Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс
методическая разработка по географии (8 класс)

Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_attestatsii.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка факультативного курса

«Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин»

8 – 9 класс

Пояснительная записка

     Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности.

     Актуальность: Сокращение часов федерального стандарта на изучение географии в школе привело к тому, что такие формы обучения как экскурсии, лабораторные и практические работы сведены до минимума, а региональный компонент совсем выпадает из школьной программы. В связи с этим актуальность приобретает согласованный и взаимодополняющий интегрированный курс основного и дополнительного образования.

   Программа построена на использовании метода опережающего обучения, который реализуется при изучении отдельных тем экологии, регионоведения. В основе программы проектно-исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению природы и включению учащихся в природоохранную деятельность, способствующую формированию экологического мышления.

   Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать и другие образовательные проблемы, связанные с уровневой дифференциацией, с созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением личностно-значимых для обучающегося знаний и способов деятельности, способствует профессиональной ориентацией подростков.

   Программа состоит из трех самостоятельных разделов: теоретические занятия, практикум (виртуальные экскурсии, походы и экспедиции), закрепление материала в ходе игровой деятельности.

   Развитие личности ребёнка и её становление являются одними из основных направлений дополнительного образования детей. Выявление интересов, способностей учащихся и создание условий для их развития – важнейшие элементы педагогической деятельности.

   Цель программы – создание условий для творческой и интеллектуальной самореализации личности, обеспечение ее профессионального самоопределения.

   Задачи программы:

Обучающие:

– расширение геоэкологических знаний и знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

– знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

– овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;

– ознакомление с принципами охраны природы;

– овладение навыками туристической подготовки.

Развивающие:

– развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать,

классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

– поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

– развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;

– создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.

Воспитательные:

– практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего региона и других территорий России;

– формирование навыков бережного отношения к природе;

– овладение правилами поведения в природе;

– воспитание чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.

Специальные:

– осуществление подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности и профориентация.

   Особенность данной программы в том, что она мобильна. Работа по программе ежегодно претерпевает изменения в зависимости от контингента учащихся, возможностей проведения тех или иных исследований, сотрудничества с научным сообществом и участия во всероссийских акциях, мероприятиях, обучающих программах, экспедициях.

   Программа рассчитана на подростков 13-15 лет – с 8 по 9 класс.

Программа реализуется в рамках занятий, согласно выделенным часам дополнительного образования - 1 час в неделю: 8, 9 класс – по 1 часу, во второй половине дня в течение учебного года.

Формы оценки результативности работы по программе:

- повышение качества знаний по предметам география, экология;

- результаты участия в предметных олимпиадах;

- результаты участия в научно-практических конференциях разного уровня;

- результаты проектной деятельности;

- статистика поступления выпускников в вузы географической, экологической, биологической направленности;

- оценка активности по участию в фестивалях, акциях, в организации и проведении природоохранных мероприятий.

Календарно – тематическое планирование

8 класс

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Географическое положение о.Сахалин

Виртуальное путешествие.

2

3

Очертания  берегов: моря, заливы, проливы.

2

4

История открытия и исследования о. Сахалин.

2

5

Рельеф о. Сахалин: горы, долины, равнины.

Виртуальное путешествие.

2

6

Полезные ископаемые.

2

7

Климат  о. Сахалин.

2

8

Реки, озёра. Экологические проблемы.

2

9

Растительный мир о. Сахалин. Редкие растения. Лекарственные растения о. Сахалин.

2

10

Животный мир о. Сахалин.

Животные Красной книги Сахалинской области.

2

11

Особо  охраняемыетерритории о. Сахалин

Заповедник «Поронайский».

Виртуальное путешествие.

2

12

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха.

2

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почв.

1

13

Работа по охране окружающей среды в

Защита природы Сахалина иностранными компаниями.

2

14

Охрана вод рек и морей. Контроль за выловом рыбы и морепродуктов.

2

15

Путешествие по карте Сахалина.

2

Творческая проектная деятельность

2

16

Итоговый урок. Творческий отчёт.

2

Итого

34 часа

Содержание программы.

1.Составление физико-географической характеристики исследуемой     территории. Работа с картами и атласами острова.

Виртуальное путешествие по острову. Работа в сети интернет.

2.  История открытия и исследования о. Сахалин. Работа в сети интернет.

3.  Растительный и животный мир исследуемой территории. Работа с картой и атласом, дополнительной литературой для составления характеристики растительного и животного мира.   Виртуальное путешествие.

Проведение урока-игры.

4. Изучение загрязнения воздуха выхлопными газами. Пользуясь справочными табличными данными о загрязнении воздуха выхлопными газами различных источников определяем загрязнение территории.

5.  Работа с физико-географической картой острова для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися территорий водоемов острова. Описание видов водоема, сравнение, исследования.

6.  Защита проектов по охране природы острова Сахалин.

Ожидаемые результаты: Усвоение учащимися содержания курса. Осознание экологической опасности и понимания необходимости своего реального участия в природоохранной деятельности.

В конце курса ученик должен уметь раскрыть экологическую ситуацию, складывающуюся на острове; рассмотреть проблемы использования природных ресурсов; охарактеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей. Мы должны воспитать у школьников экологическую культуру и экологическое сознание, содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов, формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: урок-семинар на тему «Экологические проблемы»

Это краткий конспект для проведения урока семинара на тему "Экологические проблемы". Этот семинар являестся итогом и обобщением темы неорганические соединения в 9 классе....

Программа факультативного курса «Природа Донского края»

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...

Программа факультативного курса Природа и человек

Программа факультативного курса Природа и человек...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Экологические проблемы города ".

Содержит материал к уроку  с использованием кейс - технологии (метода анализа конкретной ситуации). На уроке ребятам, работающим в группах, предлагается разработать собственное решение по обознач...

Разработка факультативного занятия «Природа и экологические проблемы о. Сахалин» для учащихся 8 класса

Урок-игра на тему: «Сахалин – чудо природы»Интеграция предметов: география, биология, история, краеведение, экология,  ИЗО, музыка....

Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы) английский язык

Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы)...