Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс
методическая разработка по географии (8 класс)
Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_attestatsii.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка факультативного курса
«Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин»
8 – 9 класс
Пояснительная записка
Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности.
Актуальность: Сокращение часов федерального стандарта на изучение географии в школе привело к тому, что такие формы обучения как экскурсии, лабораторные и практические работы сведены до минимума, а региональный компонент совсем выпадает из школьной программы. В связи с этим актуальность приобретает согласованный и взаимодополняющий интегрированный курс основного и дополнительного образования.
Программа построена на использовании метода опережающего обучения, который реализуется при изучении отдельных тем экологии, регионоведения. В основе программы проектно-исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению природы и включению учащихся в природоохранную деятельность, способствующую формированию экологического мышления.
Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать и другие образовательные проблемы, связанные с уровневой дифференциацией, с созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением личностно-значимых для обучающегося знаний и способов деятельности, способствует профессиональной ориентацией подростков.
Программа состоит из трех самостоятельных разделов: теоретические занятия, практикум (виртуальные экскурсии, походы и экспедиции), закрепление материала в ходе игровой деятельности.
Развитие личности ребёнка и её становление являются одними из основных направлений дополнительного образования детей. Выявление интересов, способностей учащихся и создание условий для их развития – важнейшие элементы педагогической деятельности.
Цель программы – создание условий для творческой и интеллектуальной самореализации личности, обеспечение ее профессионального самоопределения.
Задачи программы:
Обучающие:
– расширение геоэкологических знаний и знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
– знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
– овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
– ознакомление с принципами охраны природы;
– овладение навыками туристической подготовки.
Развивающие:
– развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать,
классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
– поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
– развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
– создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.
Воспитательные:
– практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего региона и других территорий России;
– формирование навыков бережного отношения к природе;
– овладение правилами поведения в природе;
– воспитание чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.
Специальные:
– осуществление подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности и профориентация.
Особенность данной программы в том, что она мобильна. Работа по программе ежегодно претерпевает изменения в зависимости от контингента учащихся, возможностей проведения тех или иных исследований, сотрудничества с научным сообществом и участия во всероссийских акциях, мероприятиях, обучающих программах, экспедициях.
Программа рассчитана на подростков 13-15 лет – с 8 по 9 класс.
Программа реализуется в рамках занятий, согласно выделенным часам дополнительного образования - 1 час в неделю: 8, 9 класс – по 1 часу, во второй половине дня в течение учебного года.
Формы оценки результативности работы по программе:
- повышение качества знаний по предметам география, экология;
- результаты участия в предметных олимпиадах;
- результаты участия в научно-практических конференциях разного уровня;
- результаты проектной деятельности;
- статистика поступления выпускников в вузы географической, экологической, биологической направленности;
- оценка активности по участию в фестивалях, акциях, в организации и проведении природоохранных мероприятий.
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Географическое положение о.Сахалин Виртуальное путешествие. | 2 |
3 | Очертания берегов: моря, заливы, проливы. | 2 |
4 | История открытия и исследования о. Сахалин. | 2 |
5 | Рельеф о. Сахалин: горы, долины, равнины. Виртуальное путешествие. | 2 |
6 | Полезные ископаемые. | 2 |
7 | Климат о. Сахалин. | 2 |
8 | Реки, озёра. Экологические проблемы. | 2 |
9 | Растительный мир о. Сахалин. Редкие растения. Лекарственные растения о. Сахалин. | 2 |
10 | Животный мир о. Сахалин. Животные Красной книги Сахалинской области. | 2 |
11 | Особо охраняемыетерритории о. Сахалин Заповедник «Поронайский». Виртуальное путешествие. | 2 |
12 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. | 2 |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением почв. | 1 | |
13 | Работа по охране окружающей среды в Защита природы Сахалина иностранными компаниями. | 2 |
14 | Охрана вод рек и морей. Контроль за выловом рыбы и морепродуктов. | 2 |
15 | Путешествие по карте Сахалина. | 2 |
Творческая проектная деятельность | 2 | |
16 | Итоговый урок. Творческий отчёт. | 2 |
Итого | 34 часа |
Содержание программы.
1.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории. Работа с картами и атласами острова.
Виртуальное путешествие по острову. Работа в сети интернет.
2. История открытия и исследования о. Сахалин. Работа в сети интернет.
3. Растительный и животный мир исследуемой территории. Работа с картой и атласом, дополнительной литературой для составления характеристики растительного и животного мира. Виртуальное путешествие.
Проведение урока-игры.
4. Изучение загрязнения воздуха выхлопными газами. Пользуясь справочными табличными данными о загрязнении воздуха выхлопными газами различных источников определяем загрязнение территории.
5. Работа с физико-географической картой острова для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися территорий водоемов острова. Описание видов водоема, сравнение, исследования.
6. Защита проектов по охране природы острова Сахалин.
Ожидаемые результаты: Усвоение учащимися содержания курса. Осознание экологической опасности и понимания необходимости своего реального участия в природоохранной деятельности.
В конце курса ученик должен уметь раскрыть экологическую ситуацию, складывающуюся на острове; рассмотреть проблемы использования природных ресурсов; охарактеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей. Мы должны воспитать у школьников экологическую культуру и экологическое сознание, содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов, формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: урок-семинар на тему «Экологические проблемы»
Это краткий конспект для проведения урока семинара на тему "Экологические проблемы". Этот семинар являестся итогом и обобщением темы неорганические соединения в 9 классе....
Программа факультативного курса «Природа Донского края»
Предлагаемая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...
Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...
Программа факультативного курса Природа и человек
Программа факультативного курса Природа и человек...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Экологические проблемы города ".
Содержит материал к уроку с использованием кейс - технологии (метода анализа конкретной ситуации). На уроке ребятам, работающим в группах, предлагается разработать собственное решение по обознач...
Разработка факультативного занятия «Природа и экологические проблемы о. Сахалин» для учащихся 8 класса
Урок-игра на тему: «Сахалин – чудо природы»Интеграция предметов: география, биология, история, краеведение, экология, ИЗО, музыка....
Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы) английский язык
Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы)...