Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
статья по географии на тему
Использование диалоговых технологий в обучении географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_kompetentnosti_obuchayushchikhsya_na_urokakh_geografii.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новодроковская СОШ
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Подготовила:
учитель географии и
общественных дисциплин
Кириченко С. Д.
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
21 век: новые реалии и вызовы современности требуют новых подходов и способов деятельности и в образовании в первую очередь.
Современный мир характеризуют такие явления как глобализация и интеграция .Эти процессы предполагают совместные усилия стран и народов , международных организаций в решении проблем мирового сообщества .Мир хрупок , нестабилен
(у каждой страны свои геополитические интересы). Надо уметь договариваться ,т.е. вести цивилизованный диалог . История взаимоотношения людей доказала эффективность именно диалоговой формы общения как в системе: народы страны международные организации, так и в системе : человек -общество -власть.
Не только в мире, но и в современной России происходят грандиозные перемены и одна из таких перемен это формирование гражданского общества. Признаком которого можно считать диалог между людьми обществом и властью.(и мы видим яркие примеры тому – функционирование Общественной палаты при президенте, прямые линии , молодёжный форум Селигер), Где на обсуждение выносятся важные общественно значимые проблемы. И молодые люди должны быть готовы к активному участию в жизни страны и общества.
А так как одна из целей современной школы – социализация обучающихся, значит старшеклассникам нужно предоставить возможность формировать и проявлять свою гражданскую компетентность.
Для молодого человека важно иметь гражданскую позицию, которая выражается в его отношении к окружающим людям, делам, событиям .Именно в школе создаётся модель ГРАЖДАНИНА, приобретается опыт демократических отношений через деятельность, важную и социально значимую.
Современный мир требует от людей быть инициативными, активными. Чем раньше молодые люди начнут улавливать болевые точки окружающего мира, анализировать социально-политические, экономические, правовые ситуации , выдвигать новые идеи, подходы, предпринимать конкретные реальные действия по улучшению жизни , тем скорее можно ожидать позитивных перемен в общественном устройстве страны, в становлении гражданского общества.
Сегодня становится очевидным , что навыкам политического участия , взвешенного обсуждения , навыкам принятия решения, толерантности к различным мнениям, умению идти на компромисс и предвидению последствий принимаемых решений необходимо учить.
Одной из наиболее эффективных педагогических технологий гражданского образования, дающих такой навык, является Гражданский форум.
Гражданский форум-это форма общественно-политической дискуссии, в ходе которой участники анализируют социально-политические проблемы и варианты их возможного решения с помощью специально подготовленных дискуссионных материалов. Всё вышсказанное определило цель работы:
Показать возможности применения технологии «Гражданский форум» для создания условий формирования гражданской компетентности, метапредных и личных результатов обучающихся.
Задачи:
1. Преодоление пассивности, безразличия молодёжи к общественным процессам, включение в различные гражданские инициативы.
2. Овладение обучающимися умением мыслить в масштабах интересов всего общества , анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода , задумываться о последствиях и затратах.
3. Развитие у молодёжи гражданской ответственности за принятые решения.
4. Формирование умения участвовать в цивилизованном диалоге.
5. Формирование активной жизненной позиции.
6. Формирование у школьников убеждения в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира
7. Формирования УУД.
8. Повышение и развитие познавательного интереса сразу к нескольким учебным дисциплинам
9. Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности;
10. Формирование комплексного подхода к учебным предметам;
11. Развитие личности.
Возможности Форума на мой взгляд безграничны.
Технология ГФ позволяет органично использовать весь арсенал современных образовательных технологий и подходов в обучении, например:
- личностно ориентированный (учёт индивидуальных психологических и физиологических особенностей учащихся);
- системно - деятельностный (используя различные виды деятельности это исследование, моделирование, анализ, сравнение, классификация, вывод. )
-это и интерактивные формы обучения(работа в малых группах, мозговой штурм, презентация идей, тренинги, ролевая игра);
- проблемное обучение (на этапе подготовки – формулирование проблем, выдвижение гипотез ) ;
- проектная технология(подготовка дискуссионных материалов);
- здоровьесберегающие технологии;
Моё мнение о технологии Гражданский Форум - интересно, продуктивно, требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, времени.
Роль географии в формировании гражданской компетентности обучающихся.
География – единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему «природа – человек - хозяйственная деятельность».
Цель географии - формирование в сознании обучающихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Содержание, методологический и методический потенциал открывают широкие возможности географии для формирования гражданской компетентности учеников старших классов через использование технологии Гражданский Форум.
Темы географии 10-11 класса:
Современная политическая карта мира.
Загрязнение и охрана окружающей среды.
НТР.
Мировое хозяйство.
Страноведение.
Всемирные экономические отношения.
Урбанизация.
Демографические процессы.
Я сопоставила и проанализировала тематическое содержание географии, истории и обществознания курсов 10 и 11 классов и пришла к выводу : интегрированные уроки можно проводить систематически, это только плюс - развитие и обогащение метапредметных, предметных и личностных результатов, формирование УУД, развитие познавательной активности и устойчивого интереса к учебным предметам у обучающихся.
Темы для проведения Гражданского Форума:
- Векторы геополитики России : каковы приоритеты?
- Окружающая среда в опасности : как помочь природе и будущим поколениям ?
- Взаимоотношения России и Японии : какими им быть?
- Межэтнические и расовые конфликты в России : как избежать их?
- Россия и иммиграция : как принимать новый вызов времени?
- Россия и мир: сотрудничество или конфронтация?
Методика проведение Гражданского Форума.
Гражданский форум - это один из способов участия школьников в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем.
Суть методики заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов к решению какой-либо общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога.
Технология организации и ведения гражданского форума — это технология диалогового общения. Участники гражданского форума должны быть открыты к восприятию идей других людей Важно то, что в ходе форума появляется возможность обсудить проблему с разных сторон, обсудить последствия разных подходов к ее решению. При этом кто-то из участников может в чем-то изменить свое мнение.
В результате проведения форума участники не обязательно должны прийти к какому-то единому мнению. Цель его проведения – в том, чтобы найти общую основу для совместных действий.
Гражданский форум как диалоговая форма обсуждения принципиально отличается от технологии дебатов, которая также широко используется в гражданском образовании. Понимание этих отличий необходимо как ведущему форума, так и его участникам.
Диалог | Дебаты |
Одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения точек соприкосновения и принятия соглашения | Одна сторона слушает другую с целью найти изъяны в ее позиции и оппонировать ей своими аргументами |
Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника. | Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника. |
Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. | Дебаты вызывают критику противоположной стороны. |
Диалог призывает к временному «отчуждению» от личных убеждений | Дебаты призывают к решительному и бескомпромиссному отстаиванию собственных убеждений |
В диалоге ищут основы соглашения | В дебатах ищут явные различия |
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. | В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой. |
Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке, поиск таких форм выражения своей позиции, которые позволяют не обидеть другого | Дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям; на практике иногда это оказывается сопряжено с моментами осуждения или унижения другого |
Существенным плюсом гражданского форума в плане воспитания качеств толерантной личности является то, что он позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом.
Гражданский форум используется для обсуждения сложных проблем, которые касаются интересов всего сообщества (например, класса или школы, или города) и для решения которых необходимы совместные действия людей.
Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики «Гражданский форум». Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:
- это должна быть проблема, по которой в обществе существует более одного действенного подхода к ее решению;
- это должна быть проблема, для полноценного восприятия и решения которой отдельные группы людей должны действовать сообща;
- это проблема, общественная дискуссия по которой не завершена;
- это может быть проблема, дебаты по которой зашли в тупик и необходим иной подход, чтобы продвинуться вперед в решении этой проблемы.
- желательно, чтобы это была проблема, в которой решение вопроса требует обсуждения личных приоритетов и мотивов, стоящих в основе выбора, чисто технических или административных моментов.
Нецелесообразно выбирать для гражданского форума проблемы, которые отвечают следующим характеристикам:
- проблема требует немедленного, не терпящего отлагательств ответа (напр., речь идет об остром кризисе общенационального или местного масштаба);
- проблема требует специальных знаний;
- проблема, по которой уже имеется четкий план решения и выбор сделан;
- проблема, затрагивающая узкий круг интересов небольшой группы лиц;
- проблема, на которую нужно ответить “да” либо не отвечать совсем.
Приведем несколько примеров проблем, которые могут служить темой для гражданского форума в аудитории, состоящей из старших школьников:
- «Военная служба: какая армия нам нужна?»
- «Потеря человечности в современном обществе: как жить дальше?»
- «Как остановить распространение экстремизма в молодежной среде?»
- «Школьное образование: каким оно должно быть?»
Участвовать в гражданском форуме на равных правах могут не только школьники, но и родители, учителя, представители общественности и органов власти, поскольку все они являются членами одного местного сообщества.
Проблему для рассмотрения на гражданском форуме можно выбрать по предложению учеников или учителя. Необходимо, чтобы эта проблема волновала представителей всех категорий участников форума (напр., школьников и учителей) и могла быть решена только совместными усилиями;
- имеются разные подходы к решению проблемы.
Роль ведущего
Ведущим гражданского форума может быть и ученик, и учитель; может работать группа ведущих. Они должны заранее хорошо изучить правила, подготовить вопросы, спланировать время проведения форума.
Цель ведущего — помогать полноценному и всестороннему обсуждению проблемы.
- Ведущий должен изучить проблему до ее представления участникам форума, для того чтобы «быть в теме» и дать участникам возможность обсудить действительно все стороны проблемы.
- Он должен направлять обсуждение от рассказа историй из личного опыта к рассмотрению подходов к решению проблемы.
- Необходимо сохранять нейтральность при представлении каждого подхода; быть осторожным в выражении своих собственных мнений, создавая климат некритического, безоценочного участия;
- Не останавливать обсуждение, пока участники не поймут, в чем заключается конфликт, различия между подходами.
- Ведущему необходимо помнить, что форум редко заканчивается полным согласием или несогласием. Обычно в итоге удается найти лишь какое-то общее представление о проблеме, о необходимости и целях ее решения.
Подготовка к форуму
Для представления различных подходов к решению проблемы целесообразно попросить подготовиться отдельных ребят (родителей, других участников форума).
На этапе подготовки к форуму ведущий и/или группа организаторов должны подготовить какие-то материалы, представляющие проблему. Важно, чтобы это были материалы, представляющие только объективную сбалансированную информацию и не содержащие оценок (описание ситуации, статистические данные, результаты социологических опросов, существующие правила в этой области и т.п.).
Подобранные материалы для дискуссии могут быть представлены в виде брошюры, размещены на информационном стенде, «выложены» на специализированной страничке школьного интернет-сайта.
Если материалы сложны и объемны желательно, чтобы у участников форума была возможность познакомиться с ними заранее (например, за неделю до форума). В противном случае можно предложить их непосредственно в ходе этапа предварительного обсуждения.
Для проведения гражданского форума следует подготовить аудиторию таким образом, чтобы участники могли сидеть в круге или за круглым столом, чтобы каждый видел каждого. Для ведущего могут понадобиться доска и мел или листы ватмана и фломастеры для записи.
Обобщенный план проведения гражданского форума
При проведении форума можно воспользоваться следующим планом:
Шаг 1. Обозначение проблемы
Представив краткий материал, подобранный с целью представления проблемы, ведущий задает учащимся серию вопросов (примеры вопросов приводятся ниже). Ответы желательно кратко записать на одной половине доски или на первом листе бумаги (можно использовать вместо этого компьютер и мультимедийный проектор).
В ходе обсуждения важно акцентировать внимание участников на конечной цели: «В результате обсуждения у нас должна появиться общая многогранная картина проблемы. Нам предстоит определить, какие подходы могут существовать к данной проблеме, и каковы границы взаимоприемлемых действий».
Возможные вопросы для организации предварительного обсуждения:
1. О чем говорят (свидетельствуют) эти слова (события, действия)?
- Когда вы слышите слова... (называются слова, отражающие проблему), какие ассоциации у вас появляются?
- Что вы лично думаете, чувствуете по этому поводу?
2. Почему это является проблемой? (ответы в предельно краткой форме фиксируются на второй половине доски или на втором листе бумаги).
- Какой аспект названной нами проблемы является для вас самым важным? Почему это важно?
- Почему эта проблема беспокоит вас?
3. Все ли мы одинаково понимаем эту проблему?
- Есть ли люди, которые думают по-другому? (Чьи еще интересы затрагивает эта проблема? Что бы они могли сказать, если бы находились здесь? Если бы вы принадлежали к иной социальной (культурной, национальной, религиозной, профессиональной и т.д.) группе, как бы изменилась ваша позиция?(ответы добавляются к листу номер 1)
- Почему эта проблема может их беспокоить? (ответы добавляются к листу номер 2)
4. Попробуйте сформулировать проблему, которую мы увидели? (Что это за проблема? Назовите ее. Как мы можем определить ее одним предложением?).
Ведущий поясняет: назвать проблему - значит обозначить ее суть, не детализируя. Определение должно быть таким, чтобы каждый мог с ним согласиться. После того, как проблема названа можно предложить вернуться назад и посмотреть, соответствует ли краткое описание проблемы тому, что говорили участники о ее сути и о том, что именно их беспокоит.
Шаг 2 - поиск подходов к проблеме
Цель - подготовить проблему к представлению ее другим людям, определив различные подходы к ней.
1. Ведущий спрашивает:
- Можно ли разделить ответы, которые мы дали и записали на доске (листе бумаги) на несколько групп в зависимости от того интересов, какие интересы они отражают? (целесообразно выделить 3-5 групп)
- Какие ответы можно объединить? (Ведущий может отметить группы ответов значками разного цвета или выписать их на отдельные листы.)
- Действительно ли получившиеся у нас группы представляют разные подходы к проблеме?
2. Учащиеся делятся на примерно равные группы в соответствии с выделенным количеством подходов к проблеме. В группе предлагаются выполнить следующие задания:
- назвать этот подход;
- кратко описать его;
- привести 3-4 аргумента за и против этого подхода;
- привести список возможных действий.
3. Затем ведущий снова возвращается к самой проблеме и просит сформулировать вопрос для обсуждения таким образом, чтобы он отразил суть проблемы так, как это понимают участники. При этом важно подчеркнуть какое-то противоречие.
- В чем самая большая дилемма, самое большое противоречие?
- Что должно быть решено?
Шаг 3 — обсуждение (собственно «гражданский форум»)
Обсуждение непосредственно в рамках гражданского форума может быть построено следующим образом.
1. Ведущий объявляет начало «гражданского форума» и оглашает его цели.
2. Ведущий объявляет правила форума:
- каждый имеет возможность участвовать в обсуждении (соответственно, задача ведущего - вовлечь каждого в обсуждение);
- никто не стремится к доминированию;
- слушать не менее важно, чем говорить;
- каждый понимает, что гражданский форум - это диалог, а не дебаты;
- все высказанные подходы и позиции обсуждаются;
- участники могут обращаться прямо друг к другу, а не только к ведущему;
- обсуждение должно быть сосредоточено на подходах к решению проблемы (ведущий может вмешаться чтобы изменить направление беседы, если разговор ушел не в ту сторону).
- сохраняется атмосфера дружеской заинтересованной дискуссии.
3. Если необходимо, нужно договориться о терминах, которые будут использовать участники форума (Расхождения в понимании терминов могут помешать увидеть суть проблемы и разных подходов к ее решению).
4. Далее проводится представление проблемы. Способом представления может служить:
- показ видеофрагмента (возможно, отснятого самими учащимися) или видеоколлажа;
- краткое изложение какой-то ситуации, наглядно отражающей проблему;
- короткое упоминание о прочитанных материалах
и т.д.
5. Затем ведущий просит участников поделиться личным опытом и своими соображениями, связанными с обозначенной проблемой. Последовательно обсуждается каждый из представленных подходов к проблеме: сначала – один, затем – другой, после того, как он обсужден – третий и т.д. Крайне желательно, чтобы разные подходы представляли разные люди.
Сначала дается короткое представление подхода (эту функцию можно заранее поручить отдельным участникам), затем ведущий просит участников рассказать, какие положительные и отрицательные стороны они видят в этом подходе; каковы могут быть его последствия.
Если ни один из участников не находит аргументов в пользу какого-то подхода, можно спросить его: «Почему многие люди выбирают этот путь? Что они могли бы сказать в его поддержку?».
Чтобы поддержать обсуждение, ведущий может задать следующие вопросы следующего содеражния:
1) Что в рассматриваемой нами ситуации является для нас ценностью?
- Что беспокоит вас, когда вы думаете об этой проблеме?
- Что привлекает вас в предложенном подходе?
- Что делает данный подход плохим или хорошим?
2) Каковы последствия, цена, преимущества (выгоды) различных подходов?
- Каковы возможные последствия тех действий, которые вы предлагаете?
- Какие аргументы, на ваш взгляд, могут быть высказаны против подхода, который вы представили?
- Есть ли слабые стороны у этого способа действий?
- Я понимаю, что вам не нравится подход, против которого вы возражаете. Но что, вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонники?
- Может ли быть что-либо конструктивное (полезное) в подходе, который вы критикуете?
3) В чем существо конфликта, в котором мы пытаемся разобраться?
- В чем вы видите принципиальные различия между подходами?
- Почему эту проблему так сложно решить?
4) Можем ли мы выработать некоторое общее мнение или направление действий в отношении рассматриваемой проблемы?
- Какое направление действий кажется вам наилучшим?
- Какие последствия этого решения для нас желательны, а какие - нет? (этот вопрос является одним из важнейших для гражданского форума).
- Что мы как отдельные люди и как сообщество людей хотим сделать для решения этой проблемы?
- Если действия, которые нам нравятся, имеют негативные последствия, будем ли мы по-прежнему относиться к ним положительно?
Практика показывает, что подросткам и представителям молодежи не просто бывает овладеть навыками цивилизованного диалога, быть терпимыми и внимательными друг к другу. Наиболее часто нарушаемое правило во время дискуссии - «Мы слушаем и слышим друг друга». Довольно часто реакция на то или иное мнение в процессе обсуждения выражается примерно так: «Что за глупость ты говоришь!». Преодолению этих недостатков, помимо участия в гражданском форуме, могут способствовать специальные тренинговые упражнения (напр., упражнение «Слушаем молча»).
6. Подведение итогов.
Ведущий спрашивает:
- Что вы узнали о том, что думают другие люди об этой проблеме?
- Увидели ли вы какие-то новые аспекты проблемы?
- Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?
- Можете ли вы выделить что-то общее в рассуждениях всех участников обсуждения? (Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживают?)
- В чем состоит противоречие, которое делает эту проблему такой сложной для разрешения?
- Что мы можем сделать как сообщество людей?
- Можно ли говорить о том, что обсуждение проблемы показало нашу взаимозависимость? Почему?
- Что нам еще необходимо, чтобы продолжить продуктивное обсуждение этой проблемы?
- Почему это общественная проблема?
- Что может последовать дальше на пути разрешения этой проблемы?
В процессе участия в гражданском форуме его участники получают понимание того, как разные люди смотрят на обсуждаемую проблему. Формирование внимания, восприимчивости к этим моментам является необходимым компонентом воспитания толерантности у подростков.
Шаг 4 - переход от обсуждения к действию
Эта часть работы в принципе может быть проведена непосредственно на заключительной стадии форума. Однако, учитывая эмоциональную нагрузку, испытываемую участниками форума, лучше, если она будет носить несколько отсроченный характер. Однако промежуток между форумом и проведением этой стадии работы должен быть небольшим (2-3 дня).
Учащимся стоит предложить два ключевых вопроса:
- Как мы можем использовать те знания, которые мы получили в ходе форума? (Например: выпустить стенгазету по итогам форума; выступить в разных классах с рассказом о прошедшем форуме; разместить информацию по проблеме на школьном сайте и т.д.)
- Какие действия можно предпринять на основе тех общих взглядов, которые выявились в ходе форума? (Выразить озабоченность проблемой, обратившись в органы власти; провести более глубокое исследование проблемы; повторить проведение гражданского форума с приглашением более широкого круга лиц с разными подходами к проблеме, экспертов; организовать социальный проект; создать общественную организацию и т.п.).
Особо следует подчеркнуть, что обсуждение той или иной проблемы в ходе гражданского форума может стать основой для выдвижения замысла и последующей реализации действительно значимого социального проекта.
Использованы материалы
- Гражданский Форум: от общественного мнения к общественному суждению. Методические рекомендации. Авторы – составители Н.С.Коваленко, Л.Ю. Лупоядова,
И.Г. Якимович, Д.В.Макаров, Н.В. Нестерова – Брянск: «Курсив», 2012
- Пронькин В.Н., Гутников А.Б. «Живое право» – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.
- Гражданский форум в классе. Методическое пособие. Авторы-составители Н. С. Коваленко, К. В. Комаров, Э. Ю. Сероусова, И. И. Чуйкова, И. Г. Якимович. - Брянск, 1997.
- Консультация: Кирсанов Игорь Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"
В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
предложены методы работы по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики...
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия. В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания
В данной статье описаны средства формирования УУД у обучающихся на уроках истории и обществознания в процессе формирования коммуникативной компетентности. ....
Формирование гражданской идентичности обучающихся на уроках истории 5-11 классах
В статье характеризуются формы и методы формирования гражданской идентичности у обучающихся 5-11классов на уроках истории...