Урок географии по теме "Восточно-Европейская равнина" с использованием ИКТ
учебно-методический материал по географии
Урок географии по теме "Восточно-Европейская равнина" с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_s_ispolzovaniem_ikt.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИКТ ПО ТЕМЕ:
«Русская (Восточно-Европейская) равнина».
ФИО: Чулкова Ольга Александровна
Место работы: МБОУ Самолюбовская ОШ
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 8
Базовый учебник Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География России. – М.:2016
Цель урока: Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Восточно-Европейской равнины.
2. Познакомить с главной особенностью Восточно-Европейской равнины –разнообразием природы
3. Сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Восточно-Европейской равнины.
Развивающие:
Развивать умения работать с картами атласа и учебника.
Развивать умение выделять главное, анализировать.
Развивать память.
Закрепить умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к красоте своей родной природы, гордость за наши природные богатства
Планируемые результаты урока:
Выявить главные особенности природы Восточно-Европейской равнины.
Оборудование:
Учебник (Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География России. – М.:2016.), учебный атлас по географии России природа 8 класс, настенная карта, контурная карта Восточно-Европейской равнины, модули для работы в группах, мультимедийный проектор.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки для учащихся.
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут (СанПин 2011 года)
Перечень используемых ЭОР
№ | Название | Характеристика ЭОР |
1 | ЭОР №1 | Презентация учителя к уроку «Русская равнина» |
2 | ЭОР №2 | Презентация для учащихся, задания к учебным модулям |
3 | ЭОР №3 | Интерактивный тест по теме «Русская равнина» (создан в программе My Test) |
Ход урока
Организационный момент
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний (демонстрация ЭОР №1, слайд 1.)
Вспомните, что такое природный комплекс.
С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов?
Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой? (ЭОР №1, слайд 2)
Назовите крупные природные районы на территории России.
Учитель: Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с крупными природными районами нашей страны и тема сегодняшнего урока «Русская равнина». (ЭОР №1, слайд 3)
Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)
Почему Восточно - Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)
Запись темы урока в тетрадь, целепологание (ЭОР №1, слайд 4)
(ЭОР №1, слайд 5)Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.
2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.
Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.
Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.
Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.
Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.
Изучение нового материала
Географическое положение равнины (ЭОР №1, слайд 6, 7)
- Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану (на слайде):
1. Протяженность
1). с севера до юга…
2). с запада до востока…
2. Площадь равнины …
3. Пограничные географические объекты:
3). север…
4). юг…
5). восток…
6). запад…
Задание 2: используя карты атласа, дополни предложения (устный опрос по цепочке) – раздаточный материал
Русская равнина расположена на материке _________, в _________ полушарии.
Русская равнина на севере омывается водами _____________ океана и _________ моря.
Изрезанность береговой линии ____________ .
Глубоко в океан вдаются полуострова _______________ и _______________ .
Кроме того с юго-запада равнина омывается водами ______________ моря, а с юго- востока ________ морем.
самая северная точка лежит на широте ____ , а южная ______ .
2. Рельеф и геологическое строение Русской равнины
Учитель: Рельеф равнины – полого-волнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом, мощным осадочным чехлом.
Задание 3: используя тектоническую карту в атласе дай характеристику геологического строения: (раздаточный материал)
В основании Восточно-Европейской равнины лежит ……………………….., по возрасту она ………………………, об этом говорит …………………………, который сформировался ………………
Он очень неровный, залегает на разной глубине и выходит на поверхность в пределах равнины лишь на Кольском полуострове и в Карелии -………………….. щит.
Понижениям фундамента соответствуют ……………….. (Печерская, ………………., которая располагается на высоте -28 метров над уровнем моря), выступам - ……………………... (Среднерусская, Тиманский кряж).
Рельеф Восточно-Европейской равнины –…………………, преобладающие высоты от ……до…… метров.
Наибольшие высоты Восточно-Европейской равнины на Кольском полуострове в горах Хибины ……….. метров, наименьшие на ………низменности … метров ниже уровня океана.
Рельеф равнины очень разнообразный из-за деятельности …………………. и ……………… сил (на севере – деятельность……………., на юге - …………….).
3. Физминутка: А, теперь ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнутся, разогнутся
Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка
Путешествуем по свету
Изучаем мы планету.
4. Инструктаж работы с модулями
Работа происходит в мини-группах по 2 человека. В распоряжении группы имеется ноутбук с ЭОР №2 (презентация), атлас, инструктивные карты. Результатом работы группы является презентация с выполненными в ней заданиями практического характера.
5. Применение нового знания:
- Используя свои новые знания выполните проверочную работу(тест) –ЭОР №3
6. Оценивание (по результатам теста ЭОР №3)
7. Подведение итогов: Мы изучили причины выделения, существования природного района – Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. На следующем уроке мы продолжим изучение Русской равнины. Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат жетоны разного цвета, если от урока получили удовлетворение, радость выбираете оранжевый цвет, если просто понравился - зеленый цвет, не понравился выбираете синий цвет.
8. Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вы это узнали, что вам помогло?
Понравился ли урок? Что именно вам понравилось?
Как оцениваете работу в группах?
Спасибо за совместный урок.
9. Домашнее задание:
П. 34 прочитать - всем,
У кого «4-5» - ответить на вопрос 1,2 стр. 148.
У кого «3» - ответить на вопросы 1-4, стр. 148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе с использованием краеведческого материала "Степи России"
Тема Урока: Степи РоссииЦель: дать комплексную характеристику природной зоны степей;Задачи: выделить особенности степей, определить их влияние на характер, условия жизни и быт человека;Рассмотреть ант...
Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...
Разработка урока географии в 7 классе с использованием Интернет-ресурса
Традиционный урок по нахождению крайних точек материка можно превратитьв увлекательное красочое и хорошо запоминающееся путешествие....
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Использование диалоговых технологий в обучении географии...
Интегрированный урок география и немецкий язык с использованием компьютера.
Интегрированный урок географии и немецкий язык в 8 классе по теме "Мы собираемся путешествовать по Германии"....
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Технологическая карта урока географии в 6 классе c использованием ЭФУ
Тема урока: Вода в атмосфере.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах в атмосфере...