Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Цели и задачи урока:
Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.
Оборудование:
Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, раздаточный материал со справочными данными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie-yuzhnoy-ameriki_7kl.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии
МБОУ СОШ № 18
Ст. Ивановской
Красноармейского района
Краснодарского края
Макагонова А.Г.
Урок № 33 География 7 кл. Дата___________
Тема. Население Южной Америки.
Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки»
Цели и задачи урока:
Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.
Оборудование:
Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, раздаточный материал со справочными данными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала. История заселения материка
— Перечислите коренные народы, народы пришедшие добровольно и привезенные принудительно.
Коренные народы
Колумб писал в 1492 г. из Америки королю и королеве Испании присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя». Так зарекомендовали себя индейцы, а как зарекомендовали себя их завоеватели? Во время своего второго плавания Колумб обложил поголовным налогом более миллиона жителей острова Эспаньола. Дальнейшие действия испанцев привели к тому, что через 20 лет на острове сталось 15 тыс. туземцев, еще через 30 лет коренное население было уничтожено.
До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития. Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чем свидетельствовала империя инков в Андах, население которой знало ремесла, земледелие. Европейская и, прежде всего, испанская колонизация, начавшаяся в начале ХУI в., быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезенных колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента, но в большинстве из них (кроме Перу, Боливии и Эквадора) они составляют лишь небольшой процент населения.
Как и их предки, современные индейцы говорят на сотнях языках, объединяемых лингвистами в несколько крупных языковых семей: чибча, кечуа, карибскую, аравакскую, тупи-гурани, мбайя-гуайкуру, пано-же, арауканскую и др. Свою культуру в настоящее время в наибольшей степени сохраняют большие индейские народы (кечуа и аймара) или отдельные мелкие племена, живущие в наиболее удаленных районах экваториального леса. Многие же индейские народы утратили знание своего языка. С начала европейской колонизации на материке стали селиться испанцы и португальцы, а впоследствии и выходцы из других стран Европы. Уже в ХУI в. начинается ввоз негров-рабов из Африки для работ на плантациях. Вот эти три расовых и этнических компонента сыграли значительную роль в формировании народов и наций в странах Южной Америки.
Заслушиваются доклады об инках, майя, ацтеках.
После сообщений задаются вопросы классу:
— Почему испанцы истребили эти племена?
— Почему исчезли высокоразвитые цивилизации народов Южной и Центральной Америки? Почему они не смогли дать отпор агрессорам?
Затем следует перейти к изучению современного положения и жизни индейцев. Сначала следует предложить учащимся найти ответы на следующие вопросы:
— В каких частях материка сохранились индейские племена?
— В пределах каких государств живут индейцы?
далее желательно посмотреть видеофрагмент о жизни индейцев в современном мире или дать слово учащимся, приготовившим доклады на эту тему.
Межрасовое смешение
Уже в колониальный период происходило межрасовое смещение, в результате появились так называемые метисы, мулаты и самбо.
Учитель разъясняет, что коренные жители (индейцы), пришлые добровольно (белая раса, в основном испанцы и португальцы), и негроидная раса живут на одной территории, и поэтому быстро ассимилировались друг с другом, совершая смешанные браки. Потомки смешанных браков имеют переходные смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
далее учитель схематично на доске поясняет:
Европейцы + индейцы = метисы
Особенно их много на тихоокеанском побережье материка в Колумбии и Венесуэле.
Европейцы + негры = мулаты
Их много на островах Карибского моря и атлантическом побережье.
Индейцы + негры = метисы
На тихоокеанском побережье Колумбии и Эквадора возникли и распространились группы индейско-негритянского происхождения.
Плотность населения
— Назовите наиболее плотно заселенные регионы материка.
— Чем вызвана высокая плотность населения этих регионов?
Современные страны
После открытия Южной Америки материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами. В 1542 г. испанцы создали здесь вицекоролевство Перу со столицей в Лиме. Позднее, уже в ХУIII в. были созданы еще два вицекоролевства — Новая Гренада, куда вошли территории нынешних Колумбии и Венесуэлы, и Рио-Ла-Плата, в составе современной Аргентины, Боливии и Уругвая. Приатлантическую территорию осваивали португальцы, объявив в 1500 г. о создании колонии «Терра да Санту Круш» (Земля Святого Креста). С ХУII в. эта территория стала называться Бразилией. Завоевания других европейских государств были намного скромнее. Война за независимость испанских колоний 1810—1826 гг. положила конец испанскому владычеству в Южной Америке. Все испанские колонии получили независимость. В 1822г была провозглашена независимость Бразилии от Португалии.
Большинство названий государств материка имеют или испанское происхождение, или португальское.
На современной карте Южной Америки более 35 государств.
Учитель знакомит с происхождением названий стран:
Гондурас — «глубина»;
Никарагуа — имя местного вождя;
Пуэрто-Рико — «богатый порт»;
Монтевидео (Уругвай) — «я вижу землю»;
Рио-де-Жанейро — «январская река»;
Аргентина — «страна серебра»;
Боливия названа по имени предводителя освободительного движения против метрополии;
Чили — в переводе с местного наречия — «там холодно»;
Гаити — «гористый остров»;
Венесуэла — первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом — «Венеция» Бразилия — название дано от породы красного дерева пау-бразил, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль. - Какие американские государства, расположенные на одноименных островах, вы знаете?
— Назовите самые большие по площади государства материка.
— Назовите страны, не имеющие выхода к морю.
— Назовите самый южный город мира. Какой стране он принадлежит?
- Какие европейские государства имели в Южной Америке самые большие колонии? Сравните их с площадью самих государств.
— Перечислите страны Карибского бассейна.
— Назовите, страны расположенные на Тихоокеанском побережье.
— Перечислите страны, находящиеся на Атлантическом побережье.
— Сравните колониальные владения Испании и Португалии в Африке и Южной Америке.
Формирование образа политической карты материка
Задание: по контурам государства или по устному описанию, данному учителем, угадать страну, закрепить ее контур на магнитной доске и, таким образом, собрать политическую карту Южной Америки.
1. Когда Колумб в 1492 г. впервые увидел этот остров — страну с буйной растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: «Это чудо». В 1804 г. негры-рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую республику. (Гаити.)
2. Эта страна — пятое по территории и седьмое по числу жителей государство мира. Территория страны составляет около 48% территории всей Южной Америки. Она превышает по площади территорию США (без Аляски). 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма бурити и шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.) Назовите государствоа, прошлую и нынешнюю столицу, (Бразилия. Прежняя столица Рио- де-Жанейро, нынешняя столица страны — Бразилиа.)
3. Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова «серебро», не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Они и реку Ла-Плата окрестили так, полагая, что плывут по ней в сказочную страну Эльдорадо... Столица страны означает «хороший попутный ветер». О какой стране идет речь? Как называется столица государства? (Аргентина, столица Буэнос-Айрес.)
4. Эта страна расположена на экваторе. Площадь страны — 284 тыс, км2, население — одно из самых «разношерстных в Латинской Америке. Страна занимает второе место по запасам нефти в Латинской Америке после Венесуэлы. «Бриллиант на перстне мира» — так образно называл страну один из поэтов. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». О какой стране идет речь? (Эквадор.)
5. Это государство имеет самую длинную и узкую территорию в мире:
в длину 4300 км и 15—355 км в ширину. О каком государстве идет речь? В переводе с индейского название страны означает «снег», «холодно». (Чили.)
6. Страна Латинской Америки, славится своими запасами нефти. для нее не существует энергетического кризиса, так как она является обладательницей больших запасов нчерного золота»; зато в стране не хватает запасов воды. Зачастую ее продают по цене бензина. Что это за страна? (Венесуэла.)
III. Работа с контурными картами ( на дом)
Задание: подписать в картах названия государств Южной Америки.
Домашнее задание §31;К.: §53. Подобрать и принести на урок литературу о странах Южной Америки.
Практическая работа №7 . Работа выполняется в форме таблицы.
Факторы, определяющие ФГП материка | Южная Америка | Африка | Вывод о сходстве и различии ФГП |
Отношение к экватору | Большая часть материка расположена в южном полушарии. | Экватор пересекает материк почти посередине. | Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора |
Отношение к нулевому меридиану | Находится в западном полушарии | Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе. |
Отношение к другим материкам | На севере граничит с Северной Америкой. | На севере граничит с Евразией. |
Отношение к океанам. | На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе- Тихим океаном. | На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном. | Оба материка омываются атлантическим океаном, но Африку ещё омывает Индийский океан. А Южную Америку- Атлантический. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний
Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний...
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....
Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС
Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...
Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Географическое положение России" 8 класс
Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание, съэкономить время на уроке, способствует более правильному выполнению задания....
Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе
Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неж...
Разработка урока по теме: Географическое положение и исследование Южной Америки.
Цель урока: изучить физико – географическое положение Южной Америки.2. Задачи:Образовательная:- Научить определять ФГП материка- Изучить историю открытия материка.- Учить рациональным приемам ра...
Географическое положение Африки. История исследования материка. 7 класс
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.Оборудование: учебник &ndash...