • Подготовка эмпирического исследования.
  • Получение исходных данных.
  • Формирование научных фактов, на основе полученных данных.
  • Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.

2. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта

3. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

4. Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.

5. Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения «Методы научного познания»

Теоретические научные методы:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. В широком смысле слова под «теоретическим» понимается познавательная деятельность вообще. В этом смысле «теория» часто сопоставляется с практической деятельностью человека. Здесь обычно говорят о соотношении теории и практики, теоретической и практической деятельности человека.

2. МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. В методологии науки мысленный эксперимент трактуется, с одной стороны, как мысленный процесс, представляющий план будущего реального эксперимента; с другой стороны, под мысленным экспериментом понимается особый вид мыслительной деятельности, при котором не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.

Контексты

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

• здоровье

• природные ресурсы

• окружающая среда

• опасности и риски

• связь науки и технологий.

Выделяют три уровня рассмотрения ситуации

  • Личностный (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)
  • Местный/национальный (связанном с проблемами данной местности или страны)
  • Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)

Уровень познавательных действий

Уровень познавательных действий существуют:

 • Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Заключение

Достижение цели национального проекта «Образование» и поучение конкурентоспособной личности и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования возможно при выполнении целого комплекса мер. Реализация данных мер потребует существенную модернизацию подходов в школьном естественнонаучном образовании. Среди этих мер и усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» начальной школы, и возвращение полноценного естественнонаучного образования в 5-6 классы, и согласование общих задач естественнонаучного образования в преподавании отдельных естественнонаучных предметов. Разумеется, это подразумевает изменения в учебно-методических комплексах естественнонаучных предметов и методах их преподавания.

Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. Оценка естественнонаучной грамотности школьников, может показать направление, в котором должны меняться содержание и методика естественнонаучного образования, ориентированного на достижение современных требований в образовательным результатам в области естествознания.

Список литературы

  1. Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. — М.: ИТОП РАО, 1999. — 228 с.
  2. https://edu.gov.ru/national-project
  3. https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/
  4. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf
  5. http://schkola1priv.minobr63.ru/ 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание по географии, ориентированное на оценку и формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

6 класса

«Изображение на плане неровностей земной поверхности».

        Поверхность нашей планеты неровная: одни её участки находятся выше, другие – ниже; встречаются высокие горы, глубокие впадины, обширные равнины. Для того чтобы показать рельеф на бумаге используют горизонтали (изогибсы) – условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одной высоте над уровнем моря.

        Для наглядности представим себе, что холм во время наводнения затапливает поднимающейся водой. Подъём воды происходит постепенно, и на поверхности холма можно прочертить разные уровни состояния воды. При взгляде на холм сверху уровни состояния воды будут иметь вид замкнутых и как бы вложенных одна на другую кривых. Это и есть горизонтали. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. Направление склонов указывают и короткие чёрточки у горизонталей – бергштрихи. Их свободный конец всегда направлен вниз по склону.  

 

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1. Рассмотрите рисунок 1. Сколько горизонталей проведено на рисунке 1? C:\ДИСК D\ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА учителя\ГЕОГРАФИЯ\САМООБРАЗОВАНИЕ\Курсы 2020 учитель\20200421_113401.jpg

Выберите один ответ:

А. 2

Б. 3

В. 4

Г. 5

Характеристики задания:

Тип естественнонаучного знания: «Науки о Земле и Вселенной».

Компетенции: научное объяснение явлений;

Контекст:  окружающая среда;

Тип уровня рассмотрения ситуации:  местный;

Уровень сложности:  1 уровень. Низкий  (найти информацию на рисунке);

Формат ответа: выбор одного правильного ответа;

Система оценивания         1 балл - Выбран ответ В.

0 баллов - Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 2. По рисунку 1 определите: C:\ДИСК D\ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА учителя\ГЕОГРАФИЯ\САМООБРАЗОВАНИЕ\Курсы 2020 учитель\20200421_113401.jpg

а) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?

б) Какой склон изображённой формы рельефа самый крутой?

Запишите ответ: а) _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

б) __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________.

Характеристики задания:

Тип естественнонаучного знания: науки о Земле и Вселенной.

Компетенции: научное объяснение явлений;

Контекст:  окружающая среда;

Тип уровня рассмотрения ситуации:  местный;

Уровень сложности:  2 уровень – средний (использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений);

Формат ответа: развернутый ответ;

Система оценивания:         

2 балла. В ответе на вопрос  а)  говориться, что на рисунке изображен холм и об этом свидетельствует направление бергштрихов от горизонталей наружу, вершины цифр направлены в сторону повышения склона; в ответе на вопрос б) говориться, что северо-восточный склон самый крутой.

1 балл. Правильно дан ответ только на один из вопросов а) или б).

0 баллов. Даются другие ответы, не соответствующие рисунку 1. Ответ отсутствует.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественно-научной грамотности

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком о...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

Формирование естественнонаучной функциональной грамотности

Формирование естественнонаучной грамотности на разных этапах урока химии...

Банк материалов, заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Банк материалов, заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности во внеурочной деятельности...