Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся.
статья (история) по теме
Выступление на предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся.
В настоящее время практически каждый преподаватель применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения студентов и учащихся. На мой взгляд, это связано со становлением нового стиля мышления преподавателей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач.
Перед современным преподавателем истории вот уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки исторических личностей и хода событий. Само собой разумеется, что обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения обучающимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности, коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций. Отсюда следует, что: «…арсенал форм современного преподавателя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности обучающегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала».
Современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке обучающийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы.
Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове образуется каша из множества мелких под тем. Но те, же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому же с, выделенными, узловыми под вопросами и под темами, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть опорных конспектов на уроках истории.
(показать пример опорного конспекта, желательно по нескольким темам.)
Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи — существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки-портреты, исторические путешествия, творческие задания.
Применение опорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания конспекта лекции или пункта темы, а контроль над знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.
(показ примера блока темы с применением знаков опор)
Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса.
Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, помеченных номерами миниблоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.
(пример опорного конспекта, состоящий из миниблоков)
Обучающиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение подростка позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ребята достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых обучающихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ребята часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету.
Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого подростка. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
(фрагмент урока с использованием опорных схем)
По мере работы, с опорными конспектами обучающиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Очень удобен данный приём записать сжато любую лекцию.
(пример сжатой лекции с использованием опорных конспектов)
Система опорных конспектов для нас интересна тем, что позволяет
удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические
рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии обучающихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту коммуникативной компетентности обучающихся.
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
1.Блочное модульное построение учебного материала;
2.Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под
руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;
4.Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной
деятельности, усвоения учебного материала, на основе рефлексии обучающегося и преподавателя.
Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой
обучения имеет ряд преимуществ:
- гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля,
возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений обучающихся; - возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива обучающихся;
- концептуальная и организационная простота для обучающихся и преподавателя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий педагога, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
- систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность обучающихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.
Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у обучающихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения
дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие
нравственные качества как ответственность, целеустремленность, т.е. важные качества важные для конкурентоспособного специалиста.
Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания:
ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной форме
воспроизводят опорный конспект. Пока вся группа пишет и рисует, преподаватель успевает опросить двух-трёх студентов (учащихся) устно (тихий опрос). Ответив, они продолжают работу с опорными конспектами, за
исключением изложенного устного блока. После того, как работа выполнена и тетради собраны, начинается фронтальный опрос. Он ведётся по вопросам
заранее известным группе и поэтому проходит в очень быстром темпе. При
ответах ребята имеют право пользоваться опорными конспектами. К концу
устного опроса, обычно, выставляется 5-7 оценок, за письменную работу
оценку получают все присутствующие. Это позволяет контролировать подготовку домашнего задания практически у всех ребят, присутствующих в группе на каждом уроке. После устного опроса можно приступить к изложению нового материала. Вначале называется тема урока и объясняется, почему она стала предметом изучения на данном уроке. Затем обучающихся знакомят с планом, заранее написанным на доске. Количество пунктов этого плана соответствует количеству блоков опорного конспекта».
Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая
рассказ показом картины или исторической карты. Затем этот же вопрос
излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его
задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи.
Опорный конспект может висеть на доске, или, если позволяют средства,
лежать в распечатанном виде на партах у каждого студента (учащегося). Однако я считаю, что лучше всего, когда он рождается на глазах у ребят, при непосредственном их участии, так как в таком случае подростки активно включаются в творческий процесс. В этом случае преподаватель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие или рассмотреть фрагменты реальных исторических документов.
Особо следует отметить следующий момент: опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний,
который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект — общее требование для всех учащихся». При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ребята учатся составлять и использовать опорные конспекты, работая по памятке.
(показать на экране памятку)
При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться:
- знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения, вычитания);
- рисуночные (пиктограммы);
- условно-графические (фрагменты планов местности,
карт, схем).
( по каждому виду на слайде показывается пример)
При подготовке опорных конспектов к уроку, прежде всего:
1.Преподавателю необходимо ознакомится с содержанием учебного материала, провести структурно-функциональный анализ текста и определить, какие параграфы учебника можно объединить в блок, для изучения на одном уроке.
2.Преподаватель оформляет листы конспекта с опорными сигналами.
Раскрывая тему, на одном листе можно поместить до
четырёх блоков (подтем). Их количество, естественно, зависит от сложности
подаваемого материала, сюда же включаются листы с материалами по
краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности,
картосхемы. Разработав листы опорных конспектов, необходимо сделать с них небольшие по размеру копии, которые используются в качестве раздаточного материала. Стоит отметить, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть строго одинаковы по содержанию. В противном случае с ними нельзя будет организовать общую коллективную работу в группе.
После изучения материала и разбивки его на вопросы, которые записаны в тетрадях, сообщаю обучающимся: «На следующем уроке я вас всех опрошу по этим вопросам. Дома вы можете найти ответ на них, например, в дополнительной литературе. Кто желает, кратко ответы можете записать в тетради. В начале урока просматриваю раскрашенные опорные конспекты обучающихся. Таким образом, приблизительно определяю, кто, как работал дома. Если нужно то, даю комментарии. Это предварительная оценка работы обучающихся. После этого ученики убирают тетради и пытаются воспроизвести опорный конспект по памяти. Закончив работу, обучающийся закрывает тетрадь или поднимает руку. Подхожу и бегло оцениваю работу, откладывая ее в отдельную пачку. Это
делается до тех пор, пока основная масса учеников не закончит работу. После
этого тетради передаются по рядам преподавателю в отдельную стопку. После чего ребята раскрывают рабочие тетради и сличают по памяти правильность выполненной работы. Если не успел - не беда. Их он просмотрит при ответе на вопросы у доски.
Таким образом, работа с опорными конспектами включает несколько
основных и дополнительных этапов:
- Развёрнутое объяснение учителем нового материала.
- Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами,
расшифровка символов. - Изучение опорных сигналов каждым студентов (учащимся) по раздаточному материалу, вклеивание ребятами листов в свои альбомы.
- Самостоятельная домашняя работа студента с учебником и листом с
опорными сигналами; - Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти;
- Взаимопроверка однокурсниками.
- Воспроизведение несколькими студентами одного-двух блоков опорного конспекта на доске.
- Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять- шесть уроков ребята получают короткий конспект, в конце которого даётся около десяти вопросов для повторения. По указанию преподавателя студент (учащийся) отвечает либо на один из этих вопросов, либо выполняет ряд
тестовых заданий.
Практика показала, что уроки истории с использованием опорных конспектов, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса студентов (учащихся), систематизирует знания, развивают коммуникативные навыки.
На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть
элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в
группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это
требует от подростка преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...
Методическая разработка презентации "«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Презентация к семинару-практикуму «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»...