Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».
презентация к уроку по биологии
Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся Активизация познавательной деятельности обучающихся – это создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся принцип самостоятельной активности обучающихся; принцип осознанности познания; принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех обучающихся, в том числе наиболее слабых.
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии Одной из важнейших проблем обучения является проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Учителю необходимо целенаправленно стимулировать у школьников учебную активность. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса обучающихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.
Дидактические игры Учебная игра выполняет несколько функций : - оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; - учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; - мотивирует и стимулирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию познавательного интереса.
«Найди лишнее» - перечислены названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, нужно найти и объяснить свой выбор. «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать. «Познавательные уроки – путешествия» Познавательные игры на уроках биологии
«Найди лишнее» Тема «Членистоногие», 7 класс: 1- пчела, 2 – муравей, 3- паук, 4 – стрекоза (Лишнее: 3 – паук, т.к. это класс Паукообразные, а все остальные – представители класса Насекомые) Тема «Гуморальная регуляция», 8 класс: 1 – инсулин, 2- тироксин, 3- соматотропин , 4 – пепсин (Лишнее: 4- пепсин, т.к. это фермент, а все остальные вещества – это гормоны) Тема «Пищеварительная система», 8 класс: 1 – легкие, 2 – желудок, 3 – пищевод, 4 – кишечник (Лишнее: 4- пепсин, т.к. это фермент, а все остальные вещества – это гормоны)
«Найди лишнее» Тема «Дыхание», 8 класс: 1 – легкие, 2 – желудок, 3 – пищевод, 4 – кишечник (Лишнее: 1 – легкие, т.к. это орган дыхательной системы, а остальные органы – это органы пищеварительной системы) Тема «Ракообразные», 7 класс: 1 - морской желудь, 2 – дафния, 3 – латимерия, 4 – морская уточка (Лишнее: 3 – латимерия, т.к. это – рыба, а остальные – представители ракообразных).
Тема «Бактерии», 5 класс Тема «Как развивалась жизнь на Земле», 5 класс
«Продолжи ряд» Тема: «Пищеварительная система», 8 класс: Ротовая полость, пищевод, желудок, …, …. Тема: «Дыхательная система», 8 класс: Носовая полость, гортань, трахея, …, … Тема:«Строение и функции головного мозга»,8 класс: Продолговатый мозг, мост, средний мозг, …, … Тема: «Органические вещества», 6 класс: Белки, жиры, …, …. Тема: «Мембранные органоиды клетки», 9 класс: Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи , …, …
Уроки - путешествия «Путешествие в страну Грибов», «Путешествие в мир бактерий», «Путешествие в царство растений», «Путешествие в прошлое» (при изучении темы «Как развивалась жизнь на Земле», биология, 5 класс), «Анатомическое путешествие» (обобщающий урок в 8 классе).
Проблемные вопросы Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: - при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; - при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; - при контроле знаний (творческое применение знаний). Проблемные вопросы позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.
Проблемные вопросы При изучении темы «Насекомые»: Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней? При изучении темы «Пищеварение»: Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя? При изучении темы «Птицы»: В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?
Проблемные вопросы При изучении темы «Экология »: Объясните, почему истребление волков может привести к сокращению численности кустарников и подроста деревьев? При изучении темы «Растения»: В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. - С какой целью рыхлят почву при выращивании растений? - Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями? - Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
Биологические задачи Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
Задача - возможность Позволяет быстро получить обратную информацию об усвоении материала. Рационально использовать на этапе проверки домашнего задания, мотивации и актулизации знаний. Решение задачи направлено на оценивание достоверной информации - установлении истинности или ложности утверждений. Устанавливая истинность утверждений, ученик имеет возможность высказать свое мнение, аргументирует свою точку зрения или позицию и готов работать на уроке, т.е. получать дополнительные знания.
Задача - возможность Например, в теме "Птицы" определить верные суждения: 1. Температура тела птиц зависит от окружающей среды (нет). 2. Воздушные мешки используются для дыхания птиц в полете и для облегчения веса тела птиц (да) 3. Дневные хищные птицы приносят в природе пользу (да) 4. Ворон – «муж» вороны (нет) 5. Птенцы гоацина имеют когти на пальцах крыльев (да).
Задача - сравнение Еще один вариант контроля знаний учащихся по теме предыдущего урока. При решении данного типа задач у ученика формируются познавательные УУД, ведь для решения задачи необходимо использовать умения определять понятия, давать им определения, классифицировать, строить логические суждения и делать выводы. Например, в теме "Земноводные" определить сходство и различие лягушки и тритона. (Различие: отряды бесхвостые и хвостатые, половой диморфизм и др., сходство: класс земноводные, дыхание легкими и кожей, индикаторы чистоты воды и др.)
Задача - поиск Данный вариант задачи позволяет формировать познавательные УУД, осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения. Например, при изучении темы «Рыбы» можно задать поисковый вопрос: «Выясните, почему слепые щуки способны выжить в аквариумах, но при этом они обязательно черного цвета».
Биология и литература Средством развития познавательного интереса к уроку биологии являются и стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых, их достаточно большая подборка, во-вторых, эффект их применения всегда ощутим, в – третьих, они снижают усталость на любых этапах урока.
Сказки на уроках биологии При изучении темы «Земноводные» можно предложить такую сказку в начале урока: «В финской сказке одна царевна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Что бы такое вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь кукушкой, средняя – белкой, а младшая превратилась в лягушку» Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос - Чем же так удивительна лягушка?
Сказки на уроках биологии При изучении темы «Пищеварение» : Я вам сейчас расскажу сказку, а закончить её мы должны будем вместе. “Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда…” Что за беда случилась? Почему она произошла? Что сделал король, чтобы справиться с этой бедой? В каждой сказке есть доля правды. Какой вывод мы можем сделать из этой сказки?
Стихи-загадки При изучении темы «Борьба за существование» : Определить о каких формах борьбы за существование говорится следующих строчках: 1) Внутривидовая борьба; 2) Межвидовая борьба 3) Борьба с неблагоприятными условиями. А) И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин) Б) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостию сила… (А.С. Пушкин) В) Лес кругом. Широкая поляна… На траве зеленой у кургана Жаркий бой ведут тетерева …..(П. Усачев) г) А знаете, друзья, что ёж был с мягкой шерсткою когда – то? Но объявилась, вдруг лиса, защелкали зубами волки, - И стали колкими глаза, и выросли иголки (А. Марков)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».
Описание форм работы, направленных на развитие и укрепление познавательного интереса учащихся и как важного мотива учения, и как стойкую черту л...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики, как условие достижений требований ФГОС
статья посвящена приемам познавательной активности на уроках математики...
Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»
Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....
Рекомендации к методическому семинару «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».
Рекомендации к методическому семинару...
Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...
Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».
Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности»....