Развитие познавательной активности обучающихся как показатель профессионализма учителя
статья по географии

Раиса Смирнова

Материал статьи в современных условиях,когда дети не отличаются особым прилежанием,поможет начинающим педагогам понять и заинтересовать учеников своим предметом!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Развитие познавательной активности обучающихся как показатель

профессионализма учителя  »

Учитель географии: Смирнова Р.В.  29.08.19г

Вопросы активизации познавательной активности обучащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении.

Каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях?

1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

-рецензировать ответы товарищей;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-самостоятельно выбирать посильное задание;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

1.2 Уровни познавательной активности

Существует три уровня познавательной активности.

Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности.

И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и ,конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное  значение.

1.3.1. Принцип проблемности

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

1.3.2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач

Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

1.3.3. Принцип взаимообучения

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

1.3.4. Принцип исследования изучаемых проблем

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

1.3.5 Принцип индивидуализации

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует много психофизических особенностей:

- состав аудитории (комплектование групп);

- адаптация к учебному процессу;

- способность к восприятию нового материала и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося.

1.3.6.Принцип самообучения

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

1.3.7.Принцип мотивации

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.

1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Он позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться, не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся. Различный, а не однообразный подход  к занятиям вызовет у учащихся интерес к занятиям, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя не возможно.

В своей деятельности я использую разнообразные педагогические технологии, что способствует повышению интереса учащихся к предмету.

Любимый метод в моей педагогической практике, который я использую чаще других и во всех классах - это метод проблемного изложения материала.

Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладая знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной  ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора  целесообразного решения. Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу.

В старших классах используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планирую чёткую последовательность изложения материала, подбираю  точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей. В 10-11-х классах практикую «зачётную систему»….

С большим интересом дети выполняют задания творческого характера, особенно пятиклассники. С ними мы пишем сказки, мини-сочинения, стихотворения, рассказы, составляем кроссворды.

Одна  из наиболее часто применяемых мною технологий в среднем звене- это «технология критического мышления». В ней много интересных приемов: «толстые» и «тонкие» вопросы,  «эффективная лекция», таблица « Плюс – минус – интересно». Это активизирует деятельность учащихся, развивает мыслительную деятельность. Дети набираются опыта работы в команде,   формируются умения задавать и отвечать на вопросы товарищей, анализировать текст учебника, учатся оценивать полученный результат, осмысливают собственные действия по выработке решения. В наше время, когда дети не могут и не хотят слушать, эта технология очень актуальна.

Ещё более актуальным, на мой взгляд, является  практический   подход в обучении географии. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся  умениями пользоваться различными источниками географической информации (прежде всего, картографическими ) вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому  постоянно применяю способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, справочных материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методики обучения географии в школе. Третий момент, позволяющий добиваться  высоких результатов, это индивидуальная работа с одарёнными детьми. Как правило, у таких детей проявляются: высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания. Используя дифференцированный подход, я работаю   над развитием этих качеств.  Таким детям  создаю условия, включающие расширение содержания образования в определенной области науки; стимулирование познавательных способностей учащихся; дифференцированный подход в образовательной деятельности. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, участие в конкурсах, написание творческих работ, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях. Мною разработан цикл  интеллектуальных игр  для старшеклассников «Счастливый случай» по следующей тематике: «Большая 7», «Страны Восточной Европы», «Страны БеНиЛюкса», «Малые страны Европы», «Государства карлики». Учащиеся с удовольствием углубляют знания по географии. Большую роль в активизации познавательной активности играет наглядность в кабинете. Самые лучшие работы занимают достойное место на стенде достижений. Один раз в полугодие я выбираю «лучшего из лучших» в географии.  Ученик  должен иметь только  «пять». В каждом классе такой обязательно есть.

Знание - результат, прежде всего, творческого труда. Знание учащихся – мера труда учителя. В своей педагогической деятельности придерживаюсь народной мудрости: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности учащихся как показатель профессионализма учителя

Слайд 2

Активизация познавательной деятельности учащихся Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся

Слайд 3

Активизация познавательной деятельности учащихся Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: -отстаивать свое мнение; -принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; -ставить вопросы своим товарищам и учителям; -рецензировать ответы товарищей;

Слайд 4

Уровни познавательной активности Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Слайд 5

Уровни познавательной активности Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Слайд 6

Уровни познавательной активности Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ .

Слайд 7

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся Принцип проблемности Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач Принцип взаимообучения

Слайд 8

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся Принцип исследования изучаемых проблем Принцип индивидуализации Принцип самообучения Принцип мотивации

Слайд 9

Факторы, побуждающие учащихся к активности Профессиональный интерес Творческий характер учебно-познавательной деятельности Состязательность Игровой характер проведения занятий

Слайд 10

Факторы, побуждающие учащихся к активности Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся. Различный, а не однообразный подход к занятиям вызовет у учащихся интерес к занятиям, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя невозможно

Слайд 11

Педагогические технологии, способствующие повышению интереса учащихся к предмету. проблемного изложения материала технология критического мышления практический подход в обучении задания творческого характера индивидуальная работа с одарёнными детьми

Слайд 12

Знание - результат, прежде всего, творческого труда. Знание учащихся – мера труда учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урока.

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урокаПеред Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, сов...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

выступление на научно-практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора качества образования»:  из опыта работы с презентацией «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕ...

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся.

Выступление на предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин...

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...