Географическое положение Африки
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Географическое положение и исследование Африки
Цели урока:
- Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка, познакомить с историей развития материка Африки.
- Развивающие – Продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся
- Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, глобусы, учебники, типовые планы, контурные карты.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя: Эвристическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.
Деятельность учащихся: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Работа на контурной карте.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика), исследование материка (история)
Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.
Этапы урока:
- организационный момент — 1 мин.
- мотивация — 1 мин.
- актуализация опорных знаний — 2 мин.
- изучение нового материала — 30 мин.
- закрепление изученного материала — 7 мин.
- домашнее задание — 2 мин.
- подведение итога урока — 2 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Что такое раса
- Какие расы знаете
- что такое этнос
- что такое материальная культура
- что такое духовная культура
Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.
- На предыдущих уроках мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению материков.
- Послушайте небольшое стихотворение и догадайтесь о каком материке идет речь.
Её омывают два океана,
На ней много рек и разные страны.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идёт караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озёр начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.
- Сегодня начинаем изучать Африку. Тема нашего урока: Географическое положение и исследование материка Африка.
Африка – континент контрастов.. Это континент самых высоких температур на Земле и контрастных природных комплексов. Здесь находится величайшая пустыня мира Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов. На материке сохраняется уникальный животный мир, в частности самые крупные млекопитающие суши – слоны, бегемоты, носороги, жирафы, находится самая длинная река на планеты, крупнейшие разломы земной коры на суше.
- Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?
Основная проблема урока.
- Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности географического положения материка Африка? ”
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?
Ответ: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?
- Давайте познакомимся с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. Стр. 344
План характеристики физико-географического положения материка.
- Положение материка по отношению к экватору.
- Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
- Крайние точки, их координаты.
- Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
- Площадь материка.
- Положение материка по отношению к морям и океанам.
- Положение материка по отношению к другим материкам.
- Особенности физико-географического положения материка.
Решение проблемы:
- Рассмотрим положение материка по отношению к экватору.
- Возьмите карандаш и на контурной карте отметьте экватор,
как Африка располагается относительно экватора
Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу
- Рассмотрим положение материка по отношению к нулевому меридиану.
- возьмите карандаш и на контурной карте отметьте начальный меридиан, как Африка располагается относительно начальный меридиан
Ответ: Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу.
- На контурной карте отметьте тропики, сделаем вывод
Ответ: Большая часть лежит между тропиками, поэтому Африка самый жаркий материк
- В каких климатических поясах лежит Африка.
Ответ: В экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах
- Определим крайние точки Африки. Подпишите их на контурной карте
Северная - м. Бен-Секка – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).
Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).
Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.
Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).
Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).
Начальный меридиан проходит на западе Африки.
- Определим протяжённость материка с севера на юг по 20 гр в.д. и с запада на восток по 10 гр с.ш. в градусах и километрах.
Протяженность Африки север — юг:
С. – 32гр Ю – 35гр.
32 гр. + 35 гр. = 67 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 * 67 = 7437 км.
Протяженность материка запад – восток:
З – 14 гр В - 52гр
52 гр. + 14 гр. = 68 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: 109,6 *66 = 7233,6 км.
- Какой вывод можно сделать?
Только она одна пересекается экватором почти по середине. Её крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора. Большая часть Африки расположена между двумя тропиками, в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах. Начальный меридиан проходит на западе Африки. Северная половина материка на несколько тысяч километров протянулась с запада на восток. К югу материк сужается. Следовательно, большая часть материка находится к северу от экватора.
- Определим площадь материка (рис.2, стр.6. учебника)
Ответ: Площадь материка - 29.2 млн. кв. км. – это второй по величине материк.
- Рассмотрим очертания берегов и береговая линия. Она сильно изрезана или слабо. Много ли полуостровов, заливов и островов в Африке
Вывод: Материк имеет довольно простые очертания. береговая линия слабо изрезана. Протяженность берегов – 30500 км. Острова и полуострова составляют лишь 5% материка.
1 п-ов Сомали
1 залив Гвинейский 0° ш. 0° д.. Аденский
1 о-в Мадагаскар
- Подпишите эти объекты на контурной карте
- Какие океаны и моря омывают материк.
На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.
- Подпишите на контурной карте океаны и моря.
- Как располагается Африка относительно других материков
Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на востоке Баб-эль-Мандебским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Для сокращения пути при плавании из Средиземного моря в Индийский океан в 1859—1863 гг. был прорыт Суэцкий канал.
Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океана.
- Нанесите на контурную карту каналы, проливы.
Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
- А теперь подведем небольшой итог. Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”
Ответы учащихся:
Африка расположена по обе стороны от экватора.
Африка расположена по обе стороны от нулевого меридиана.
Это второй материк по площади.
Омывается Атлантическим и Индийским океанами.
Африка близко расположена к материку Евразия.
Имеет выгодное физико-географическое положение.
Вывод: запись в тетрадь:
По площади занимает второе место.
Африку по середине пересекает экватор.
Африки расположена между двумя тропиками
Большая часть материка находится к северу от экватора
Омывается Атлантическим и Индийским океанами.
Береговая линия слабо изрезана.
Исследование Африки
1.Начальныйэтап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.)
Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки.
Второй этап исследования Африки — арабские походы (7-14 вв.)
После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.
Третий этап исследования Африки — путешествия XV - XVII вв.
В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.
Четвертый этап - современный
Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары.
В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Левингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории.
Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса.
Исследование Африки русскими путешественниками и учеными
- Большой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Они ставили перед собой цель – изучить далекие, неизведанные страны и собранные научные материалы сделать достоянием всего человечества.
- Самостоятельно прочитать в учебнике и заполнить таблицу.
Юнкер Василий Васильевич
Путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века. Собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка.
Проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. Написал книгу «Путешествия по Африке».
Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский, Александр Васильевич Елисеев и другие русские исследователи.
В 1926-1927 гг. была организована экспедиция в северо-восточную часть материка для изучения культурных растений Африки. Ее возглавил крупнейший ученый Николай Иванович Вавилов.
Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.
Проверка усвоенного материала.
Письменная работа
I ВАРИАНТ | II ВАРИАНТ | ||
1. Крайней северной точкой Африки является: а) Бен-Секка б) Игольный в) Альмади г) Рас-хафун | 1. Крайней западной точкой Африки является: а) Бен-Секка б) Игольный в) Альмади г) Рас-хафун | ||
2. Африка лежит в … полушариях: а) двух б) трех в) четырех | 2. Самая большая по площади часть Африки лежит в … полушарии: а) северном б) южном в) западном | ||
3. На северо-западе Африка отделяется от Евразии а) Суэцким каналом б) Гибралтарским проливом | 3. По площади Африка занимает а) первое б) второе в) третье | ||
4. На востоке Африку омывают воды … океана: а) Атлантического б) Индийского | 4. На севере Африку омывают: а) Красное море б) Средиземное море | ||
5. Самый большой залив Африки: а) Сомали б) Гвинейский в) Игольный | 5. Самый большой полуостров Африки: а) Сомали б) Гвинейский в) Игольный |
Проверка выполненного задания путем взаимопроверки
Организация домашнего задания.
Текст параграфа 16. Составить таблицу по исследованию Африки Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Составить таблицу
Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Заполним таблицу
Исследователь, путешественники | Дата | Вклад в исследование материка |
Древние греки. | Заселяли и исследовали северную часть Африки. | |
Египтяне | Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавание в Сомали. | |
Бартоломей Диаш | 15 – 16 века | Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную конечность материка. |
Васко да Гама | 15-16 века | Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка. |
Давид Ливингстоун | 19 век | Исследование реки Замбези, открыл водопад Викторию, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса. |
Генри Стенли | 19 век | Плавание вокруг озер Таганьика и Виктория и от истока устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувеннзори. |
Егор Ковалевский | конец 19 века | Изучение северо-восточной Африки. |
Василий Юнкер | конец 19 века | Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История исследования Африки 1.Начальныйэтап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.) Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки.
После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. Второй этап исследования Африки — арабские походы (7-14 вв.)
Корабли Васко да Гама Третий этап исследования Африки — путешествия XV - XVII вв. Васко да Гама – португальский путешественник
В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии. Маршрут Васко да Гама
ДАВИД ЛЕВИНГСТОН (1813-1873) Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары. В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Левингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории. Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса. Четвертый этап - современный
Исследование Африки русскими путешественниками и учеными Большой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Они ставили перед собой цель – изучить далекие, неизведанные страны и собранные научные материалы сделать достоянием всего человечества.
Путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века. Собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка. Проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. Написал книгу «Путешествия по Африке». ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЮНКЕР
Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский, Александр Васильевич Елисеев и другие русские исследователи. Ковалевский Е.П. Елисеев А.В.
В 1926-1927 гг. была организована экспедиция в северо-восточную часть материка для изучения культурных растений Африки. Ее возглавил крупнейший ученый Николай Иванович Вавилов. Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.
I вариант II вариант 1. Крайней северной точкой Африки является: а) Бен-Секка б) Игольный в) Альмади г) Рас-хафун 1. Крайней западной точкой Африки является: а) Бен-Секка б) Игольный в) Альмади г) Рас-Хафун
I вариант II вариант 2. Африка лежит в … полушариях: а) двух б) трех в) четырех 2. Самая большая по площади часть Африки лежит в … полушарии: а) северном б) южном в) западном
I вариант II вариант 3. На северо-западе Африка отделяется от Евразии а) Суэцким каналом б) Гибралтарским проливом 3. По площади Африка занимает а) первое б) второе в) третье
I вариант II вариант 4. На востоке Африку омывают воды … океана: а) Атлантического б) Индийского 4. На севере Африку омывают: а) Красное море б) Средиземное море
I вариант II вариант 5. Самый большой залив Африки: а) Сомали б) Гвинейский в) Игольный 5. Самый большой полуостров Африки: а) Сомали б) Гвинейский в) Игольный
I вариант II вариант 1. а 2. в 3. б 4. б 5. б 1. в 2. а 3. б 4. б 5. а
Параграф 16. Ответить на вопросы в конце параграфа . Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка, составить таблицу. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Географическое положение Африки"
Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...
Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.
Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить на ин...
Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования
Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...
Географическое положение Африки.
Урок - практическая работа по определению географического положения материка. Учит детей самостоятельно добывать знания и давать правильное описание географического положения....
Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс
Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...
Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" ...
Урок географии в 7 классе "Географическое положение Африки".
урок географии в 7классепо теме «Мы знакомимся с географическим положением Африки»....