Географическое положение Африки.
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Овчелупова Вера Ивановна

Урок - практическая работа по определению географического положения материка. Учит детей самостоятельно добывать знания и давать правильное описание географического положения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Географическое положение Африки».

Цели урока: 1. Дать первичные представления географического положения материка на примере    материка Африка.

  1. Раскрыть приемы определения географического положения материка.
  2. Познакомить учащихся с путешественниками - исследователями Африки.
  3. Формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации; учить школьников анализировать, делать выводы.
  4. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, дополнительная литература, картины исследователей Африки.

Ход урока.

I.   Организация класса.

Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет?
(Африка)

Создание ситуации образного эмоционального восприятия темы.

1.        Повторение ранее изученного материала. Фронтальная беседа.

  1. Какие материки вам известны? Назовите и покажите их на карте.
  2.  Б) Какие океаны вы знаете? Сколько их?
  3. Что такое экватор, его характеристика.

 Г) Что такое меридианы, их свойства?

Д) Покажите на карте тропики и полярные круги. Что вы знаете о них?

 Е) Назовите материки, расположенные в восточном полушарии?

Ж) Назовите материки, расположенные в западном полушарии?

 3) Покажите материки, расположенные в северном полушарии?

 И) Покажите материки, расположенные в южном полушарии?

II Изучение нового матриала.

1. Какой материк, из всех, которые вы назвали самый универсальный? Почему?

( Предполагаемый ответ: Африка, так - как расположен в двух полушариях северном и южном, симметрично относительно экватора, частично Африка находится в западном полушарии и восточном полушариях).

  1. Какие сведения об Африке вам еще известны? ( Второй по величине материк, расположен около материка Евразия). Отвечают учащиеся, пользуясь атласами.
  2. Решение логических задач.

а) Так как через Африку проходит экватор, значит в Африке есть экваториальный и субэкваториальный климатический пояс. Следовательно, в Африке очень тепло. ( Да).


б) Средиземное маре находится в Северном полушарии. Средиземное маре омывает Африку. Следовательно, Африка тоже полностью находится в Северном полушарии.

 ( Нет).

4. Знакомство с планом определения географического положения материка. Выполнение практической работы. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа.

Прием определения географического положения материка

План

Состав приема

Ожидаемый ответ

1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20о в. Д. составляет (32о+35о ) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 43о – 9о ) Х 111 км = 34о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20о с. ш. приблизительно в 2 раза больше ,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

Далее учитель вместе с учениками на основе анализа карт Африки по плану дает краткую характеристику Г.П. материка и делает выводы.

  1. Африка по отношению к экватору расположена как в Северном так и в Южном полушариях, т.к. экватор практически посередине материка пересекает его.
  2. Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
  3. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушариях.
  4. Проверяется правильность определения координат крайних точек материка и протяженность материка с запада на восток по линии экватора.
  5. Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
  6. Африка омывается водами Атлантического и Индийского океанов.
  7. Береговая линия изрезана слабо.
  8. На северо - востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал.

III - Изучение истории исследования материка Африка.

Учащиеся заранее готовили сообщения о путешественниках и исследователях

материка.

На доске картины исследований, проводимых в Африке Васко да Гаммой в

15 веке.

В 19 веке в Африке путешествовал Е.Н. Ковалев. Он прошел по пустыне из

Египта в Судан и Эфиопию.

Путешествия по Северной Африке В.В. Елисеева.

Исследователь Давид Ливингстон исследовал всю Южную Африку. 

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Исследователи, путешественники

Страна

Дата

Вклад в исследование материка



Предварительный просмотр:

Урок «Географическое положение Африки».

Цели урока: 1. Дать первичные представления географического положения материка на примере    материка Африка.

  1. Раскрыть приемы определения географического положения материка.
  2. Познакомить учащихся с путешественниками - исследователями Африки.
  3. Формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации; учить школьников анализировать, делать выводы.
  4. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, дополнительная литература, картины исследователей Африки.

Ход урока.

I.   Организация класса.

Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет?
(Африка)

Создание ситуации образного эмоционального восприятия темы.

1.        Повторение ранее изученного материала. Фронтальная беседа.

  1. Какие материки вам известны? Назовите и покажите их на карте.
  2.  Б) Какие океаны вы знаете? Сколько их?
  3. Что такое экватор, его характеристика.

 Г) Что такое меридианы, их свойства?

Д) Покажите на карте тропики и полярные круги. Что вы знаете о них?

 Е) Назовите материки, расположенные в восточном полушарии?

Ж) Назовите материки, расположенные в западном полушарии?

 3) Покажите материки, расположенные в северном полушарии?

 И) Покажите материки, расположенные в южном полушарии?

II Изучение нового матриала.

1. Какой материк, из всех, которые вы назвали самый универсальный? Почему?

( Предполагаемый ответ: Африка, так - как расположен в двух полушариях северном и южном, симметрично относительно экватора, частично Африка находится в западном полушарии и восточном полушариях).

  1. Какие сведения об Африке вам еще известны? ( Второй по величине материк, расположен около материка Евразия). Отвечают учащиеся, пользуясь атласами.
  2. Решение логических задач.

а) Так как через Африку проходит экватор, значит в Африке есть экваториальный и субэкваториальный климатический пояс. Следовательно, в Африке очень тепло. ( Да).


б) Средиземное маре находится в Северном полушарии. Средиземное маре омывает Африку. Следовательно, Африка тоже полностью находится в Северном полушарии.

 ( Нет).

4. Знакомство с планом определения географического положения материка. Выполнение практической работы. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа.

Прием определения географического положения материка

План

Состав приема

Ожидаемый ответ

1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20о в. Д. составляет (32о+35о ) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 43о – 9о ) Х 111 км = 34о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20о с. ш. приблизительно в 2 раза больше ,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

Далее учитель вместе с учениками на основе анализа карт Африки по плану дает краткую характеристику Г.П. материка и делает выводы.

  1. Африка по отношению к экватору расположена как в Северном так и в Южном полушариях, т.к. экватор практически посередине материка пересекает его.
  2. Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
  3. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушариях.
  4. Проверяется правильность определения координат крайних точек материка и протяженность материка с запада на восток по линии экватора.
  5. Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
  6. Африка омывается водами Атлантического и Индийского океанов.
  7. Береговая линия изрезана слабо.
  8. На северо - востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал.

III - Изучение истории исследования материка Африка.

Учащиеся заранее готовили сообщения о путешественниках и исследователях

материка.

На доске картины исследований, проводимых в Африке Васко да Гаммой в

15 веке.

В 19 веке в Африке путешествовал Е.Н. Ковалев. Он прошел по пустыне из

Египта в Судан и Эфиопию.

Путешествия по Северной Африке В.В. Елисеева.

Исследователь Давид Ливингстон исследовал всю Южную Африку. 

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Исследователи, путешественники

Страна

Дата

Вклад в исследование материка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Географическое положение Африки"

Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...

Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.

Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить  на ин...

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку  "Географическое положение Африки" ...

Урок географии в 7 классе "Географическое положение Африки".

урок географии в 7классепо теме «Мы знакомимся с географическим положением Африки»....

Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...