Географическое положение Африки.
методическая разработка (география, 7 класс) по теме
Урок - практическая работа по определению географического положения материка. Учит детей самостоятельно добывать знания и давать правильное описание географического положения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_1._geograficheskoe_polozhenie_afriki..doc | 48 КБ |
kopiya_1._geograficheskoe_polozhenie_afriki..doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Географическое положение Африки».
Цели урока: 1. Дать первичные представления географического положения материка на примере материка Африка.
- Раскрыть приемы определения географического положения материка.
- Познакомить учащихся с путешественниками - исследователями Африки.
- Формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации; учить школьников анализировать, делать выводы.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, дополнительная литература, картины исследователей Африки.
Ход урока.
I. Организация класса.
Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет? (Африка)
Создание ситуации образного эмоционального восприятия темы.
1. Повторение ранее изученного материала. Фронтальная беседа.
- Какие материки вам известны? Назовите и покажите их на карте.
- Б) Какие океаны вы знаете? Сколько их?
- Что такое экватор, его характеристика.
Г) Что такое меридианы, их свойства?
Д) Покажите на карте тропики и полярные круги. Что вы знаете о них?
Е) Назовите материки, расположенные в восточном полушарии?
Ж) Назовите материки, расположенные в западном полушарии?
3) Покажите материки, расположенные в северном полушарии?
И) Покажите материки, расположенные в южном полушарии?
II Изучение нового матриала.
1. Какой материк, из всех, которые вы назвали самый универсальный? Почему?
( Предполагаемый ответ: Африка, так - как расположен в двух полушариях северном и южном, симметрично относительно экватора, частично Африка находится в западном полушарии и восточном полушариях).
- Какие сведения об Африке вам еще известны? ( Второй по величине материк, расположен около материка Евразия). Отвечают учащиеся, пользуясь атласами.
- Решение логических задач.
а) Так как через Африку проходит экватор, значит в Африке есть экваториальный и субэкваториальный климатический пояс. Следовательно, в Африке очень тепло. ( Да).
б) Средиземное маре находится в Северном полушарии. Средиземное маре омывает Африку. Следовательно, Африка тоже полностью находится в Северном полушарии.
( Нет).
4. Знакомство с планом определения географического положения материка. Выполнение практической работы. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа.
Прием определения географического положения материка
План | Состав приема | Ожидаемый ответ |
1.Положение материка на градусной сетке: а) по отношению к экватору и начальному меридиану б) положение по широте и протяженность с севера на юг. в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. 2. Положение материка относительно других объектов: а) относительно других материков б) относительно океанов. | 1. Определить положение материка на градусной сетке: а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. 2. Определить положение относительно других объектов: а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. | а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20о в. Д. составляет (32о+35о ) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км. в) Африка расположена между 17о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 43о – 9о ) Х 111 км = 34о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20о с. ш. приблизительно в 2 раза больше ,т. е. около 7500 км. а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
Далее учитель вместе с учениками на основе анализа карт Африки по плану дает краткую характеристику Г.П. материка и делает выводы.
- Африка по отношению к экватору расположена как в Северном так и в Южном полушариях, т.к. экватор практически посередине материка пересекает его.
- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушариях.
- Проверяется правильность определения координат крайних точек материка и протяженность материка с запада на восток по линии экватора.
- Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
- Африка омывается водами Атлантического и Индийского океанов.
- Береговая линия изрезана слабо.
- На северо - востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал.
III - Изучение истории исследования материка Африка.
Учащиеся заранее готовили сообщения о путешественниках и исследователях
материка.
На доске картины исследований, проводимых в Африке Васко да Гаммой в
15 веке.
В 19 веке в Африке путешествовал Е.Н. Ковалев. Он прошел по пустыне из
Египта в Судан и Эфиопию.
Путешествия по Северной Африке В.В. Елисеева.
Исследователь Давид Ливингстон исследовал всю Южную Африку.
Бартоломеу Диаш
Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.
При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.
Васко да Гама
Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.
Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.
2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)
Исследователи, путешественники | Страна | Дата | Вклад в исследование материка |
Предварительный просмотр:
Урок «Географическое положение Африки».
Цели урока: 1. Дать первичные представления географического положения материка на примере материка Африка.
- Раскрыть приемы определения географического положения материка.
- Познакомить учащихся с путешественниками - исследователями Африки.
- Формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации; учить школьников анализировать, делать выводы.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, дополнительная литература, картины исследователей Африки.
Ход урока.
I. Организация класса.
Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет? (Африка)
Создание ситуации образного эмоционального восприятия темы.
1. Повторение ранее изученного материала. Фронтальная беседа.
- Какие материки вам известны? Назовите и покажите их на карте.
- Б) Какие океаны вы знаете? Сколько их?
- Что такое экватор, его характеристика.
Г) Что такое меридианы, их свойства?
Д) Покажите на карте тропики и полярные круги. Что вы знаете о них?
Е) Назовите материки, расположенные в восточном полушарии?
Ж) Назовите материки, расположенные в западном полушарии?
3) Покажите материки, расположенные в северном полушарии?
И) Покажите материки, расположенные в южном полушарии?
II Изучение нового матриала.
1. Какой материк, из всех, которые вы назвали самый универсальный? Почему?
( Предполагаемый ответ: Африка, так - как расположен в двух полушариях северном и южном, симметрично относительно экватора, частично Африка находится в западном полушарии и восточном полушариях).
- Какие сведения об Африке вам еще известны? ( Второй по величине материк, расположен около материка Евразия). Отвечают учащиеся, пользуясь атласами.
- Решение логических задач.
а) Так как через Африку проходит экватор, значит в Африке есть экваториальный и субэкваториальный климатический пояс. Следовательно, в Африке очень тепло. ( Да).
б) Средиземное маре находится в Северном полушарии. Средиземное маре омывает Африку. Следовательно, Африка тоже полностью находится в Северном полушарии.
( Нет).
4. Знакомство с планом определения географического положения материка. Выполнение практической работы. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа.
Прием определения географического положения материка
План | Состав приема | Ожидаемый ответ |
1.Положение материка на градусной сетке: а) по отношению к экватору и начальному меридиану б) положение по широте и протяженность с севера на юг. в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. 2. Положение материка относительно других объектов: а) относительно других материков б) относительно океанов. | 1. Определить положение материка на градусной сетке: а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. 2. Определить положение относительно других объектов: а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. | а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20о в. Д. составляет (32о+35о ) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км. в) Африка расположена между 17о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 43о – 9о ) Х 111 км = 34о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20о с. ш. приблизительно в 2 раза больше ,т. е. около 7500 км. а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
Далее учитель вместе с учениками на основе анализа карт Африки по плану дает краткую характеристику Г.П. материка и делает выводы.
- Африка по отношению к экватору расположена как в Северном так и в Южном полушариях, т.к. экватор практически посередине материка пересекает его.
- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушариях.
- Проверяется правильность определения координат крайних точек материка и протяженность материка с запада на восток по линии экватора.
- Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
- Африка омывается водами Атлантического и Индийского океанов.
- Береговая линия изрезана слабо.
- На северо - востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал.
III - Изучение истории исследования материка Африка.
Учащиеся заранее готовили сообщения о путешественниках и исследователях
материка.
На доске картины исследований, проводимых в Африке Васко да Гаммой в
15 веке.
В 19 веке в Африке путешествовал Е.Н. Ковалев. Он прошел по пустыне из
Египта в Судан и Эфиопию.
Путешествия по Северной Африке В.В. Елисеева.
Исследователь Давид Ливингстон исследовал всю Южную Африку.
Бартоломеу Диаш
Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.
При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.
Васко да Гама
Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.
Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.
2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)
Исследователи, путешественники | Страна | Дата | Вклад в исследование материка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Географическое положение Африки"
Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...
Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.
Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить на ин...
Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования
Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...
Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс
Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...
Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" ...
Урок географии в 7 классе "Географическое положение Африки".
урок географии в 7классепо теме «Мы знакомимся с географическим положением Африки»....
Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...