"Мы живём, чтобы оставить след" (классный час для учащихся 7- 8 классов)
классный час (7 класс) по теме
- осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;
- побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;
- познакомить с жизнью Анри Дюнана, основателя Красного Креста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_my_zhivyom_chtoby_ostavit_sled.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы живём, чтобы оставить след.
(классный час для учащихся 7- 8 классов)
Цели:
- осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;
- побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;
- познакомить с жизнью Анри Дюнана, основателя Красного Креста.
I. Вступительное слово учителя.
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Что хотел сказать и спросить автор стихотворения, Н. Заболоцкий? Что его волнует?
- Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…
Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы – повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз начинает всё заново. Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живёт, и попытался ответить на него. На классных часах мы попробуем осмыслить процессы бытия и общества в их взаимосвязи и зависимости, и начать, конечно, нужно с себя.
- С чего бы вы начали такое осмысление? Попробуем начать с простого. Пусть каждый вспомнит наиболее значимые для него собственные поступки, любые…
- Что мы называем поступком? (Поступок – совершенное кем-либо действие).
Запишите свои поступки.
( на листочках учащиеся записывают)
Каждый из вас записал поступки. И что же мы видим? Хотим мы этого или не хотим, но все наши поступки бывают хорошими или плохими, то есть этичными и неэтичными.
Этичный – соответствующий правилам поведения,
то есть определенным нормам.
В зависимости от палитры этической окрашенности (положительной и отрицательной) они оставляют в других людях тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Посмотрите на свои записи и определите, какой знак вы бы дали этической окрашенности своих поступков?
( на листочках учащиеся отмечают «+» и «-» поступки )
- Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетём мы сами… Но не всегда осознаём это. А ведь это наш след в жизни. Какой он, как вы думаете?
(после ответов на вопросы)
II. Сообщение темы и цели.
- У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Но мы живём, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверняка, пришла пора и нам задуматься над этим. Люди, общество, человечество – эти понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?
(после ответов на вопросы)
III. Обсуждение рассказа.
- Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле».
(Чтение учителем рассказа)
Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.
- Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.
Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.
- Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один дед.
- Есть у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери.
- Может, ты дуб посадил?
- Нет, не посадил я дуба ...
- Может, ты поле выпестовал?
- Нет, не выпестовал я поля ...
- Это, наверное, ты песню сочинил?
- Нет, и песни я не сочинил.
- Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.
Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее отражение хлопчиковой ножки.
- Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.
- Но этого же мало, очень мало ... Не так надо жить ...
IV. Беседа.
– Что оставил на земле после себя старый Мужчина?
– Что он делал всю жизнь?
– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?
– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»
– Что он понял?
(после ответов)
V. Вывод. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в своих детях, в добрых делах, в труде.
Наш вывод подтверждает и сам Василий Сухомлинский в своих работах:
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».
«Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»
-Знаете ли вы людей, которые «сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»?
(после ответов)
VI. Рассказ об Анри Дюнане — основателе «Красного Креста».
- Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, который основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все. Это Анри Дюнан — основатель «Красного Креста».
Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.
В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Он не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции — императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.
Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?
В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века — битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.
Тела погибших погребают в течение трех дней.
Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем — и своим, и солдатам противника — и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.
Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо — как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?
Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых.
В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны.
Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?
Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.
Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан — секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.
Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака — красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг — как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста.
8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением — «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.
Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!
Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.
Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта.
В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.
Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.
Страдал ли он, лишившись всего — состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто — милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.
К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.
В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.
Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.
VII. Вывод
- Как мы проживем данную нам свыше жизнь, чем наполним ее, зависит от нас самих. Закончить наше занятие мне хотелось бы прекрасным стихотворением Булата Окуджавы
(читает ученица)
В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
VIII. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы
- Сегодня я узнал, что ...
- Меня удивило ...
- Я не совсем понял ...
- Я постараюсь ...
IX. Эмоциональный настрой.
- Встанем в круг. Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Откройте глаза. Улыбнитесь своим товарищам. Представьте солнечный луч и пошлите его с добрыми пожеланиями соседу, стоящему слева. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
http://www.sattvajob.ru/persona/anri-diunan-osnovatel-krasnogo-kresta
Следы.
Рождаясь, человек не видит линий
Идет вперед неведомой судьбой
И главное для человека в жизни
Какой он след оставит за собой
Один идет прямой стрелой дороги
Сквозь грязь и серость окружающей толпы
Другой, согнувшись, втягивая плечи
В любой момент готов шмыгнуть в кусты
Одни следы не могут затеряться
Как след Данко, презревшего свой страх
Совсем другой оставить собирался
После себя завистник Герострат
Свой след Христос оставил на Голгофе
С креста кровавого прощающий сквозь стон
И сделал шаг испуганный Иуда
Свой гонорар считающий тайком
Оставил след в веках великий Пушкин
Раскручивая слога карусель
И смог Дантес свой черный след оставить
С поэтом соглашаясь на дуэль.....
Один лишь шаг, как трудно он дается
Спокойно жить, иль побороть свой страх
Но выбирать однажды всем придется
И сделать в жизни самый важный шаг
Владислав Старостин.
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Расул Гамзатов
Кл. р. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её. Я приглашаю вас в круг.
Игра «Паутинка» Передавая клубок ниток, участник говорит своему соседу доброе пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида " Вредное влияние курения на организм человека"
МОУ Специальная (коррекционная) школа 7,8 видов № 2г.Электрогорск Моск.область. Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида на тему :«О вредном влиянии кур...
Классный час для учащихся 11 класса "Мы снова вместе - это здорово!"
Предлагаю разработку классного часа на начало учебного года в 11 классе...
"Как учиться на пятерки" методическая разработка классного часа для учащихся 5 классов
Классный час в 5 классе...
Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"
В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....
Мой любимый дружный класс! Анализ работы классного руководителя с учащимися 6 класса за период 2017 – 2018 учебного года
Анализ аботы классного руководителя 6 класса...
Конспект классного часа для учащихся средних классов (5-8 классы) «Телефон доверия».
Предоставление подросткам информации об анонимной службе психологической помощи....
Классная встреча "Мы живём, чтобы оставить след..."
Классная встреча "Мы живём, чтобы оставить след..." с человеком, добившимся успехов в жизни. Заставляет задуматься о смысле жизни. В разработке приводятся примеры притч о жизни, о труде....