Система педагогической деятельности учителя истории, способствующая развитию познавательной активности обучающихся
опыты и эксперименты по истории (9 класс)
Из опыта работы учителя истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_pedagogicheskoy_deyatelnosti_uchitelya_istorii.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Система педагогической деятельности учителя истории,
способствующая развитию познавательной активности обучающихся
учитель истории МКОУ Венгеровской СОШ №1
Ульянов А.В.
Ведущей педагогической идеей моей деятельности является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе
- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
- обеспечение свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
- принципа коллективного труда;
- осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
- использование личностно-ориентированного обучения.
Свою педагогическую деятельность я реализую через систему уроков и внеклассную работу (кружковая работа, элективные курсы «Применение тестовых технологий в изучении истории России», «Исторический портрет», предметные недели, интеллектуальные игры).
Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, проводить динамические паузы.
Громадные возможности выбора источников, получения разнообразной информации предоставляют мне компьютерные учебники и энциклопедии: «Всеобщая история», «История Отечества IX-XVIII вв.», «История России XVII – XIX века «История России: XX век», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Династия Романовых. Три века российской истории», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Московский Кремль», «Государственная символика России. История и современность» и другие
Мультимедийные учебники использую: выборочно при организации уроков; для самостоятельной работы учащихся; при выполнении творческих работ учащихся, групповых и индивидуальных проектов; в организации коррекционной работы и дополнительных занятий; для проведения различных видов опроса и контроля знаний школьников; во внеурочной деятельности учащихся
Комплексное воздействие видеоряда, звука, диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного позволяют облегчить усвоение обширного материала. ЭОРы: «История России: XX век», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Москвы до Рейхстага», «Энциклопедия истории России», работают в интерактивном режиме, следовательно, учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций. Интерактивная подача материала позволяет ученику вживаться в своеобразную роль исследователя и использовать разнообразные материалы: иллюстрации, меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, озвученные кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы, песни, чтение стихотворений их авторами и т.п. Смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная. Провожу различные виды нестандартных уроков: уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки. Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с обучающимися ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, применяю в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – обучающиеся, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Так же применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие приёмы, как: игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать); работа с карточками; составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно); выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль); разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.; восстановление логической цепочки событий; анализ текста с ошибками; рассказ о событии по иллюстрации.
Умение классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.
Важное место в организации образовательного процесса занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведённых наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Такой подход создаёт условия для организации познавательного процесса в личностно-ориентированной образовательной парадигме, позволяет осуществлять системно-деятельный, компетентностный подход в обучении.
Считаю, что важнейшим средством достижения современного качества образования является использование современных педагогических технологий. Поэтому применяю элементы современных педагогических технологий:
технология личностно-ориентированного обучения (использование проблемных творческих заданий с учетом индивидуальных способностей учащихся, применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала); технология развивающего обучения (опережающее обучение, высокий уровень теоретических знаний, разноуровневые творческие задания, частично-поисковая деятельность); использование новых информационных технологий (презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, создание тестовых заданий, электронного дидактического материала); технология здоровьесберегающего обучения; технология коллективного способа обучения (организация коллективной творческой деятельности, работа в сотрудничестве); технология интегрированного обучения (видео - художественный, музыкальный ряд, декламация, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение, использование материала уроков литературы, МХК, музыки, ИЗО). Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать однообразности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
Использование личностно-ориентированного обучения позволяет к каждому ученику подобрать свой образовательный маршрут, отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, способствует обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательного микроклимата, выявить уровень мотивации, от которой зависит умственное развитие личности, качество запоминания учебного материала. У обучающихся появляется вера в свои силы, в возможность достижения цели и собственную самостоятельность и как результат- стойкий интерес к предмету.
Исследовательские методы полезны тем, что весь класс принимает активное участие в обучении. У учащихся формирует познавательная активность, творческие способности, расширяется кругозор. Активно использую их на уроках обобщения и систематизации знаний - семинарах, конференциях, практикумах и т.д. они имеют целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, сформировать их в систему.
Элементы игровой технологии внедряю как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления, контроля. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В 6-8 классах использую инсценировки, творческие задания «Оживи картину», «Побывай в мастерской оружейника», «нерешенный кроссворд», «аукцион» и др. они помогают запомнить материал прочно, использовать при описании теоретические знания.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность, поэтому в старших классах чаще использую деловые и ролевые игры. «Суд над Петром I » в 10 классе был проведен в форме ролевой игры. Он позволил усвоить новый и закрепить ранее изученный материал, способствовал развитию творческих способностей. На этапе анализа было организовано обсуждение и оценка результатов игры, выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов
Выбираю методы (как общепедагогические, так и специфические): наглядные (фото, рисунки, видеофильмы, презентации, и т.п.); словесные (объяснение, чтение, рассказ и т.п.); практические (анализ документов, познавательные игры, составление хронологических таблиц и т.п.); проблемные задачи (7 класс. История Отечества: Почему ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский, не смотря на наличие, многочисленных сторонников не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте XVII?).; метод анализа и сравнения (анализ схем, графиков, диаграмм и т.д. ); метод обобщения (составление тестов, кроссвордов, написание эссе и т.д.); интерактивный (составление и защита презентаций, проектов и т.д.)
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности учащихся, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу.
Для систематического и качественного отслеживания результатов образовательной подготовки учащихся в практике работы использую различные дидактически обоснованные организационные формы контроля. Формы и методы контроля: вводный контроль для оценки базовых знаний учащихся; текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке; периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса; итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории. В своей работе я использую все виды контроля; устный контроль (фронтальный опрос, индивидуальный опрос), письменный контроль (письменный зачет, викторина, тест), мониторинг (отслеживание уровня прочности усвоения материала), защита проектов. (Приложение №1) В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат, исторических и обществоведческих фактов. Немаловажное значение в системе проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки (они размещены на информационном стенде в кабинете), понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, придумать синквейн, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, тестовые задания.
В преподавании истории метод проектов использую в рамках программного материала практически по любой теме. Метод проекта, объединяя личностно ориентированное и развивающее обучение, позволяет мне наиболее полно реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в образовании, закладывает навыки научной работы (работа с первоисточниками, с критическим материалом), формирует умение грамотно работать с информацией, преобразовывать ее, выдвигать гипотезы и выбирать варианты решения проблем. Благодаря методу проекта у обучающихся формируются и личностные качества: ответственность, коммуникабельность, соблюдение нравственных норм. В проектную деятельность вовлекаю учащихся всех классов, но при ее организации учитываю возрастные психолого-физиологические особенности детей. Например, в 5-8 классах большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, села и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем», «Семь чудес света» и др. В старших классах ребята выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России.
Лучшие компьютерные презентации представлялись на школьной научной конференции в рамках Дней науки, на конкурсах в рамках предметной недели «Истории». (Приложение №8,9)
С помощью проектной методики на уроке стараюсь достичь нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет истории творческими работами детей.
В целях воспитания патриотизма, активной жизненной позиции, провожу большую внеклассную работу. Привлекаю учащихся к различным конкурсам, олимпиадам, викторинам. Провожу предметные недели по истории, олимпиады школьного уровня. Накопленный материал хранится в кабинете истории. Самой массовой формой привлечения обучающихся к изучению истории, МХК, (в среднем 50% ребят класса и выше), поднятия самооценки и взаимодействия с родителями стало участие в международном конкурсе-игре «Золотое руно», во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше Наследие», «Летописец» общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», областной интернет-викторине «Великая забытая война», организованной отделом гражданско-патриотического воспитания г.Новосибирска. По итогам конкурсов мои ученики отмечены грамотами и дипломами различного уровня, памятными подарками.
Учащиеся и учителя нашей школы ежегодно принимают участие в районных конкурсах. Прослеживается преемственность в работе «школа–муниципальный центр культуры». Многие мероприятия готовим совместно с муниципальным Домом культуры. Активно сотрудничаю с Детской школой искусств, Домом детского творчества, Муниципальной библиотекой.
Для организации и проведения самостоятельных исследований учащимися я разработал программу элективного курса «Исторический портрет». На элективном курсе «Применение тестовых технологий в изучении истории России», учащиеся 10-11-х классов расширяют свои знания по истории, развивают креативные способности через разноплановые задания: тесты выбора, тест соотнесения, тест группировки, анализ схемы, анализ статистических данных, анализ документа. Большое внимание уделяю подготовке к ЕГЭ, использую КИМы ЕГЭ, программы-тренажеры «Репетитор по истории», материалы сайта ФИПИ, НИМРО, НИПКиПРО, а так же ряд готовых презентаций по разделам для повторения и закрепления знаний и умений.
Использую разные формы повышения своего профессионального уровня:
- работа по теме самообразования: «Организация проектной деятельности на уроках истории с использованием информационных технологий», разработка индивидуального плана развития учителя.
- Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу. Являюсь членом педагогического клуба «Первое сентября», «по школу.ру», постоянным пользователем сайтов http://www.1september.ru, http://www.proshkolu.ru , http://www.edu54.ru
- Курсы повышения квалификации (Приложение №2)
Обобщение и распространение опыта ( Приложение №1)
- 2012-2013, 2014-2015 Участие в областном конкурсе «Педагогическая инициатива в сфере информационных технологий » 2010-2011 учебный год. Школьный уровень. Урок в 6 классе «», повторительно-обобщающий урок с различными видами деятельности учащихся: опрос, умение делать выводы, анализировать;
- выступление на РМО «Развитие творческих способностей на уроках музыки»;
- выступление ШМО «Развитие интеллектуальной одаренности на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся».
- Августовская конференция «Современная стратегия развития педагогического потенциала в Венгеровском районе». Районный уровень. Мастер-класс «Проектная деятельность на уроках в начальной школе».
- Круглый стол «Каким должен быть учитель Новой школы» в рамках районной конференции. Выступление по теме «Современный урок музыки. Инновационные формы работы на уроках музыки.»
- На сайте edu54.ru размещены материалы: тесты, фотоальбомы.
Награды:
- Награжден почетной грамотой Департамента образования Новосибирской области за высокие результаты в профессиональной деятельности 2009г.
- Почетная грамота Совета депутатов Венгеровского района за большой вклад в обучении и воспитание подрастающего поколения, 2013г.
- Почетная грамота Главы Венгеровского района за результативную работу в обучении и воспитание подрастающего поколения, 2015г.
- Благодарность Администрации Венгеровского района за личный вклад в победу команды Венгеровского района на III культурной Олимпиаде Новосибирской области, 2013г.
- Награжден почетной грамотой управлением образования администрации Венгеровского района за результативную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
- Благодарственными письмами и дипломами за организацию и проведение олимпиад «Летописец», «Наше наследие», «Олимпус» (Приложение №12, 13)
- Дипломы «ШЦВ» за активное применение в работе современных информационных технологий, 2014, 2015гг.
Мониторинг результатов обучения осуществляю в конце каждого учебного года, четверти, на уроках и внеклассных занятиях. Мне представляется, что требованиям достоверности в наибольшей степени будут отвечать следующие результаты:
- Мониторинг качества знаний учащихся показывает позитивную динамику учебных достижений (Приложение №3)
- Результаты ЕГЭ (Приложение № 4) и результаты ОКПД. (Приложение №5)
- Результативность участия в конкурсах, олимпиадах (Приложение №6, №7).
- Мониторинг удовлетворенности обучающихся уровнем преподавания истории (Приложение 10). Отношение к информатизации образовательного процесса старшеклассников. (Приложение 11).
Проанализировав результаты мониторинга, считаю, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы способствуют формированию познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся. (Приложение № 9) У обучающихся сформирована способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
На перспективу ставлю цели профессионального развития:
- Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу: изучение литературы, связанной с проблемой реализации ФГОС, разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса;
- Продолжить освоение перспективных технологий;
- Развивать направление внеклассной работы с целью раскрытия творческого потенциала детей.
Учитель истории _________________/А.В.Ульянов/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"
Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...
Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...
Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»
Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...
Развитие познавательной активности обучающихся как показатель профессионализма учителя
Материал статьи в современных условиях,когда дети не отличаются особым прилежанием,поможет начинающим педагогам понять и заинтересовать учеников своим предметом!...
Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».
Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...