Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урока.
статья по теме

Кондакова Ирина Владимировна

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урока

Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса. Методов обучения, развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, широкое использование передового педагогического  опыта.

 В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качеств, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения. А это невозможно без умения работать творчески.

Интеграция необходима в современной системе образования. Во-первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определённой области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Возникает ряд проблем: школьники овладевают обрывочными сведениями, у них возникает клочкообразные представления о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и к самому себе; обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания, полученные на других предметах ; узкая специализация и приводит к разорванному знанию, отчуждённому от человека; учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, к учителю. Учитель должен не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но он должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать важную информацию.

Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса: на уровне педагогических целей, на уровне содержания и т.д.

Какие же средства и формы обучения используются для интеграции знаний ?

Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто  и главным образом в следующих случаях: при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при лимите времени на изучение темы и желанием воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и обобщённых категорий(движение. Время, развитие, величина и др.); при создании проблемной, развивающей методики обучения по предмету.Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным очевидны: на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся; научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных профессиональных и научных ситуациях; интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, помогают обучающимся найти и постичь единые закономерности разных наук, взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Следует разделять традиционный и и современный уроки. Традиционный урок решает образовательную задачу- вооружить учеников  знаниями и строится в основном  на объяснительно-иллюстративном  методе. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения. Дискуссия. Разнообразные источники знаний, программы телевидения, мультимедийные курсы, интернет-технологии и др. Используются также разнообразные формы работы. На таких уроках  создаётся больше возможности для решения познавательных задач.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью ,а ученики в результате видели бы  целостность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanierazvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урока

Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса. Методов обучения, развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, широкое использование передового педагогического  опыта.

 В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качеств, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения. А это невозможно без умения работать творчески.

Интеграция необходима в современной системе образования. Во-первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определённой области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Возникает ряд проблем: школьники овладевают обрывочными сведениями, у них возникает клочкообразные представления о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и к самому себе; обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания, полученные на других предметах ; узкая специализация и приводит к разорванному знанию, отчуждённому от человека; учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, к учителю. Учитель должен не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но он должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать важную информацию.

Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса: на уровне педагогических целей, на уровне содержания и т.д.

Какие же средства и формы обучения используются для интеграции знаний ?

Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто  и главным образом в следующих случаях: при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при лимите времени на изучение темы и желанием воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и обобщённых категорий(движение. Время, развитие, величина и др.); при создании проблемной, развивающей методики обучения по предмету. Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным очевидны: на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся; научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных профессиональных и научных ситуациях; интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, помогают обучающимся найти и постичь единые закономерности разных наук, взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Следует разделять традиционный и и современный уроки. Традиционный урок решает образовательную задачу- вооружить учеников  знаниями и строится в основном  на объяснительно-иллюстративном  методе. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения. Дискуссия. Разнообразные источники знаний, программы телевидения, мультимедийные курсы, интернет-технологии и др. Используются также разнообразные формы работы. На таких уроках  создаётся больше возможности для решения познавательных задач.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью ,а ученики в результате видели бы  целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

Школьникам надо дать не только сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умения творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей обучающихся. Этому способствует логическое построение предмета, чёткая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.

 В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме и по содержанию. Стараюсь организовать свой труд так, чтобы воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке математике.

Считаю, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска  и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Эта система методов, которая направлена главным образом  не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение,  а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной  мыслительной и практической деятельности.

 Одной из главных задач учителя  является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учеников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием.

Работать над активизацией познавательной деятельности- это значит формировать положительное отношение школьников  к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя - повышение мотивации обучающихся к учению.

Познавательная активность возможна при условии, что деятельность ,которой занимается ученик, ему интересна. Любой педагог , пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие способности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества  обучающихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике  нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность  обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать на всех уроках в младших классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

В своей работе я применяю уроки путешествия, уроки турниры и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.

Урок- путешествие-это игра, но игра, решающая целый ряд  познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры  в обучении школьников. Для любого ребёнка игра- это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Педагог должен помнить, что у ребёнка есть страсть  к игре и надо её удовлетворять.

В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемых  психологами- это игра на преодоление этапов.

Урок-путешествие можно отнести  именно к такому виду.В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5-8 классах, в основном для обобщения тем. Включая в такие уроки путешествия станции « Историческая», «Ботаническая», « Зоологическая», « Физическая», « Химическая», я учу детей  мыслить широко, осуществлять связь с другими учебными предметами. Особенно любят дети станцию « Волшебную, где их ждёт приз. Интересны уроки- путешествия  по темам « Десятичные дроби»,                                   « Обыкновенные дроби» и другие. При решение задач на движение по воде провожу урок путешествие по теме « Сложение, вычитание, округление  десятичных дробей». Цель урока : закрепление и обобщение пройденной темы. Вначале проводим разминку. Решаем устные примеры, например на сравнение, вычисления с десятичными дробями. Первый этап путешествия будем проводить на катере, и чтобы оно прошло успешно, нужно в каждой команде избрать капитана. Делимся на три команды( по рядам). Капитан за 3-4 минуты должен найти скорость катера по течению и против течения в предлагаемой задаче. Пока капитаны выясняют , с какой скоростью они будут двигаться , остальные ребята идут в кассу покупать билеты. На доске записаны примеры в три столбика. По цепочке каждая команда решает примеры из своего столбика , можно решать устно, кто не может письменно. Если пример решён неверно, то члены команды могут его исправить , тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет. Итак, все заняли свои места на катере, плывём по течению реки. Капитаны докладывают с какой скоростью они плывут. Все члены команды должны принять участие  в движении катера, а для этого необходимо подбросить горючего. Каждый правильно решённый пример- это капелька горючего. Задания написаны на заготовленных ранее листочках. Например, округлить числа до десятых. Сотых и т.д. Катер №1 сел на мель. Чтобы снять его смели, надо решить пример с комментированием. Также поступают и с катером №2 и №3. Подобные уроки можно проводить при решении любых задач на движение, ведь можно не только плыть, но и  лететь, ехать , идти. При решении задач на сравнение рассматриваются  различные ситуации: « В магазине», « На рынке», « В библиотеке» и другие, позволяющие обучающимся не только самостоятельно представить ситуацию, но и активизировать мыслительную деятельность.

Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать , выделять главное, существенное, умение рассуждать , доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом само образования .Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контролем. Самостоятельные работы подразделяются на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные,  устные и письменные,  на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ: по образцу, по инструкции и алгоритму, по готовым схемам, чертежам, графикам, с указанием к решению, вариативные, С промежуточными записями, математические диктанты, лабораторные работы, тестовые опросы, опрос- эстафета, опрос-игра, работа с учебником и справочной литературой, работа со взаимопроверкой и самопроверкой, сочинения, рефераты, доклады и т. д. Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершённым, всё зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснения некоторых из них:

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или карточке. Ребята выполняют аналогичные задания с изменёнными данными. Цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовых задач.

Вариативная ( управляемая) самостоятельная работа, обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение последующего опирается  на результат предыдущего. Ребята, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает  ни с одним, то ученик возвращается к решению, исправляет ошибку, и только тогда приступает к решению следующего примера .Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант. Давно оправдавшая себя форма. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Экспресс-диктант. Проводится как обычный диктант, но ответы записываются под копирку, и сразу же проводится фронтальная проверка.

Тестовые самостоятельные работы. Для уменьшения вероятности угадывания можно применять последовательное предъявление вариантов ответа, введение дополнительных пунктов ответов « не знаю», « Такого ответа нет», мотивировка к выбранному ответу, увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

  1. Способствует развитию научного стиля мышления обучающихся;
  2. Даёт возможность широкого применения обучающимися естественно-научного метода познания;
  3. Формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения наук взгляд на ту или иную проблему, отражающие объективные связи в окружающем мире;
  4. Повышает качество знаний;
  5. Повышает и развивает интерес к предмету;
  6.  формирует убеждение школьников, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  7. Позволяет использовать авторские компьютерные программы;
  8. Расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей обучающихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
  9. Приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

 Интеграция- необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках школы  является переходом этой школы на новый качественный уровень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...