Формирование естественнонаучной функциональной грамотности
статья по химии
Формирование естественнонаучной грамотности на разных этапах урока химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_etsetstvennonauchnoy_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественнонаучной функциональной грамотности на разных этапах урока химии на примере обобщающего урока по теме «Количество вещества». Из опыта работы.
До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Конкурентоспособность образования определяется не местом, которое страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, а качеством и доступностью. Конкурентоспособность страны – это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.
Международные сравнительные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям [1, с.3-4].
Поэтому наша задача развивать у обучающихся способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач – формировать функциональную грамотность.
Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями:
- научно объяснять явления;
- понимать особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства [3, с.7].
А функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений [2, с.35].
Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей, так как заданий по каждому направлению функциональной грамотности включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации [1, с.5].
На своих уроках я предлагаю ученикам задания, которые требуют использования знаний, полученных не только на уроках химии, но и в быту, на уроках физики, биология, математики и других.
На первых уроках дети очень удивлялись: «А разве можно использовать на уроке химии знания по физике (биологии, географии и т.д.)?». Потом привыкли … .
Теперь иногда нужно только подсказать: «Вспомните, что изучали по этому вопросу на других уроках». И ответ на вопрос быстро находится.
Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока.
На этапе актуализации знаний предлагаю задания, которые помогут ученикам вспомнить ранее изученный материал, необходимый для работы на данном уроке.
Например, на обобщающем уроке по теме «Количество вещества» на этом этапе предлагаю решить задачу, текст которой можно взять из художественной или научной литературы, Интернет-источника.
Задания составляю, исходя из темы урока, так, чтобы обучающиеся могли перейти к постановке целей и задач урока и легко включиться в работу.
Каждый день мы употребляем поваренную соль (хлорид натрия NaCl) с самыми различными продуктами и блюдами. Без нее пища становится невкусной… В среднем человек съедает 5 г соли в день, что соответствует одной чайной ложке. Задание. 1. Вычислите количество соли, которое мы съедаем с пищей? 2. Сколько «молекул» хлорида натрия содержится в чайной ложке? |
На основном этапе урока ученики с высоким уровнем знаний работают самостоятельно. После выполнения задания подходят к учителю для контроля и оценивания работы. Ученики, у которых остались вопросы по изученной теме, работают вместе с учеником, отвечающим у доски, и учителем. Они могут задавать вопросы по ходу выполнения задания у доски.
Для завершения основного этапа урока предлагаю задания из краеведческого материала. Каждый ряд решает задачу для предложенного вещества, формулу которого нужно найти в тексте.
Россия богата различными месторождениями. Самое большое в мире – это Курская магнитная аномалия, содержащая почти 50 % всех мировых запасов железа. Магнитный железняк Fe3O4 содержит более 70 % чистого металла, однако в залежах встречается вместе с серным колчеданом FeS2, а иногда с цинковой обманкой ZnS и другими минералами. Магнитный железняк считается самой лучшей из использующихся руд. Красный железняк (устарелое - железный блеск) - оксид железа (III) Fe2O3 содержит до 70 % железа - один из источников добычи чистого металла. А бурые аналоги Fe2O3•3H2O имеют до 60 % содержания металла и встречаются с примесями, иногда вредными [4]. Задание. Вычислите количество вещества и число молекул 100г: А) магнитного железняка; Б) оксида железа (III); В) серного колчедана. |
Домашнее задание предлагаю дифференцированное, состоящее из основной и разноуровневой частей.
1) Повторить §18-19. 2) «5»: рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 3 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ? [5] 3) «4-5» А) вычислите объём и число молекул 3г оксида азота (II) NO; Б) вычислите массу и объём 12•1023 оксида азота (IV) NO2; В) вычислите массу и число частиц 2,8л оксида углерода (IV) СO2. 4) «3» – одну задачу на выбор из пункта 3. |
Формировать функциональную грамотность у обучающихся можно на любом этапе урока. Главное создать на занятии комфортную учебную обстановку, подобрать материал, соответствующий теме, и указать цель, к которой нужно стремиться.
Литература
1. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность. М.: 17-18.12.2019г.
2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.
3. Развитие естественнонаучной грамотности на основе предметного и межпредметного содержания. Методическое пособие для учителя. Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»: Мансурова С.Е., Камзеева Е.Е., Иванеско С.В., Мелина С.И., Банникова Е.Е. М.: 2021г.
Интернет-ресурсы
4. https://fb.ru/article/257049/chto-takoe-rudyi-mestorojdenie-jeleznyih-rud-rudyi-rossii
5. http://www.alhimik.ru/abitur/abit42.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование языковой функциональной грамотности
Презентация педагогического совета...
Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.
Итоговая работа: Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...
Программа внеурочной деятельности «Формирование навыков функциональной грамотности» для 11 класса
В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в обществе, а также в самой базовой парадигме ...
Адаптированный мониторинг по формированию навыков Функциональной грамотности у обучающихся с ЗПР.
Мониторинг формирования основ функциональной грамотности по 4 блокам: Читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотности....
Статья «Формирование элементов функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла»
laquo;Вся жизнь-открытая задача и от того,Насколько успешно ты ее решаешь,Зависит твое настоящее и будущее»...
Выступление на заседании методического объединения «Формирование элементов функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла»
laquo;Вся жизнь-открытая задача и от того, Насколько успешно ты ее решаешь, Зависит твое настоящее и будущее»Международные исследования, такие как PIRLS (иссл...