Методическая разработка: урок-семинар на тему «Экологические проблемы»
план-конспект занятия по естествознанию (9 класс) по теме
Это краткий конспект для проведения урока семинара на тему "Экологические проблемы". Этот семинар являестся итогом и обобщением темы неорганические соединения в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Урок-семинар на тему «Экологические проблемы»
На уроке формируем четыре группы учащихся. Каждой группе даются одинаковые контрольные вопросы для обсуждения. Каждая группа через двадцать минут делает защиту своему сообщению (проекту) на пять минут, на основе этих вопросов. После вопросов даются примерные ответы:
Вопрос 1 - Каковы важнейшие условия существования и развития жизни на Земле
Ответ - Условия существования и развития жизни определяются сочетанием качеств природной среды, которые обеспечивают возможность обмена вещества, энергии и информации живых организмов, населяющих биосферу Земли, между собой и между внешней средой. Эти условия определяются наличием в достаточном количестве жидкой воды, необходимого минимума минеральных веществ, ограничения солености среды, содержанием в атмосфере кислорода и углекислого газа и температурой внешней среды, обеспечивающей возможность этого обмена веществ. Это относится и к человеку, оказавшемуся на верхней ступени трофической (пищевой) лестницы Природы.
Вопрос 2 - Перечислите важнейшие современные экологические проблемы.
Ответ - Современные экологические проблемы включают в себя: потепление климата Земли; замусоривание ближнего космоса; сокращение мощности стратосферного озонового экрана и усиление ультрафиолетовой радиации; химическое загрязнение атмосферы; загрязнение океана и изменение свойств океанических вод; истощение и загрязнение вод суши; накопление радиоактивных отходов и радиоактивное загрязнение всех сред; изменение геохимического баланса ландшафтов; скопления всякого рода твердых и жидких отходов; углубление процесса опустынивания; сокращение площади тропических лесов и северной тайги, основных поставщиков кислорода атмосферы планеты; освобождение экологических ниш на фоне общего снижение биоразнообразия; абсолютное перенаселение Земли и относительное переуплотнение отдельных регионов; крайняя дифференциация бедности и богатства; ухудшение среды жизнеобитания в переуплотненных городах и мегаполисах; исчерпание многих месторождений минерального сырья.
Вопрос 3 - Что такое природные ресурсы и каково их значение в жизни общества?
Ответ - Пpиpодные pесуpсы - компоненты пpиpоды (пpиpодные объекты и явления), используемые в пpошлом и (или) настоящем, и оцененные в отношении возможности их использования в будущем.
Вопрос 4 - Назовите важнейшие революции в использовании природных ресурсов.
Ответ - Первая революция в использовании природных ресурсов сельскохозяйственная - переход от собирательства и охоты к скотоводству и возделыванию сельскохозяйственных культур. Вторая, революция - изобретение паровой машины. Третья - информационная революция основана на широчайшем внедрении компьютеров и современных систем коммуникации и связи.
Вопрос 5 - Что такое биосфера? Каковы ее сущность и положение в системе земных оболочек.
Ответ - Биосфера, согласно определения В.И.Вернадского, это среда нашей жизни, это та "природа" которая нас окружает, та "природа" о которой мы говорим в разговорном языке? Определение биосферы и ее синонима - Лика Земли были, введены австpийским геологом Э.Зюссом. В.И.Вернадский показал ходом дальнейшего исследования, что его представления были коренным образом изменены, что Лик Земли не является результатом "случайных явлений", а отвечает определенной резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере - одной из многих других, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет. Он подчеркивал организованность идущих в ней геологических процессов" Пределы биосферы обусловлены "полем существования жизни", в котором по условиям температуры, химической активности и физического состояния вещества явления жизни могут иметь место.
Вопрос 6 - Как следует понимать процесс загрязнения окружающей среды?
Ответ - Под загpязнением понимается пpивнесение в сpеду или возникновение в ней новых, обычно не хаpактеpных для нее физических, химических, инфоpмационных или биологических агентов или их пpевышение в pассматpиваемое вpемя над естественным сpеднемноголетнем уpовнем их концентpации.
Вопрос 7 - Что входит в состав биосферной компоненты города?
Ответ - Биосферная компонента города включает в себя, помимо человека, все виды зеленых насаждений, городские популяции животных - голубей, воробьев, ворон, галок, водоплавающих птиц, зимующих на проталинах водных объектов, крыс и мышей, "одомашненных" насекомых, таких как комары, блохи и тараканы, клопы, наконец микробного и вирусного населения многоэтажных зданий и городских квартир.
Вопрос 8 - Что понимается под экологическим риском?
Ответ - Под экологическим риском понимается степень вероятности проявления неустранимых экологических последствий, ограничивающих возможность производственной и иной деятельности на регулируемой территории.
Вопрос 9 - Каковы причины возникновения экологических рисков?
Ответ - Экологические pиски возникают по многим и разным причинам, из которых наиболее известны, как пpомышленные аваpии и катастpофы; pазвитие атомной и дpугих видов энеpгетики; тpанспоpтиpовка и захоpонение pазличных, в том числе высокотоксичных пpомышленных отходов; шиpокомасштабного загpязнения водных источников; осуществления таких кpупных пpоектов пpиpодопользования, как освоение нефтяных богатств Севеpа Западной Сибиpи; конвеpсионное уничтожение ядеpных и химических вооружений и боепpипасов; истощение и pасхищение pастительных и животных пpиpодных pесуpсов; шиpокое наpушение тpофических цепей; потеpи влажных местообитаний, в том числе болот; длительное действие свеpхмалых доз загpязнителей, наконец - устойчивое снижение плодородия почв, а в pяде pегионов - начавшихся шиpокомасштабных пpоцессов опустынивания.
Вопрос 10 - Перечислите основные экологические риски глобального значения и выскажите свои соображения по реальности их проявления ныне.
Ответ - К рискам, могущим иметь глобальные экологические последствия, могут быть отнесены проявления таких процессов, как изменение климата, истощение озонового слоя, снижение биоpазнообpазия, а отсюда - риск глобальных пpоцессов нарушения сложившегося баланса биосфеpы как единого целого. Очевидно также, что любые глобальные процессы пpоявляются и на pегиональных и на локальных уpовнях.
Практическая работа по теме «Загрязнение окружающей среды и его последствие»
Опыт №1. Действие нефти и нефтепродуктов на растительные организмы.
Материалы и оборудование: четыре стеклянные банки по 500 мл, водные растения (ряска, элодея), нефть, бензин, мазут и микроскоп с сильным увеличением.
Банки наполняют водой и в каждую из них помещают все виды водных растений и добавляют по одной две капли нефтепродуктов. Одна банка контрольная. Наблюдения проводят в течение недели.
Предлагаемый опыт позволяет оценить характер воздействия каждого загрязнителя на растение.
Опыт №2. Влияние синтетических моющих средств (СМС) на водную экосистему.
Материалы и оборудование: две стеклянные банки по 500 мл, водные растения (ряска, элодея), стиральный порошок, шампунь, фенолфталеин, микроскоп.
В банки с растениями добавляют по 5 мл раствора СМС. Через два дня сравнивают опытные растения с контрольными используя микроскопирование. С помощью индикатора определяют характер среды в банках.
Опыт №3. Действие солей тяжелых металлов на белок.
К 1-2 мл раствора белка добавляют несколько капель раствора соли свинца (II), при этом белок свертывается и выпадает в осадок.
К 2-3 мл раствора белка добавляют соли ртути (II) наблюдают осаждение белка.
Этот опыт показывает, что природные белки теряют присущие им специфические свойства, становятся нерастворимыми, денатурируют. В случаях отравления людей ионами тяжелых металлов используют молоко, белки которого связывают их.
Опыт №4. Процессы происходящие в результате антропогенного воздействия на природную систему.
Демонстрируют процессы: образование кислот из кислотных оксидов (кислотные дожди), закисление водоемов (аквариум), разрушение яичной скорлупы под действием кислот, угнетение роста растений в условиях избыточного содержания ионов тяжелых металлов.
Опыт №5. Определение нитритов в воде.
К 1 мл воды прибавляют 2 мл 0,9% раствора хлорида натрия. Затем 2 мл
приготовленной таким образом воды смешивают с 1 мл риванольного реактива
(таблетку растворяют при нагревании в 200 мл аптечной соляной кислоты). Если
появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде
недопустим.
Опыт №6. Определение нитратов в продуктах.
Нитрат в продуктах восстанавливают до нитрит-ионов, которые диазотируют риванолом с образованием окрашенного соединения.
2 мл разведенного продуктового сока смешивают с 1 мл солянокислого раствора
риванола и добавляют на кончике ножа цинковый порошок. Если в растворе содержится
более 20 мг/л нитратов, то желтая окраска раствора постепенно обесцвечивается и
сменяется розовой. Это означает, что нормы нитратов в этом продукте превышены.
Опыт №7 Контроль за выпадением кислотных осадков
Кислотными называют любые осадки: дожди, туманы, снег, росы - кислотность которых выше нормальной. Промышленные и транспортные загрязнения ведут к выбросам в
атмосферу оксидов серы и азота. Они реагируют с парами воды, образуют серную и
азотную кислоты, которые возвращаются на землю с осадками, из-за чего последние
становятся ненормально кислыми. Их влияние на экосистемы многообразно.
В отсутствие загрязнителей у дождевой воды обычно слабокислая реакция (pH = 5,6),
поскольку в ней легко растворяется углекислый газ из воздуха с образованием
слабой угольной кислоты. Кислотными называют осадки с pH 5,5 и ниже. Значение
pH легко измерить с помощью индикаторной бумаги, которая есть в любой
лаборатории. Полоску индикаторной бумаги опускают в раствор и сверяют ее цвет с
прилагаемым эталоном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-семинара по проектированию: "Оформление и формы защиты проекта"
Метод проекта – пример деятельностного подхода в обучении, который представляет собой совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде определен...
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"
В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Экологические проблемы города ".
Содержит материал к уроку с использованием кейс - технологии (метода анализа конкретной ситуации). На уроке ребятам, работающим в группах, предлагается разработать собственное решение по обознач...
Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.
Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...
Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс
Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности....
Методическая разработка. Урок - семинар по литературе в 8 классе «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Тема: «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»Цели:образовательные:- познакомить учащихся с литературоведческим понятием "вещь";- определить роль и функции вещей в по...