Классный час по теме: «Воспитание толерантности. Мир в котором мы живём».
план-конспект занятия на тему
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas._mir_v_kotorom_my_zhivyom.docx | 157.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО « Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Классный час
по теме:
«Воспитание толерантности. Мир в котором мы живём».
Подготовила и провела:
социальный педагог Ремизова Л.А.
.
классный час: «Мир в котором мы живём».
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
План классного часа.
- Приветствие.
- Притча «Ладная семья».
- Что такое толерантность?
- История происхождения понятия толерантность.
- Праздник толерантности.
- Игра «Поднимите руку , у кого...».
- Плакат из Германии - диалог.
- Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
- Анкетирование «Насколько вы терпимы?»
- Игра « Волшебное лукошко»
- Тренинг
- Творческая работа «Дерево толерантности».
- Сказка о любви.
- Рефлексия в конце занятия:
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
(Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»).
1. Приветствие
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)
- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге :
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
3. Что такое толерантность? (слайд № 3)
- У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
- Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
Ученик:
В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).
- Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? 3
- Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
(слайд № 4)
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?
-Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
4. История происхождения понятия толерантность (слайды №5, 6).
- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
Ученик:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
2
5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 7,8).
- Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
(слайд № 9).
(слайд № 10, №11)
На доске изображение.
(слайд № 12).
Диалог «Что значит быть терпимыми?»
6. Игра «Поднимите руку , у кого...».
(слайд № 13)
- Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
- карие глаза;
– любит мороженое ;
- чья фамилия заканчивается на –ов;
- читал «Приключения Буратино»;
- кто учится в школе № 8.
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
5
7. Плакат.
(слайд № 14)
- Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.
Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.
В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.
- Что же собой представляет этот плакат?
Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:
Твой Иисус – еврей.
Твой автомобиль – японский.
Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские.
Твои буквы – латинские.
Твоя демократия – греческая.
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?
Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:
человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).
и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.
Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
6
8. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
- Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.
(слайд № 15)
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
(слайд № 16)
9. Анкетирование «Насколько вы терпимы?»
- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?
10. Игра «Волшебное лукошко»
- Дорогие ребята, я сегодня принесла с собой «Волшебное лукошко». Что же в нём лежит?
(Понятия: Толерантная личность. Толерантная семья. Толерантный город. Толерантная школа. Толерантная страна. )
Толерантная личность. (слайд № 17,18)
Я:
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Толерантная семья. В моей семье:
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие;
- уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
- окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
7
- Толерантный город. В моём городе:
- прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
- улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
- река и воздух чистые, природа здоровая.
- Толерантная школа:
- школа просторная, светлая;
- учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
- учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
- Толерантная страна. (слайд № 19)
Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»
- В моей России
- власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
- все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
- страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
11.Творческая работа «Дерево толерантности».
- - Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности.
- ( Заготовки – дерево, листы).
- - Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве.
- - Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.
12.Тренинг (слайд № 20)
- Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Россия – многонациональная страна
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
13. Сказка о любви.
- Не было бы жизни на земле без любви.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
(Сказка о любви).
(слайд № 21)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
(слайд № 22)
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
(слайд № 23)
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, -
(слайд № 24,25, 26, 27, 28)
одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
(слайд № 29)
9
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
(Звучит музыка и продолжение сказки.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)
На доске:
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
(слайд № 29)
14. Рефлексия в конце занятия:
- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось?
На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантности.
(Заключительное действие — «Техасские объятия»)
Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
(Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателяJ
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля 10
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Используемые ресурсы:
http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?id=649
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы, по которым мы живём
(устный журнал)для воспитанников «СРЦдН»среднего и старшего школьного возрастаЕ. А. Дудниковавоспитатель МБУ «СРЦдН»Старооскольского городского округа Цель: формирование правовой грамотност...
Астрахань - город, в котором мы живём
Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...
Презентация- проект"Дом,в котором мы живём"
Проект,предназначенный для учащихся 6 класса,предполагает активную работу учеников по сбору материала,их совместной работе с одноклассниками,родителями.Данный проект поможет учащимся оценить роль родн...
Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".
Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ ...
Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...
Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".
Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....
Классный час «Ямал – край, в котором мы живём»
Классный час для детей школьного возраста, на котором дети узнают об истории развития Ямала, достопримечательностях и особенностях этого края....