Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
статья по географии (9 класс) по теме

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность человека». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики, ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемого через умения. Это может быть сделано только в процессе деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроках включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперимент, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др. Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, научиться осуществлять деятельность. Именно в ходе деятельности учащиеся овладевают ее рациональными приемами и необходимыми для нее знаниями, что способствует формированию универсальных учебных действий. УУД можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний, так как уроки данного типа посвящены закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура обычно включает:

  1. Введение и организацию урока.
  2. Упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу.
  3. Демонстрацию учащимися результатов проделанной работы.
  4. Краткую заключительную часть урока (посвящается подведению итогов работы учителем).

Большим преимуществом на таких уроках является использование интерактивных методов обучения, т. е. таких методов и форм, которые способствуют активному взаимодействию учащихся в группах, где учитель является консультантом при выполнении какого-либо вида работы. Преимуществами таких методов является:

  1. Развитие навыков общения
  2. Участие в работе группы, уважение ценностей и правил, принятых группой, отстаивание собственной позиции, согласование своих действий при решении проблем
  3. Использование не готовых знаний, а полученных при помощи прямого опыта

Формирование УУД я хочу рассмотреть на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность человека». Данная работа проводится в группах на обобщающем уроке после изучения раздела «Хозяйство России» в 8-9 классах. Работа проводится с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, перечисленных ниже.

Личностные:

  • Осознание возможности использования знаний, полученных на уроках географии, в реальной жизни, т.е. их практического применения.
  • Понимание важности изучения природных ресурсов и условий для формирования экономики страны.

Предметные:

  • Анализ влияния природных условий и ресурсов на хозяйственную деятельность человека в различных субъектах РФ;
  • Повторение факторов размещения производства, отраслевого состава России, административно-территориального деления РФ.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, умение находить необходимую информацию в большом объеме данных
  • Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, умение выражать свои мысли и идеи.
  • Регулятивные: умение работать на время, определять цели, прогнозировать, оценивать себя и делать выводы о результате своей работы на уроке, осознавать качество и уровень усвоения собственных знаний по теме.

При выполнении данной работы  класс делится на группы. На столах у каждой группы может находиться учебник, картографические материалы, конспекты уроков. Совместно с учащимися учитель формулирует цель практической  работы и объясняет алгоритм ее выполнения.

В конце урока необходимо провести рефлексию, в результате которой учащиеся анализируют проделанную работу и рассказывают о трудностях, возникших при ее выполнении, а также оценивают свою работу на уроке.

При этом следует учитывать, что конечная оценка выставляется учителем  на основе выступлений, а также письменной части работы, которую они сдают в конце урока.

Данная работа позволяет учащимся задействовать большое количество различных источников информации, помогает учиться работать с большими объемами данных и выбирать необходимые, что, несомненно, является очень полезным навыком как на уроках географии, так и на других предметах, а также в обычной жизни. Например, чтобы вспомнить какие факторы важны для открытия какого-либо предприятия необходимо воспользоваться учебником; если это сырьевой фактор, то необходимо изучить карты природных ресурсов России (лесных, минеральных, водных и т.д., в зависимости от конкретного предприятия); если потребительский, то надо проанализировать какое производство уже размещается на этой территории; в случае если сырье нужно завозить, необходимо проанализировать карты транспортной сети; также не следует забывать и об экологическом факторе, т.е. определить является ли данное производство грязным и не нанесет ли это большой вред окружающим ландшафтам (например, стоит понимать, что не следует размещать металлургический комбинат на берегу озера Байкал).

Таким образом, учащиеся повторяют все отрасли хозяйства России, подготавливаясь тем самым к контрольной работе, а также устанавливают взаимосвязь природных условий с развитием на какой-либо территории определенных видов хозяйства.

При выполнении данной практической работы необходимо учитывать:

  1. Возникновение постоянных вопросов и уточнений со стороны учеников, поэтому необходимо подробно разобрать с учащимися все пункты алгоритма выполнения работы, а также привести пример выполнения работы.
  2. Разный уровень подготовки учащихся, что необходимо учитывать при организации групп.
  3. Отсутствие интереса у некоторых учащихся, межличностные конфликты в группе, поэтому желательно чтобы в группе было не более четырех человек.

             Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».

В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"

В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...

Статья по обществознанию на тему: "Формирование понятий на уроках обществознания".

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффе...

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе...

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...