Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
рабочая программа по географии (8 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_vneur_20_dubrovkina1.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы основного общего образования, плана внеурочной деятельности ООО, Положения  об организации курса внеурочной деятельности  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом по школе от 30 мая 2018 года №  30/1,  авторской программы  И.И. Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2016 г

 Изменений  в авторскую программу не вносилось.

Объѐм программы составляет 34 часа, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

Деятельность учащихся может быть: индивидуальной, групповой, парной.

Программа предназначена  для детей 8 класса, возраст 13-14 лет, соответствует возрастным особенностям   учащихся.

Цели курса внеурочной деятельности:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно   добывать знания, используя различные географические источники

Задачи:

1. Закрепление и применение ранее полученных знаний по географии.

2. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.

3. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и  логически  обосновывать,

4. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного  отношения к окружающему миру.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

Учащийся получит возможность для формирования:  

• умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

• умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

• умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

• воспитание российской гражданской идентичности;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

     Достижение предметных результатов в программе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных и  экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.

Предметные результаты:

У учащегося будут сформированы:

• формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задачи в т. ч. охрана окружающей среды и рационального природопользования;

• формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

Учащийся получит возможность для формирования:  

• овладение элементарными практическими умениями, использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик, компонентов географической среды, в т. ч. экологических параметров;

• овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

• овладение основными навыками нахождения использования и презентации географической информации;

• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Метапредметные результаты.

регулятивные УУД:

Учащийся научится:

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

Учащийся получит возможность научиться:

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Учащийся научится:

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

Учащийся получит возможность научиться:

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:

- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

Учащийся получит возможность научиться:

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- различать и сравнивать изученные географические объекты;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и  антропогенных достопримечательностях мира и России:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки  и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

- правила поведения при выходе на экскурсии.

Содержание  курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

  Введение – 1 час

Познакомить с основными вопросами, которые будут рассматриваться в курсе географии, представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации, представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование.

Ориентирование на местности -  11 часов

Время по которому мы  живем (1ч).

Ввести и определить понятия «местное время», «поясное время», «зимнее время», «летнее время»; определить основы использования продолжительных периодических астрономических процессов для создания календарей; проанализировать особенности летоисчисления в древности и современных календарей, старого и нового стилей.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, работа в парах, групповая

Солнце как маяк. Определяем время по солнцу (1ч).

Определение времени суток по  расположению солнца. Определение сторон света с помощью часов.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, групповая, индивидуальная

Ориентирование по звездам и луне (1ч).

Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. Найти на небе ковш Большой Медведицы, Полярную звезду (если будет видно). Узнать, какие еще фазы Луны, кроме полной Луны (полнолуния), существуют.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, групповая, индивидуальная.

 Кто придумал компас (1ч).  

  • познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом и правилами работы с ним;
  • учить определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса;

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, индивидуальная.

Загадочная стрелка (1ч).

  • умение ориентироваться на местности при помощи компаса ;
  • совершенствовать знание сторон горизонта;
  • повторить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, работа в парах.

Компасы без магнитной стрелки (1ч).  

изучить компас и его зависимость от магнитного поля земли. Найти способы изготовления компаса из подручных средств в домашних условиях и определить с его помощью направление на север. Составить памятку по изготовлению компаса из подручных средств.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, групповая, фронтальная.

Движение по азимутам (1ч).  

Практическая работа на определение азимута школьных объектов. Умение общаться, работать в группе,  помогать товарищам.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование.

Географические координаты (1ч).

определять географические координаты точек земной поверхности. географические координаты  -географическая  широта,  географическая  долгота, Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатам 

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, индивидуальная, работа в парах.

Местность и карта (1ч).

Практическая работа по составлению плана своей  местности, используя условные обозначения. Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение. познакомить с новыми терминами и понятиями, научить способам ориентирования на плане, карте, местности; измерять расстояния на местности, плане, карте.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, разработка проектов.

  Подготовка к походу (1ч).

Составление правил безопасного похода в природу. Знать что необходимо брать в поход. Уметь определять главное.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, работа в парах, группова.

Местные ориентиры, приметы и признаки (1ч).

Познакомить учащихся с различными способами определения сторон горизонта по местным признакам. Применять полученные знания по ориентированию в природе, определить стороны горизонта по компасу, по солнцу и часам, по полуденному солнцу. Для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, исследование, практические занятия

 Жизнь земной коры – 5 часов

Плавают ли материки (1ч).

Знакомство с гипотезами о  движения земной коры. о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме. Уметь высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. формировать мировоззренческую идею о строении мира. Составить научный прогноз изменения рельефа через сто, тысячу, миллион лет.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, групповая, индивидуальная.

Как растут горы (1ч).

представление о горах, научить описывать гору, находить некоторые горы на карте. Раскрыть понятия гора, подошва, склон, вершина, разнообразие, образование и разрушение гор, старые-молодые горы. части гор; разнообразие гор. показывать горы; находить части указанных гор; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, работа в парах.

 О чем расскажут камни (1ч).

классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии. научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, групповая, фронтальная.  

Как ищут полезные ископаемые (1ч).  

Практическая работа по сбору коллекции горных пород. Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам, породы своей местности.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, индивидуальная.

Есть ли бесполезные ископаемые (1ч).

Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; Показать их важную роль в экономике страны. Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, исследование, практические занятия

Голубая планета -8 часов.

Великие реки Земли (1ч).

Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик. Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности. сформировать представление о реке, ее составных частях,  частях речной системы, видах рек относительно рельефа. Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь: называть, показывать реки мира, России, мира;       определять водоразделы и бассейны рек. Научиться: измерять длину реки по географической карте; характеризовать реку по условным топологическим картам; определять левый и правый берега, притоки левые и правые.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, фронтальная.

Удивительные озера мира (1ч).

продолжить осваивать новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, особенностях, происхождении, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах, месторасположении крупнейших озер мира, развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения  котловин; закрепить приемы определения географического положения озер. озеро, озерная котловина,  тектонические озёра, ледниково – тектонические, вулканические. Запрудные, озёра -  старицы (пойменные), лагунные озёра, сточное и бессточное озеро.  

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, индивидуальная.

Твердый океан (1ч).

Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами. Уметь делать выводы по данной теме.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, работа в парах.

Мировой океан. «Цветные моря» (1ч) 

Что же может быть прекраснее летнего отдыха на берегу моря?! Только летний отдых на берегу цветных морей. Самые цветные моря мира, и почему они так названы?!  углубить знания о море как водоёме, познакомить с происхождением названий морей, в том числе «разноцветных».. познакомиться с понятием «море» и его «цветными» названиями. Как возникли моря? От чего зависит цвет моря? Что же придает поверхности моря тот или иной цвет или оттенок? Если вода во всех морях одного цветасине-зелёная-почему же они имеют такие удивительные названия?

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, разработка проекта.

 «Белая смерть» - лавины (1ч).

рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений; дать характеристику опасных природных явлений; Какие бывают лавины. Какая местность лавиноопасна. Как избежать встречи с лавиной. При попадании в лавину…… Рекомендации по действиям горным туристам

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, групповая.

  Бермудский треугольник (1ч).

Выступление с сообщениями. исследовательская работа по изучению центральной части Атлантического океана  и акватория Бермудского треугольника. Почему столько пишут о бермудском треугольнике, а не скажем, о богамском, флоридском? Почему говорят о треугольнике, а не, к примеру, о квадрате, круге.... Впрочем, пути, ведущие к тому или иному названию, известны, и зачастую решает всё случайность. Бермудский треугольник - далеко не единственное название этого удивительного района в западной части Атлантического океана. Его называют также «дьяволово» или «дьявольское» море, «кладбище Атлантики», «море Вуду».

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, индивидуальная.

  Водяное отопление материков (1ч).

беседа с учащимися с целью определения что такое "влажность"; анализ схемы "Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры" с целью самостоятельного определения учащимися зависимости влажности воздуха от температуры; беседа с учащимися с целью самостоятельного определения ими что такое "насыщенный воздух" и "ненасыщенный воздух", где он формируется; первичное закрепление в форме фронтального опроса; беседа с учащимися с целью определения что такое "облака",    определение факторов формирования облаков; беседа с учащимися о классификации облаков, рассмотрение рисунков "Образование основных видов облаков"; анализ рисунка "Виды облаков на разных высотах в тропосфере"; рассмотрение условных обозначений состояния влажности и основных видов облаков.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование, фронтальная.

 Опасный океан: смерчи, цунами (1ч).

Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами; Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях. Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами; изучить  причины  возникновения  и  основные  характеристики  ураганов  и познакомить с последствиями смерча и параметрами, определяющими его разрушительную силу; научить объяснять значение понятий опасные природные явления, стихийные явления, ураган, буря, смерч, и выявлять причины их возникновения; значение атмосферных явлений в жизни человека; причины возникновения стихийных явлений, связанных с атмосферой; выработать правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча, бурь;  познакомить  с  возможными  последствиями  природных  явлений метеорологического  характера  и  комплексом  мероприятий  по  защите населения; изучить правила безопасного поведения во время ураганов и бурь;  закрепить первичные знания обучающихся об ураганах и бурях изучить  причины  возникновения  и  основные  характеристики  ураганов  и бурь;  познакомить  с  возможными  последствиями  природных  явлений метеорологического  характера  и  комплексом  мероприятий  по  защите населения;  изучить правила безопасного поведения во время ураганов и бурь; закрепить первичные знания обучающихся об ураганах и бурях изучить  причины  возникновения  и  основные  характеристики  ураганов  и бурь; познакомить  с  возможными  последствиями  природных  явлений метеорологического  характера  и  комплексом  мероприятий  по  защите населения; изучить правила безопасного поведения во время ураганов и бурь; закрепить первичные знания обучающихся об ураганах и бурях, изучить  причины  возникновения  и  основные  характеристики  ураганов  и бурь;  познакомить  с  возможными  последствиями  природных  явлений метеорологического  характера  и  комплексом  мероприятий  по  защите населения;  изучить правила безопасного поведения во время ураганов и бурь;

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия.

 Воздушное покрывало – 5часов.

Одежда Земли (1ч).

современные методы изучения атмосферы, обработка и оформление результатов наблюдения за погодой, грозные явления в атмосфере, местные признаки и приметы для предсказания погоды.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, работа в парах.

Миф или правда: искусственный дождь (1ч).

Мечта человека взять в свои руки контроль над природными явлениями из некогда фантастической идеи понемногу переходит в разряд реальности. Заставить дождь идти там, где нужно, или, наоборот, развеять тучи - занятие хоть и хлопотное, но возможное. Как вызывают искусственный дождь? Зачем нам дождь? Зачем вызывать дождь? История «дождевых» исследований. Авантюрные версии. Осадки по заказу. Хорошо или плохо?  

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, индивидуальная.

Учимся предсказывать погоду (1ч).

Практическая работа. познакомить с различными цифровыми приборами для измерения температуры, влажности, скорости ветра, научить измерять и записывать температуру  воздуха, влажность, скорость ветра; дать общее представление о погоде, собрать свои наблюдения за погодой, провести измерения с помощью цифровых датчиков, построить температурные кривые; температура, облачность, ветер, осадки-важные составляющие погоды. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, почему погода непостоянна; дать представление о том, как вести элементарные наблюдения за погодой.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия

Живые барометры (1ч).

Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая работа по наблюдению за поведением  живых организмов перед изменением погоды. Оценить явления живых существ и понять как животные и растения могут предсказать погоду. Сбор и систематизация сведений по данной теме. Изучить народные приметы о погоде. Выяснить роль растений и животных в предсказании погоды. Анализ информации, полученной в ходе исследования.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, групповая.

Грозные явления в атмосфере (1ч).

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Выявить опасные атмосферные явления, которые могут наблюдаться в нашей местности. Рассмотреть степень опасности данных погодных явлений. Составлять описание атмосферных явлений опасных для человека, проводить самостоятельный поиск географической информации об атмосферных явлениях в своей местности, приводить примеры стихийных природных бедствий, приводить примеры возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил безопасного поведения во время грозы, гололеда, тумана, сильного ветра. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, работа в парах.

 Зеленая планета -4 часов.

Уникальные растения и животные (1ч).

Практическая работа определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде, удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия

Зеленое богатство океанов (1ч).

Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами. Уникальный подводный мир,  планктон,  его значение, морские сообщества, коралловые  рифы.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, групповая.

Природные лаборатории-заповедники (1ч).

крупные заповедники и охраняемые природные территории.

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование, тестирование. исследование, практические занятия, индивидуальная.

Человек и природа.  Экстремальные условия жизни (1ч).

Просмотр видеофильма. Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к  жизни в сложных природных условия 

Виды деятельности: практическая, познавательная 

Формы организации: Обсуждение, планирование. исследование, практические занятия, работа в парах.

Тематическое планирование

Дата

Наименование раздела. Тема занятий

Количество часов

Примечание

План

Факт

1

 Введение

1

   Ориентирование 11ч.

2

Время по которому мы  живем.

1

3

. Солнце как маяк.

Определяем время по солнцу

1

4

Ориентирование по звездам и луне

1

5

.  Кто придумал компас

1

6

Загадочная стрелка

1

7

Компасы без магнитной

стрелки

1

8

Движение по азимутам

1

9

Географические координаты

1

10

Местность и карта

1

11

Подготовка к походу

1

12

Местные ориентиры, приметы и признаки.

1

 Жизнь земной коры  5 ч

13

Плавают ли материки

1

14

Как растут горы

1

15

О чем расскажут камни  

1

16

Как ищут полезные ископаемые

1

17

Есть ли бесполезные ископаемые

1

Голубая планета 8 ч.

18

Великие реки Земли

1

19

 Удивительные озера мира

1

20

Твердый океан

1

21

Мировой океан. «Цветные

моря»

1

22

  «Белая смерть» - лавины

1

23

Бермудский треугольник

1

24

 Водяное отопление материков

1

25

Опасный океан: смерчи,

цунами.

1

Воздушное покрывало -5ч.

26

  Одежда Земли

1

27

Миф или правда:

искусственный дождь.

1

28

Учимся предсказывать погоду

1

29

Живые барометры

1

30

 Грозные явления в атмосфере.

1

 Зеленая планета -4ч.

31

Уникальные растения и животные

1

32

Зеленое богатство океанов

1

33

Природные лаборатории-заповедники.

1

34

Человек и природа. Экстремальные условия жизни

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год

Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса

Программа внеурочной  деятельности «Этика речевого общения»  направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов,  воспитание личнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружка «Трудные вопросы обществознания»

Пояснительная запискаПрограмма  кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9  классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществоз...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики».  2023-2024...