Рабочая программа курса "Актуальные вопросы географии"
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

Жерлицына Инна Васильевна

Рабочая программа курса "Актуальные вопросы географии" расчитана на 10-11 класс ФГОС СОО (бузовый уровень).

При реализации программы возможно использование любого учебника Географии для 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020_10-11_fgos_soo_aktualnye_voprosy_geografii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колосковская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района  Белгородской области

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей _______________

      Протокол от

«___»__________ 20__ г.   № ____

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

______ И.В.Жерлицына

(подпись)

«___» ________ 20___ г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол от

«___» ________ 20___ г.

№ _____

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «___»___________20___г

№ ____-ОД

Директор

_______ С.Е.Миненко

 (подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса       «Актуальные вопросы географии»         Классы  10-11

Количество часов по учебному плану за уровень 68 часов, в год: 10-11 классы по 34 часа, в  неделю: по 1 часу.

Составлена в соответствии с программой  (название и авторы программы)    программы учебного элективного курса «Актуальные вопросы географии» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, Гришечко А.В., Саратов, 2017.

Учебник и авторы:  Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы.

Автор: О.А. Бахчиева. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова.

Издательство М.: Вентана-Граф

Учитель  (коллектив учителей) Жерлицына Инна Васильевна

Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе  примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).     Составлена на основе программы  учебного элективного курса «Актуальные вопросы географии» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, Гришечко А.В., Саратов, 2017. Структуризация  представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 10-11 классах)

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) и представляет его развёрнутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать: 1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; 2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; 3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; 4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; 5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Планируемые личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Планируемые метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты.  

В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии» обучающийся научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Обучающийся получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание программы курсы

         1. Введение: Особенности процедуры проведения итоговой аттестации по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения и иные сведения, связанные с данной процедурой. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

2. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

 3. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на определение поясного и местного время и задач на определение географической широты в зависимости от угла падения солнечных лучей.

4. Население мира: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций в мире. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово – возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

5. Мировое хозяйство: Понятие Мировое хозяйство. Этапы формирования, основные центры. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей мирового хозяйства.

6. Природопользование и геоэкология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

7. Регионы и страны мира: Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государственный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

8. География России:  Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

9. Рефлексивная часть курса: Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Тематическое планирование

10 класс

Название раздела/ темы

Количество

часов

Введение

2

Раздел 1:

Источники географической информации

6

Раздел 2: Природа Земли

6

Раздел 3: Население Земли

6

Раздел 4: Мировое хозяйство

6

Раздел 5: Природопользование и геоэкология

6

Итоговое повторение и обобщение

2

Итого:

34 ч.

11 класс

Название раздела/ темы

Количество

часов

Раздел 6: Регионы и страны мира

12

Раздел 7:

География России

20

Рефлексивная часть.  Повторение и обобщение

2

Итого:

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...