Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить на интерактивной доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_fgp_afriki.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты -Мансийский автономный округ
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 17
Учитель географии:
Низовцева Лидия Алексеевна
г. Нижневартовск, 2011 г.
Физико-географическое положение Африки
Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.
Задачи урока:
Образовательные: - Познакомить учащихся с планом характеристики материка;
- Способствовать усвоению приема характеристики ФГП
материка;
- Ввести понятие ГП материка
- Раскрыть приемы определения ГП материка
- Способствовать изучению особенностей ГП Африки и их
влияние на природу материка
Развивающие: - Развивать практические умения работать с картой, с
интерактивной доской, определять географические координаты
Воспитательные: - Создать условия для воспитания у учащихся силы духа,
ответственности, физического совершенствования на примере
мужества путешественников и исследователей континента.
Здоровьесберегающие: - создать условия сохраняющие здоровье учащихся – сохранение
зрения.
Оборудование: Карта полушарий; физическая карта Африки; картины с изображением
африканских ландшафтов и народов; книги, журналы об Африки.
На доске: Вспомни! Что такое широта, долгота, часть света
Узнай! Что такое географическое положение, крайние точки
Научись делать! Определять географическое положение.
Ход урока.
С этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару – в плавание за новыми знаниями. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, нравы и обычаи народов, населяющих их.
Каждый материк изучают в определенной последовательности. Рассмотрим план изучения материка. (у каждого ученика на парте).
- географическое положение
- история открытия и исследования
- рельеф и полезные ископаемые
- климат
- воды
- почвы
- природные зоны, растительный и животный мир
- население и страны
Такая последовательность не случайна. Она отражает существующие в природе зависимости между компонентами географической оболочки. Например, между рельефом и климатом.
- Отчего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?
Поэтому изучение темы начинаем с изучения физико-географического положения материка. В течение урока нам предстоит:
- познакомиться с планом характеристики ФГП материка;
- опираясь на план, научиться давать характеристику ФГП .
Первая остановка в нашем маршруте – Африка.
- Что вы знаете об Африке?
- Слайд 1 – Африка – прародина человечества
- Слайд 2,3 – в Африке находится самая большая пустыня мира
- Слайд 4 – здесь протекает самая длинная река мира – Нил
- Слайд 5 – Египетские пирамиды
- Слайд 6 – удивительная природа материка
- Слайд 7 – в Африке проживают представители негроидной расы
- Используя с. 7 учебника, назовите площадь Африки и определите, какое место занимает материк среди других материков по площади?
- Слайд 5 – сравнение площади Африки и Евразии
- Во сколько раз площадь Африка меньше площади Евразии?
Используя план, даем характеристику физико-географического положения Африки.
План географического положения материка
план | алгоритм действия |
1. Положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков (полярных кругов) | а) по карте мира определите, в какой части Африку пересекает экватор? б) в каком полушарии, в серном или южном, находится большая часть территории материка? в) в какой части Африку пересекает нулевой меридиан? г) в каком полушарии – западном или восточном – лежит большая часть территории Африки? д) сделайте вывод о положении Африки относительно тропиков. Как это отражается на природных условиях материка? |
2. Крайние точки материка. Их координаты Протяженность с севера на юг и с запада на восток | а) по физической карте Африки определите крайние точки и их координаты: - северная - южная - западная - восточная б) определите протяженность Африки с запада на восток (по 10°с.ш.) и с севера на юг (по 20°в.д.) |
3. Положение материка в климатических поясах | Сделайте предположение о влиянии протяженности материка на его природные условия (для этого выясните, в каких климатических поясах располагается Африка) |
4. Положение относительно морей и океанов, других материков | а) воды каких океанов омывают территорию Африки? б) какие течения проходят у берегов Африки? в) какой из материков находится ближе всех к Африке? Какие наиболее удалены от центральных районов Африки? |
5. Оценка ФГП | Сделайте вывод об особенностях ФГП Африки, определяющих его природу. |
Береговая линия Африки по сравнению с другими материками слабо изрезана. Совершите путешествие по карте, найдите и запомните расположение наиболее крупных её объектов (островов, полуостровов, заливов, проливов)
Учащиеся выполняют работу на контурной карте. После выполнения проверяем правильность заполнения, работая на интерактивной доске.
Задание 1
Дополните текст. (учащиеся подписывают на интерактивной доске пропущенные слова)
Африка - ________ по величине континент.
__________ проходит посередине континента и делит его на две части северную и южную. Африку от Европы отделяют ______________ и ____________, от Азии ________ и _______. На западе она омывается _________ , на востоке _________. Самый большой остров у берегов Африки _________, самый крупный полуостров ____________.
Задание 2
Расположите крайние точки Африки (смотри слайд)
Задание 3
Распределите географические объекты на две группы.
Бассейн Атлантического океана Бассейн Индийского океана
Гвинейский залив
Мозамбикский пролив
Красное море
Средиземное море
Задание 4
Подберите к географическим названиям соответствующие описания.
Гибралтарский пролив соединяет Красное море с Средиземным морем
Баб-эль-Мандебский пролив соединяет Средиземное море с Атлантикой
Суэцкий канал соединяет Красное море с Индийским океаном
Задание 5
Распределите географические объекты
Гвинейский залив, Средиземное море, Красное море и т.д.
История исследования.
Издавна Африка привлекала внимание народов южной Европы и юго-западной Азии.
а) сообщение учащегося об исследованиях Африки зарубежными путешественниками.
б) сообщение учащегося об исследованиях Африки русскими путешественниками.
Домашнее задание: текст учебника на с. 110-114 закрепить материал, кто хочет показать более углубленные знания дать характеристику ФГП о. Мадагаскар по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Открытый урок потгеографии в 7 классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки" Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...
Презентация к уроку географии в 7 классе: "Уникальная Африка"
Презентация содержит общие сведения о природе и населении Африки. Может быть использована на уроке на этапе актуализации знаний учащихся....
Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" ...
Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".
формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...
Урок географии в 7 классе Пустыни Африки.
Одна из самых интересных природных зон Африки....
Нетрадиционный урок географии "Встреча Нового года в Африке".
Нетрадиционный урок. Чтобы уроки географии были интереснее, чтобы дать возможность детям выйти из сферы повсед...
Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"
Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....