Конспект урока "Географическое положение Африки"
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
AFRIKA._G.P..doc | 87 КБ |
Instruktivnaya_karta.doc | 69.5 КБ |
Informacionnaya_karta.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Африка. Географическое положение, история исследования»
Цели урока:
образовательная – сформировать знания о физико-географическом
положении материка, его влиянии на природу Африки
воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толератности
развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными
источниками географической информации, творческих
способностей, устной речи, географического мышления и
зоркости, познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
- Познакомиться с планом определения географического положения материка.
- Выявить особенности влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Познакомиться с историей исследования Африки: долгий путь от определения очертаний береговой линии до изучения внутренних районов.
- Продолжить развитие практических умений пользоваться источниками географической информации.
Оборудование: учебник «Земля – планета людей» авт. И.В. Душина, Т.Ю. Притула, М.:
«Баласс», 2002 г.; географический атлас для 7 класса; контурные карты по
географии для 7 класса; интерактивная карта «Физическая карта мира»;
настенная контурная карта; презентация MS Office PowerPoint «Африка»;
раздаточные материалы для учащихся (информационные карты,
инструктивные карты, геотренажёр); отрывки из произведений Николая
Гумилева, Владимира Корочанцева, Луиша дэ Камоэнса.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ: географические особенности природы
материков, результаты выдающихся
географических открытий и путешествий.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока: Образный рассказ учителя о континенте с элементами беседы и
поисковой работы. Актуализация опорных картографических знаний и
умений. Поэтапное формирование знаний существенных признаков
понятия географическое положение материка, обучение приему
определения географического положения материка, практическая работа
с картами, текстом учебника и информационной картой.
Ход урока
Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2 мин 5 мин |
1). ? Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком? 2). ? Какие вы знаете материки? Покажите их по карте, классифицируя материки по величине. 5). ? Какие материки относятся к южным материкам? Внимание! 6). ? Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам? Обсудите вопрос в парах. «Африка – неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой там-тамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение…» Владимир Корочанцев
Итак, тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Африки» ?Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?
Нам предстоит познакомиться с физико-географическим положением Африки, его влиянием на природу материка, океанами и морями, омывающими материк. А также вспомнить исследователей и путешественников, изучавших этот континент. Для этого вам даны инструктивные карты и информационные листы, которые помогут выбрать путь работы, и подскажут основные сведения по теме урока. Итак, в добрый путь и попутного ветра, господа исследователи!
Африка- континент, который называют колыбелью человечества. А что означает слово “Африка”? ? Вспомните, что значит определить географическое положение объекта? Исходя из ваших рассуждений, можно сделать вывод о том, что физико-географическое положение материка – это положение материка на поверхности Земли, относительно других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. Алгоритм (план) характеристики ФГП материка приведён в учебнике на с. 285 ? Вопрос, на который мы должны ответить: «Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»
Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп : Направление работы 1-ой группы: рассмотрение широтного положения Африки; 2-ая группа – расположение материка относительно нулевого меридиана; 3-я группа - положение Африки относительно материков и океанов; 4-ая – рассмотреть влияние ФГП на климат материка; 5-ая – сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки.
1 группа –
КЮТ – м. Игольный – 350ю.ш., 200в.д.
юг составляет: (370+350)х111,3 км=8013,6 км. 2 группа –
КЗТ - м. Альмади - 140с.ш., 170з.д.
составляет: (430в.д.-90в.д.)х111,3 км=3784,2 км
3 группа –
4 группа –
5 группа –
? Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение? | 1.Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность. 2 . Изучение нового материала 2.1. Фронтальная беседа с учителем, ответы на вопросы: 1). Ответ - Материки –большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.2). Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.3). Ответ: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 4).Ответ: Северные и южные материки. 5). Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Юж. Америку, Антарктиду. Поиск ответа на проблемный вопрос, работая в парах: Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны. 2.2. Включение в работу на уроке путём активизации познавательной активности через просмотр видео-ряда. Фиксирование темы урока в тетрадь. Ответ на вопрос учителя 2.3. Ознакомление с инструктивными картами и информационными листами урока 2.4.Работа с информационным листом, ответ на вопрос учителя «Что означает слово Африка?» Фронтальная беседа с учителем: Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. Фиксирование определения ФГП в тетрадь. 2.4.1.Групповая работа по типовому плану с целью выявления особенностей ФГП Африки, исследование образования топонимов по информационной карте. 2.4.2.Выступления учащихся по вопросам группы, обозначение объектов береговой линии, крайних точек материка, линий градусной сетки на настенной контурной карте, информационные справки о топонимах; учащиеся на местах – составление картосхемы «Физико-географическое положение Африки». Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией. |
Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей. Финикийцы и греки хорошо знали северное африканское побережье. Однако проникать во внутренние области Африки с севера им мешали пустыни, а с моря на востоке и западе — труднодоступные берега, почти без бухт и заливов. Но Африка так и манила к себе. «…Так открывали земли мы и страны, безвестные прошедшим поколеньям, Лишь Генрих наш, старатель неустанный, к брегам стремился этим в нетерпенье. Носами волны мощные вздымая, по морю дружно корабли носились, И, южные просторы покоряя, к Надежде Доброй рьяно устремились… Сердечно Гама с королём простился и в край Авроры, юной и прелестной, По водам бесконечным устремился. Мы берег африканский обогнули и к жаркому экватору помчались…» Луиш дэ Камоэнс, «Луизиады» В ХV в. португальские моряки исследовали западное побережье Африки и даже обогнули южную оконечность материка. С ХVI в. из Африки начался вывоз рабов в Америку. Исследование внутренних районов материка началось лишь в конце XIX в. Велики заслуги в исследовании и изучении Африки и русских (советских) исследователей и учёных. 4.1. Задание для класса: сопоставить данные таблицы, информационного листа и карты на слайде и выписать в таблицу недостающие сведения о путешественниках, которые исследовали Африку. Организация взаимопроверки работ. | 3.История исследования Африки. 4.1. Заполнение таблицы «Исследователи Африки» на основе информационных листов с последующей взаимопроверкой. | |
5.Закрепление. Организация выполнения заданий в тренажёре. Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. И сейчас вам предстоит ответить на вопросы геотренажёра. 6. Итоги урока. Оценивание. Итак вы сегодня: 1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы; 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. «Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я верю, что если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой!» Николай Гумилёв Спасибо вам за урок. | 5.Работа с географическим тренажёром. 6. Диалог с учителем по итогам урока. 7. Фиксирование домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.
Группа 1 – широтное положение:
- Чему равна площадь Африки?
- Как расположена Африка относительно экватора?
- Как расположен материк относительно полярных кругов, тропиков?
- Между какими параллелями она находится и, следовательно, в каких географических широтах?
- Сделайте вывод:
- В каком или каких тепловых поясах находится Африка?
- Исходя из пункта 4.1. определите климатическую особенность материка.
- Выявите крайнюю северную и крайнюю южную точки Африки, определите их координаты.
- Вычислите максимальную протяжённость материка с севера на юг (между кр. точками).
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1и 2.
1). По физической карте Африки в атласе и таблице «Общие сведения о материках» на
с. 284 учебника географии определи площадь Африки и её место по площади среди материков Земли.
2). По физической карте мира определи, пересекает ли экватор Африку.
3). Если пересекает, то в какой части материка.
4). В каких полушариях, относительно экватора, располагается материк?
5). На настенной контурной карте на материке Африка маркером обозначь экватор и подпиши полушария, в которых материк расположен относительно экватора.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи, пересекают ли Африку полярные круги.
2). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи, пересекают ли Африку тропики.
3). Если пересекают, то какие и в какой части материка.
4). На настенной контурной карте на материке Африка маркером обозначь северный и южный тропики, пересекающие материк.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4 и 5.
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи, между какими параллелями находится материк.
2). Укажи, в каких географических широтах расположена Африка.
3). Сделай вывод: а) в каком тепловом поясе расположена большая часть материка;
б) исходя из расположения Африки в тепловом поясе, определи, каков
климат на материке.
4). На настенной контурной карте на материке Африка штриховкой обозначь область преобладающего теплового пояса. Сделай сноску и расшифровку штриховки в легенде карты.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 6.
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи крайнюю северную и крайнюю южную точки Африки (участки побережья материка дальше других выходящие в океан или море, мысы).
2). Определи географические координаты крайних точек (широту и долготу).
3). На настенной контурной карте на материке Африка укажи и подпиши крайнюю северную и южную точки, обозначь их координаты.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 7.
1). По физической карте Африки в атласе с помощью градусной сетки вычисли максимальную протяжённость материка с севера на юг между крайними точками:
а) в градусах:
б) в километрах:
Для справки: 10 дуги меридиана равен 111,3 км.
2). На настенной контурной карте на материке Африка укажи протяжённость материка с севера на юг, соединив кр. точки линией и подписав протяжённость в километрах.
Инструктивная карта
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.
Группа 2 – долготное положение:
- Как расположена Африка относительно нулевого меридиана?
- Между какими меридианами она находится?
- Выявите крайние западную и восточную точки, определите их координаты.
- Вычислите протяжённость материка с запада на восток в градусах и километрах:
- Вдоль Северного тропика (для справки: 10 дуги параллели 22,50 равен 102,5 км);
- Вдоль экватора;
- Сделайте вывод о протяжённости материка с запада на восток.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1и 2.
1). По физической карте мира определи, пересекается ли Африка нулевым меридианом.
2). Если пересекается, то в какой части.
3). В каких полушариях, относительно нулевого меридиана, располагается материк; в каком полушарии находится большая часть.
4). Между какими меридианами расположен материк.
4). На настенной контурной карте на материке Африка маркером обозначь нулевой меридиан и подпиши полушария, в которых находится материк относительно нулевого меридиана.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи крайнюю западную и крайнюю восточную точки Африки (участки побережья материка дальше других выходящие в океан или море, мысы).
2). Определи географические координаты крайних точек (широту и долготу).
3). На настенной контурной карте на материке Африка укажи и подпиши крайнюю западную и восточную точки, обозначь их координаты.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4 (4.1.).
1). По физической карте Африки в атласе с помощью градусной сетки вычисли протяжённость материка с запада на восток вдоль Северного тропика:
а) в градусах:
б) в километрах:
Для справки: 10 дуги параллели 22,50 равен 102,5 км
2). На настенной контурной карте на материке Африка укажи протяжённость материка с запада на восток по Северному тропику, соединив западный и восточный берега линией и подписав протяжённость в километрах.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4 (4.2.).
1). По физической карте Африки в атласе с помощью градусной сетки вычисли протяжённость материка с запада на восток вдоль экватора:
а) в градусах:
б) в километрах:
Для справки: 10 дуги экватора равен 111,3 км
2). На настенной контурной карте на материке Африка укажи протяжённость материка с запада на восток по экватору, соединив западный и восточный берега линией и подписав протяжённость в километрах.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4 (4.3.).
1).Сделайте вывод о протяжённости материка с запада на восток в километрах как вдоль Северного тропика, так и вдоль экватора.
2). Какая часть материка имеет большую протяжённость с запада на восток и как это отражается на природе.
Инструктивная карта
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки в атласе, определите положение материка относительно крупных географических объектов.
Группа 3 – относительно окружающих природных объектов:
- Относительно океанов:
- Какие океаны омывают Африку, какие крупные моря, заливы и проливы они образуют?
- Каков характер береговой линии (изрезанность) и какие острова и полуострова расположены близ Африки?
- Относительно материков:
- Определите, как расположена Африка относительно Евразии. Где соединяется с ней?
- Как расположена Африка относительно других материков?
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1 (1.1.).
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи:
а) какие океаны и с каких сторон омывают материк;
б) какие моря, заливы и проливы образуют эти океаны;
в) укажи самый протяжённый пролив и самый большой залив Африки.
2). В тексте информационной карты (п.1)определи происхождение названий выявленных тобою заливов, проливов, морей.
3). На настенной контурной карте подпиши названия объектов гидросферы, омывающих Африку.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1 (1.2.).
1). По физической карте мира и физической карте Африки в атласе определи:
а) какие острова расположены рядом с береговой линией материка;
б) какие полуострова образованы на материке;
в) укажи самый большой остров у берегов Африки.
2). В тексте информационной карты (п.1) определи происхождение названий выявленных тобою полуостровов и островов.
3). На настенной контурной карте подпиши острова и полуострова Африки.
4). Сделай вывод об изрезанности береговой линии:
А) много заливов и полуостровов – изрезанность сильная;
Б) мало – слабая изрезанность.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2
1).Определи, какой материк ближе всех расположен к Африке.
2). Какие географические объекты отделяют Африку от него.
3). Как расположена Африка относительно других материков, какие объекты разделяют материки.
Инструктивная карта
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и картой «Климатические пояса и области мира» составьте устный рассказ о влиянии географического положения материка на его климат.
Группа 4 – влияние ФГП на климат материка:
- В каких климатических поясах расположен материк и почему?
- Какова особенность в размещении климатических поясов на материке?
- Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь и с чем это связано?
- Правомерно ли утверждение: «Африка является самым жарким материком Земли»? Докажите свою точку зрения.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» определите:
А) число климатических поясов Африки;
Б) в каких климатических поясах расположен материк.
2). Сопоставьте физическую карту мира и карту «Климатические пояса и области мира» и выявите причину именно такого набора климатических поясов в Африке.
3). В легенде карты «Климатические пояса и области мира» определите климатические особенности выявленных поясов.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» определите:
А) в каких климатических поясах расположен материк;
Б) особенность в размещении климатических поясов на материке.
2). Укажите причину выявленной особенности.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» определите, какой климатический пояс занимает наибольшую площадь на материке.
2). Укажите, с чем это связано.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4.
Подтвердите или опровергните высказывание «Африка – самый жаркий материк Земли».
1). По карте «Климатические пояса и области мира» определите, в каких климатических поясах (широтах) расположен материк.
2). Исходя из п. 1)., установите:
А) каков угол падения солнечных лучей в этих широтах весь год;
Б) какое количество тепла получает материк.
Инструктивная карта
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира, картой природных зон мира и картой «Климатические пояса и области мира» составьте устный рассказ о влиянии географического положения на природу материка.
Группа 5 – влияние ФГП на природу материка:
- Какие природные зоны сформировались на материке?
- Какова особенность размещения природных зон на материке и что повлияло на размещение природных зон?
- Какая из них занимает наибольшую площадь?
- Укажите, каким образом приспособились животные и растения к условиям обитания в Африке.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По карте «Природные зоны мира» и «Природные зоны Африки» в атласе:
А) укажите количество природных зон на материке;
Б) назовите природные зоны материка.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.
1). По карте «Природные зоны мира» и «Природные зоны Африки» в атласе установите особенность в размещении природных зон на материке.
2). По карте «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны мира» и «Природные зоны Африки» в атласе установите причину, повлиявшую на размещение природных зон в Африке.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3 и 4.
1).По карте «Природные зоны мира» и «Природные зоны Африки» в атласе установите, какая природная зона занимает наибольшую площадь на материке.
2).Используя текст учебника с. 57, иллюстрации с. 56-57 укажите способы приспособления животных и растений к условиям обитания:
А) размеры животных и растений;
Б) какие животные по способу питания преобладают (хищники или травоядные);
В) характер покровительственной окраски;
Г) способ передвижения животных;
Д) способ существования (одиночный или групповой);
Е) как преодолевают засуху.
Предварительный просмотр:
Информационная карта
- Топонимы.
Африка – название «Африка» встречается в источниках с конца III в. до н.э. и, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило на севере материка. Другая гипотеза - в переводе с латинского «африа» - безморозная.
Аденский залив – название, предположительно, происходит от ассиро-вавилонского “edin” - «степь, равнина». Название также сопоставлялось с финикийским “adan” – «наслаждение» или арабским “adn”- «Эдем», «рай».
Аравийский п-ов – его арабское название «Джезира-эль-Араб» - «полуостров арабов». Местность, заселённая арабами – Арабия, но в русской транскрипции это звучит как Аравия.
Баб-эль-Мандебский пролив – соединяет Красное и Аравийское моря Индийского океана. В переводе с арабского «Баб-эль-Мандеб» – «врата слёз» - отражает трудные навигационные условия этого пролива.
Гибралтарский пролив – пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западной частью Африки, соединяет Средиземное море и Атлантический океан. В древности название пролива было связано с пониманием его как морского прохода между скалами (столпами, столбами), находящихся на европейском и африканском берегах. У финикийцев он был известен как Столпы Мелькарта по имени их морского божества. А у древних греков – как Столпы Геракла; древними римлянами это название было превращено в Столпы Геркулеса. В VIII в. скала на европейском берегу получила название Гибралтар, а от него образовалось название пролива.
Доброй Надежды мыс– мыс на юге Африки. Мыс открыл в 1488 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш и дал ему название мыс Бурь. Однако король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды, имея в виду надежду найти за этим мысом Индию.
Зелёного мыса о-ва– архипелаг в Атлантическом океане недалеко от западного побережья Африки. Острова Зеленого Мыса открыты португальцами в середине XV в. Были необитаемы и заселялись вывезенными с Африканского континента рабами и крестьянами из Португалии. Первые упоминания об архипелаге содержались в дневниках арабского путешественника Идриси (XII век) и в энциклопедии Аль-Омари (XIV век). Официальной датой открытия островов Зелёного Мыса считается 1460 год. Бывшие Острова Зеленого мыса уже несколько десятилетий – независимое государство Кабо-Верде (что, собственно, в переводе мало чем отличается от предыдущего названия – «зеленый мыс»).
Игольный мыс– южная оконечность Африки. Нанесён на карту в конце XVв. португальскими мореплавателями и был назван мыс Агульяш – в переводе с португальского – «пик, игла». Название мысу было дано за остроту его скал.
Канарские о-ва – архипелаг вулканического происхождения в Атлантическом океане у северо-западного побережья Африки, территория Испании (в переводе с испанского — собачьи острова, от лат. canis — собака). По словам древнеримского учёного Плиния Старшего, на одном из этих островов водились большие собаки.
Коморские о-ва – (Comoros, от арабского комр – "луна"), архипелаг вулканического происхождения в Мозамбикском проливе Индийского океана. Португальские мореплаватели начала XVI в., впервые показавшие на карте эти острова, приняли их арабское название Джезаир-эль-Комра – «лунные острова», возникновение названия связано с культом Луны.
Мадагаскар остров– остров на юго-востоке Африки в Индийском океане. Пётр I первый загорелся идеей взять его под российское покровительство. Удобство расположения Мадагаскара для контроля над морскими путями из Европы в Индию и Китай очевидно. Внезапная смерть императора не дала проекту осуществиться.
Мадейра остров – (в переводе с португальского- древесина, дерево) —архипелаг, состоящий из двух населённых островов и двух групп мелких незаселённых островов, расположенный в северной части Атлантического океана. Автономный регион Португалии. Мадейра была открыта португальскими моряками примерно между 1418 и 1420 годами. Открытие острова, инициированное Генрихом Мореплавателем, считается одним из первых открытий века Великих географических открытий.
Мозамбикский пролив- расположен между островом Мадагаскар и Африкой. Мозамбикский пролив находится на западе Индийского океана и считается одним из самых протяженных на планете. Примерная длина пролива 1670 километров, а ширина до 925 километров.
Сомали́ (Африканский Рог) — полуостров на востоке Африканского континента. C севера омывается водами Аденского залива, с востока — Индийского океана. Территория полуострова входит в состав государства Сомали, часть — в состав Эфиопии. Площадь около 750 000 км².
Средизе́мное мо́ре — средиземное, межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом. Название впервые ввёл в оборот античный писатель Гай Юлий Солин — море посреди Земли, поскольку древние европейские и североафриканские цивилизации развивались в бассейне именно этого моря, служившего естественным путём сообщения между ними. Современное Средиземное море является реликтом древнего океана Тетис, который был гораздо шире и простирался далеко на восток.
Суэ́цкий кана́л (араб. قناة السويس, Qanā al-Suways) — судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами. Кратчайший водный путь между Индийским и Атлантическим океанами (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км).
- Геродот. «История»: «Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столбы и прибыли в Египет. По их рассказам (я -то этому не верю, пусть верит тот, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне…»
- Португальские путешествия вокруг Африки в XV- начале XVI в.
«Принц Энрике стал главным организатором многочисленных морских экспедиций португальцев вдоль западного побережья Африки. Для этих экспедиций португальцы даже наладили постройку специальных каравелл – судов с тремя мачтами и косыми парусами. Каравеллы были лёгкими и маневренными, и это позволяло морякам близко подходить к незнакомым берегам. Продвижение на юг шло медленно, и первые несколько десятилетий португальцы обследовали африканское побережье, не спускаясь южнее 80 ю.ш.
В 1487-1488 гг. экспедиции Бартоломеу Диаша увенчались успехом. Он открыл африканское побережье от устья реки Конго до мыса Доброй Надежды – южной оконечности материка и, обогнув его, вышел в Индийский океан. Но команда Б. Диаша взбунтовалась и отказалась идти дальше. Экспедиции пришлось возвратиться в Лиссабон.
В 1494 г. состоялся первый раздел мира между Португалией и Испанией. Граница прошла по срединному меридиану через Атлантический океан: Португалии отошло восточное полушарие, а Испании – западное.
В 1497 г. португальский король, жаждущий золота и богатства, вновь отправил экспедицию в Индию. Теперь её участники плыли не на лёгких и юрких каравеллах, а на четырёх больших транспортных кораблях, гружённых продовольствием и товарами. В составе экспедиции было около 1500 человек, а возглавил её опытный и отважный моряк Васко да Гама. Спустя четыре месяца экспедиция обогнула мыс Доброй Надежды, достигла устья реки Замбези, а ещё через три месяца – Милинди, где моряки встретили первых индусов. Там Васко да Гама взял на корабль арабского лоцмана, и уже через месяц экспедиция бросила якоря в индийском порту Кожиконде. Этот успех был обеспечен искусством опытного лоцмана Ахмада ибн Маджида. Летом 1499 г. два корабля и лишь половина команды под руководством Васко да Гамы вернулись в Лиссабон.
Важнейшими результатами португальских экспедиций XV- начала XVI
в. стало установление береговой линии Африки и открытие восточного
морского пути в Индию.
Во время португальских плаваний в Европу были привезены первые чернокожие африканцы – рабы. Вскоре к работорговле присоединились голландцы, англичане и др. К концу XVIII в. на побережье Африки возникло множество городов и посёлков, ставших центрами работорговли. Это была одна из позорных и трагических страниц в истории человечества. Внутренние районы материка оставались неизвестными европейцам до начала XIX в.»
(О.В. Крылова «Материки и океаны»: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2006 г.)
- Географические исследования материка в XIX в.
«В XIX в. начали появляться первые описания природы и населения внутренних территорий материка.
Многие открытия в Южной Африке сделаны англичанином Давидом Ливингстоном. Он приехал в Южную Африку миссионером, но, совершив несколько путешествий, постепенно увлёкся изучением природы. Д. Ливингстон задумал изучить реки Южной Африки и найти естественные проходы вглубь континента. Он совершил плавание по Замбези (на языке местных жителей «великая река»), открыл водопад Виктория, определил водораздел озёр Ньяса (на языке местного населения «озеро»), Танганьика («озеро») и реки Луалаба. В 1849 г. Д. Ливингстон первым из европейцев пересёк пустыню Калахари и исследовал озеро Нгами. Во время своего последнего путешествия он пытался отыскать истоки Нила. Африканцы прозвали Д. Ливингстона «ищущий реки».
Другие путешественники также отправлялись в глубь материка с конкретными исследовательскими задачами. Немецкий путешественник Генрих Барт установил, что озеро Чад бессточное. Он первым из европейцев изучил наскальные рисунки древнейших жителей Сахары и высказал свои предположения об изменении климата Северной Африки. Горный инженер, путешественник Егор Петрович Ковалевский помогал египтянам в поисках и разработке месторождений золота, изучал притоки Голубого Нила. Василий Васильевич Юнкер исследовал водораздел главных африканских рек – Нила, Конго, Нигера. Главным результатом работы В.В. Юнкера стала подробная географическая карта, составленная на основе проведённых им съёмок местности.
Географические карты Африки были окончательно уточнены лишь
к середине XX в. Однако, многие загадки природы материка до сих пор
ждут своих исследователей.»
(О.В. Крылова «Материки и океаны»: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2006 г.)
6. Исследования Африки русскими путешественниками и учёными.
«Многие путешественники и учёные из нашей страны посетили Африку. Значительно расширив и углубив знания о её природе и народах. Особенно велики заслуги в изучении Центральной и Восточной Африки русского учёного Василия Васильевича Юнкера (1873-1887 гг.). Он исследовал район водораздела Конго-Нил, составил топографические карты этого района и собрал большой материал о природе и населении.
Северо-восточную часть Африки исследовали русские учёные Егор Петрович Ковалевский и Александр Васильевич Елисеев.
Е.П. Ковалевский, горный инженер по профессии, был приглашён в 1848 г. правителем Египта для исследований месторождений золота на междуречье Белого и Голубого Нила. В результате исследований Е.П. Ковалевского была налажена добыча золота.
Особенно великое значение имеет изучение земледельческих культур русским учёным Николаем Ивановичем Вавиловым. Это был выдающийся ботаник и географ, совершивший путешествие по Алжиру, Тунису, Ливии, Сомали и Эфиопии в 1926-1927 гг. Его научные экспедиции позволили установить, что Эфиопия является родиной ценных твёрдых сортов пшеницы. Поиск и сбор семян культурных растений осуществлялся с целью использования растительных ресурсов мира для повышения урожайности сельскохозяйственных культур в России.
В 1952 г. академик И.П. Герасимов исследовал рельеф гор Атлас, а также их растительность.
Российские учёные и специалисты работали и работают в настоящее время во многих странах Африки, принимают участие в исследованиях рек, озёр, поисках полезных ископаемых и тем самым оказывают помощь африканским государствам в развитии их хозяйства.
Природа Африки изучается в настоящее время в её многочисленных национальных парках и заповедниках, где ещё сохранились удивительные животные и растения.» (Финаров Д.П. «География: Материки, океаны и страны»: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений- М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: СпецЛит, 2004 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Географическое положение Африки 7 класс
Конспект урока 7 класс Географическое положение Африки Учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....
конспект урока "Географическое положение Африки" 7 класс
Урок практикум по теме "ГП Африки" Первый урок по теме "Африка"...
План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»
План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...
Конспект урока :"Географическое положение Африки"
Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считае...
Конспект урока по географии для 7 класса по теме: "Географическое положение Африки"
Методическая разработка урока по географии для 7 класса...
Конспект урока на тему " Географическое положение Африки"
Конспект урока на тему "Географическое положени Африки". Данный урок проводился в 8 классе коррекционный школы 8 вида в 2017-2018 учебном году....
План конспект по географии "Географическое положение Африки"
План конспект по географии "Географическое положение Африки"...