Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география
план-конспект урока по географии (6 класс)
Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли" представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 класса. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheska_karta_uroka.docx | 322.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6
Тема урока: Реки – артерии Земли
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
- Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках мира с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;
- Расширить знания о видах рек, их режиме и типах питания;
- Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о реках (части, состав, виды);
- формировать умения работать с картой;
- формировать навыки по поиску информации, ее обработке
Развивающие:
- развивать навыки работы с информационным материалом.
- развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
- развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России. Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы | Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; работают с текстом учебника, анализируют информацию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: продолжают учиться работать в парах, обмениваться мнением, вести диалог, правильно выстраивать устный ответ идр. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля;
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География», 5-6 класс. – Алексеев А.И., Николина В.В, Липкина Е.К.
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Физическая карта мира
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
1.Организационный момент | Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся: – Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга улыбкой. Садитесь. На столе у каждого лежат маршрутные листы (приложение 1), в них вы будете отмечать результаты своей работы на уроке. И в конце урока получите общую отметку за урок. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя | |
2. Актуализация знаний. | Ребята, скажите, какую оболочку Земли мы изучали на предыдущих уроках? (Гидросферу – водную оболочку). Давайте проверим, как вы усвоили эти темы. Выполните задания. На это вам отводится 5 минут. (Приложение 2). Ребята, давайте проверим, верно ли вы правились с заданием. Слайд №2. Поставьте себе отметку в соответствии с критериями и перенесите ее в оценочный лист | Отвечают на вопросы заданий тестового характера, проходят картографический практикум Проверяют и выставляют отметку | Тестовые задания, работа с картой Самоконт-роль |
3. Определение темы, целей и задач урока | Ребята, посмотрите на слайды (слайды № 3-6) и определите тему урока. Учитель одобряет ответ, но уточняет. -Ребята, посмотрите на карту и скажите, на что похожи реки? - Верно, реки похожи на сосуды, поэтому их часто называют артериями Земли, а течет в них голубая кровь – вода. Запишите тему урока в маршрутный лист. А теперь попробуйте сформулировать свои задачи на урок, с чего вы начнёте? Что нужно знать для изучения новой темы? Учитель обобщает ответы учащихся (слайд №7) - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем реки нужны человеку. | Определяют, что на слайдах показаны разные реки. Следовательно, тема урока «Реки». Возможные ответы: - на паутину, на ветви, на кровеносные сосуды Записывают тему Озвучивают задачи урока (узнать, что такое река; откуда в реке пополняется вода; где берет начало и куда впадает и др.) | Устные ответы |
4.Мотивация учебной деятельности | В мире насчитываются миллионы рек, больших и малых. Издавна люди селились у берегов рек? (Почему?) Самая длинная река – Нил, протекает по территории Африки. Египетская цивилизация рождена у берегов Нила. Древние египтяне называли Нил Хапи и пели ему хвалу. А Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». В сказаниях на Руси реку Волгу называли матушкой, а Енисей – батюшкой. А.П. Чехов описывал реку Енисей в произведении «Из Сибири». (Приложение 3) | Устные ответы. | Устные ответы |
5.Изучение нового материала | Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» Вы назвали разные признаки, давайте сформулируем определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом. Те учащиеся, которые смогли правильно сформулировать определение, ставят себе «+» в маршрутный лист, и т.д. по мере правильных ответов. Чем больше плюсов, тем больше шансов получить «5». Работа с учебником Давайте рассмотрим, из каких частей состоит река. Рис.73 стр.109. Учитель объясняет: Исток – это начало реки, а устье – это место, куда река впадает. (Привести примеры. Исток – озеро, болото, родник, ледник в горах. Устье – море) Слайд №8. Элементы реки. Объясняет, что река имеет притоки. Чтобы определить, какой приток у реки – правый или левый, необходимо встать лицом к устью, а спиной к истоку, тогда справа будет правый приток или берег, а слева – левый. Наглядно это можно продемонстрировать на макете. Объяснение: река с притоками – это речная система, а площадь суши, с которой река собирает воду, называют речным бассейном. Границами речных бассейнов служат водоразделы – линии на поверхности Земли, обычно идущие по возвышенностям или горам. (можно также показать на макете). Работа с картой. А теперь научимся показывать реки на карте. Реку показывают в направлении от истока к устью. Итак, кто попробует показать на карте Волгу, Енисей, Нил, Обь. В начале урока мы сравнили реку с кровеносными сосудами человека. А чем еще похожа река на живой организм? Она питается? Откуда же берется вода в реке? Слайд №9. Самая полноводная река – это Амазонка. Найдите на карте. Слайд №10. Самая длинная река – Нил, в Африке. Слайд №11. | Пытаются сформулировать определение понятию «река». Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку Изучают рисунок, отвечают: - Исток, верхнее течение, среднее и нижнее течение, устье. Дети сначала ищут в атласе, а затем по одному выходят к доске и показывают (1-2 человека по желанию). Ставят «+» в марш.лист Отвечают. Работают с атласом | Устные ответы Устные ответы Устные ответы За правильные ответы ставят «+» |
А чем еще реки похожи на человека? Тем, что река «живет» и меняет уровень воды в зависимости от времени года. Это называется режимом реки. Слайд №12. | Отвечают предположительно | ||
А еще реки ведут непрерывную работу, как и человек. А результат этой работы - образовании речных долин. Посмотрите на слайд № 13. | Изучают рисунок | ||
Физминутка | Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) Ребята, давайте дальше знакомиться с реками. Реки бывают горные и равнинные. Слайд № 14,15. | Выполняют упражнения Сравнивают, отмечают отличия | |
Краеведческий вопрос. Ребята, а вы знаете, какая река протекает на территории нашего села? А притоком какой реки она является? | Отвечают (Усожа) Свапа (могут ответить) | За правильные ответы ставят «+» | |
6. Первичное закрепление знаний | Ребята, а сейчас я попрошу вас выполнить задание. Ученики 1-го ряда находят на физической карте России в атласе или учебнике на стр. 178 реку Енисей, а 2-й ряд –Лену. Определите правые и левые притоки, их названия . | Работают с картой. Называют: Енисей: правые притоки – Ангара, Нижняя Тунгуска. Лена – правые притоки Витим и Алдан, левый - Вилюй | Устные ответы, работа картой. За правильные ответы ставят «+». |
7. Включение нового знания в систему знаний. | Ребята, у вас есть задания на отдельных листах (Приложение 4). Определите название элементов речной системы под каждой цифрой. Можете работать в паре с соседом по парте. Можете тихо обсуждать ответы, помогать друг другу. На это вам отводится 3 минуты. Слайд №16.
Ключ. Слайд № 17. | Выполняют практическое задание. Определяют по ключу, верно ли выполнили задание и выставляют отметку. | Практическое задание |
8.Подведение итогов урока. | Итак, давайте вернемся к задачам нашего урока и посмотрим, всё ли мы выполнили и что узнали? Слайд № 7. Ответьте, какое значение имеют реки для человека? Давайте узнаем, какие отметки вы сегодня заработали. В колонке за работу на уроке поставьте «5», если у вас пять и более «+». | Отвечают устно на вопросы учителя. Подсчитываю среднюю отметку за урок и выставляют. | Ставят «+» за правильный ответ |
9.Рефлексия. | Ребята, скажите, что было для вас интересным на уроке? Чему вы научились? Что вызвало трудности? Что нового узнали? | Отвечают | |
10. Домашнее задание | Слайд № 18. Прочитайте §33,34 и выполните задание в контурных карта (№7 стр. 111) Спасибо за урок! До свидания | Записывают в дневник |
Приложение 1.
Маршрутный лист учащегося 6 кл.(фамилия, имя)_______________________
по теме урока «_________________________________».
Проверка домашнего задания | Работа на уроке. Устные ответы | Закрепление материала. Определение частей реки | Итоговая отметка за урок |
Приложение 2.
Фамилия ученика _____________________
Выполните задания по теме «Воды Мирового океана»
(отметка «5» - верно выполнены все задания, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три ошибки и более)
- Какой буквой на карте обозначен Гибралтарский пролив?
А) В) С) D)
- Выберите верные утверждения:
А) Залив – это часть океана или моря, вдающаяся в сушу.
Б) Магелланов пролив соединяет Атлантический и Индийский океаны
В) Остров – это часть суши, омывающаяся со всех сторон водой.
Г) Черное море относится к окраинным морям
Д) Самая глубокая океаническая впадина – Марианская.
- Средняя солёность воды Мирового океана составляет:
А) 10‰ б) 20‰ в) 35‰ г) 45‰
- В каком из перечисленных морей солёность воды наибольшая?
А) Красном б) Балтийском в) Японском
- Какой буквой на карте обозначено течение Куросио?
А) B) C) D)
Приложение3.
О Енисее. А.П. Чехов «Из Сибири»
«Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость… В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Приложение 4.
Задание на закрепление знаний о строении речной системы.
- Какие элементы речной системы соответствуют цифрам на схеме?
- Что обозначено пунктиром (под цифрой 6)?
Ответ: 1 - ______________ , 2- _________________________,
3-__________________________ , 4- ____________________________ ,
5 - ________________ , 6 - _______________________ .
Отметки за выполнение : «5» - всё выполнено верно, «4» - допущена одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три и более ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"
Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....
Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле
Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...
Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.
Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....
Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс
Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...
Технологические карты уроков по теме "Население Земли" по учебнику Алексеева А. И. 7 класс
По линии "Полярная звезда"...
Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"
Технологическая карта. Тема урока: “Среды жизни планеты Земля”....
Технологическая карта урока по изо Красота земли родной
Воспитание нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.Приобщение к национальной культуре как к...