Классный час "Мы живём у Байкала"
классный час по географии (5 класс)

Познакомить с природой родного края, с уникальным озером Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivyom_u_baykala.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Мы живём у Байкала»

Цель:

  • Познакомить учащихся с природой родного края, усилить значение уникального           явления-озера Байкал.
  • Развитие познавательной и мыслительной способности внимания памяти мышления.
  • Воспитать гражданское самосознание, патриотических чувств и любви к родному краю и его природных богатств

Предметные УУД: научиться называть особенности природы региона; объяснять значение Байкала в природе и жизни человека.

Метапредметные УУД

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.

      Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий;                     устанавливать причинно-следственные связи.

      Личностные УУД: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; выстраивание собственной целостной картины мира; готовности к развитию и самообразованию; понимание основ экологической культуры.

      Форма занятия: экологический журнал

Ребята, где мы с вами живём?

А. П. Чехов, который побывал здесь спустя полвека после декабристов, писал: «Селенга-сплошная красота, а в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский Уезд, и Дон.. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала была проза.. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии».

Чем славится наша республика?

       « Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористы, покрыты лесами. Прожил я на берегу Байкала двое суток. Когда плыл, было тихо и жарко».

Тема нашего классного часа: «Мы живём у Байкала»

Ведущий:   Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, близкое и знакомое каждому жителю нашей страны. Мы с вами живём совсем близко от Байкала, а связывает наш город река Селенга. Расстояние 150 км. Территория называется Прибайкальем. Когда к нам приезжают гости, то для каждого большое желание побывать на Байкале. Байкал любимое место отдыха, к Байкалу едут за здоровьем.

       Байкал сокровищница несметных богатств Земли и сил жизни. В его недрах хранятся полезные ископаемые, его берега покрыты густой соболиной тайгой, горы, долины, леса и реки, окружающие его заселены ценнейшими промысловыми зверями, птицами и рыбами, в его впадине бьют из под земли целебные источники, его бездонная чаша до краёв полна несравненной Байкальской водой. Байкал - хранилище запасов чистейшей, ультрапресной воды, мощный фильтр производящий эту воду. В Байкале 1\5 часть запасов пресной воды всего земного шара

       Если бы все реки Земли стали впадать в Байкал они заполняли бы его в течении года. Если бы на Земле не стало пресной воды, то люди всей Земли могли бы прожить на байкальской воде около 40 лет. Байкал называют восьмым чудом света. Жизнь Байкала остаётся загадкой, хотя учёные изучают его почти 300 лет.

         Вы много читали о Байкале, я вам рассказывала об этом чудесном озере. Большинство из вас уже побывали на берегу Байкала и сегодня мы расскажем об этом в нашем журнале.        

Итак, первая страница журнала

Ученик: Общие сведения

Длина озера: 636 км

Ширина: 81 км

Минимальная ширина: 27 км.

Длина береговой линии около 2000 км

Глубина: 1620 м

Средняя глубина: 731

Площадь: 31500 кв.км.

Прозрачность: 40м

Количество притоков: 336

Вытекает 1 Ангара

Какая река связывает наш город с Байкалом

Селенга

Страница вторая. «Животный мир Байкала»

Ученик: Всего в Байкале насчитывается 1340 видов, живых существ. В вечно холодной толще байкальских вод на глубине до 500 метров живут удивительные рыбки, состоящие из жира, без чешуи - голомянки. Голомянка живородящая рыбка. Нигде больше эти рыбки не водятся. 48 видов рыб окунь, щука, сорога, хариус, лещ, таймень, знаменитый байкальский омуль. Живые существа водятся на глубине 1410м. В Байкале много насекомых, водорослей Они служат кормом для рыб и способствуют очищению байкальской воды.

Какие рыбы живут в Байкале?

Страница третья. «Удивительное животное, живущее в Байкале-байкальская нерпа»

Ученик: Несмотря на то, что Байкал расположен в тысячах километрах от моря, в нём живёт морское животное тюлень или байкальская нерпа. Байкальская нерпа крупное животное вес 50-130 кг. Длина туловища 165 см., живёт 52-56 лет. У взрослых животных мех 2 см, окрас буровато-серый под кожей толстый слой жира. Детёныши появляются в марте. Кормятся молоком матери. Нерпа- млекопитающее животное.

Страница четвёртая. «Растительный мир вокруг Байкала».

Ученик: Берега Байкала очень красивые: весь май и июнь цветут: багульник, подснежник, жарки, ветреница. Небольшие склоны покрыты коврами незабудок. Склоны гор красивы во все времена. Они покрыты кедрами, берёзками, соснами и лиственницами. Во влажных местах стоят красавицы ели. Благодаря влажному климату байкальский лес щедро одаривает человека: грибами, ягодами: черникой, смородиной, брусникой, малиной, клюквой, жимолостью. В сентябре созревают кедровые орехи.

Страница пятая. «Животный мир в тайге у Байкала».

Ученик: В богатой байкальской тайге обитают 39 видов животных. Из них 14 видов грызунов: заяц беляк, северная пищуха, полёвка, ондатра, белка. Хищников 11 видов: медведь, волк, россомаха, рысь, выдра, лисица, колонок, горностай, ласка. Парнокопытные кабарга, лось, морал, северный олень, косуля. Особую ценность представляет соболь.

Ведущий: Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Байкапелька.

       Здравствуйте, ребята! Меня зовут Байкапелька. Я живу в огромном голубом дворце озере Байкал мои братья и сестрёнки отправили меня к вам рассказать о нашем прекрасном доме озере. Наш дом большой и в нём может поместиться 10*18 моих родственников. Байкал озеро древнее. Ему примерно 25 млн лет. Живёт он давно и потому мудрый. Мы все его слушаемся и почитаем. У нас много соседей: растений, животных. Некоторые из них живут только в Байкале. В Байкале живут губки. Они очищают воду Байкала. В Байкале 56 видов рыб, 27 из них живут только в Байкале. У меня есть дружок омулёк, я катаюсь на его спинке. Омуль питается бычками и голомянкой. Эта рыба на половину состоит из жира. Голомянок больше всего в Байкале. Эта рыбка живородящая. А ещё рядом с нами живёт тётушка нерпа. У неё красивая шубка. В марте у нерпы появляются детёныши и она кормит их молоком. Молоко у нерпы очень жирное и детёныши растут очень быстро.

Появляется Байкапелька грязная

Байкапелька чистая: А кто это? Откуда ты? Ты плохо выглядишь. Где ты живёшь?

Байкапелька грязная. Я живу в южной части Байкала. Там находится комбинат. И это чудище все свои отходы сливает в наш дом. Наши друзья губки не успевают очищать грязную воду. Если комбинат не прекратит загрязнять озеро, то многие жители Байкала погибнут, и вода не будет кристально чистой.

Байкапелька чистая. Многие люди любят мой  чудесный дом и охраняют его. Некоторые наносят ему вред: вылавливают много рыбы, убивают нерпу, сбрасывают в озеро мусор и ядовитые стоки. Но, вы ребята никогда не делайте этого. Ведь вы наши друзья и сможете нам помочь.

Байкапелька грязная. Расскажите своим друзьям о нашем прекрасном доме, берегите Байкал. Помогите нам и всем жителям Байкала.

Байкапелька чистая: Поплывём к нам на север

Ведущий: Гостьи Байкала напомнили нам о том, что Байкал находится в опасности. А как каждый из нас может помочь Байкалу?

Ответы ребят…

А теперь посмотрим фильм о Байкале (просмотр сюжетов о жизни нерпы, работы исследователей, Байкал зимой.

После просмотра вопросы на повторение.

  1. Какая река соединяет наш город с Байкалом
  2. Какая река вытекает из Байкала
  3. Какое млекопитающее живёт в Байкале

Заключение

  1. Чем уникален Байкал?
  2. Почему озеро Байкал оказалось в опасности?
  3. Чего недостаёт Байкалу?

Мы будем беречь Байкал!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём, чтобы оставить след" (классный час для учащихся 7- 8 классов)

осмыслить  философскую  проблему бытия: для чего живет человек;побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни,  понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и до...

Классный час "Байкал" 1

БАЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. С древних времен его называют священным морем, славным, седым и грозным. Среди множества эпитетов можно выделить такие как: «мировой источник питьевой в...

Классный час по теме: «Воспитание толерантности. Мир в котором мы живём».

Цель:- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим п...

Классный час "Мы живём среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета....

Классная встреча "Мы живём, чтобы оставить след..."

Классная встреча "Мы живём, чтобы оставить след..." с человеком, добившимся успехов в жизни. Заставляет задуматься о смысле жизни. В разработке приводятся примеры притч о жизни, о труде....

Классный час «Ямал – край, в котором мы живём»

Классный час для детей школьного возраста, на котором дети узнают об истории развития Ямала, достопримечательностях и особенностях этого края....