Рабочая программа по географии 6 класс 2020-2021гг.
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по курсу географии 6 класс 2020-2021гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.rabochaya_programma.docx | 80.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №_____от _____ | Т.А. Казеева |
Приказ № _____от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
6 класс
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО учителей
Роскрут О. Б..________________
Составитель:
Учитель ОрловаН. Г. ______________
Высшей квалификационной категории
2020-2021 уч. год
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- Сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
- Задачами изучения географии являются:
- -формирование системы географических знаний как компоненты научно картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального). Что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географическихзнаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году); - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
- Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Общая характеристика учебного курса «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
- Умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;
- Умение пользоваться современными информационными технологиями;
- Владеть научными географическими понятиями;
- Видеть проблемы и ставить вопросы;
- Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;
- Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения.
Курс географии 5-6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных;
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
- формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;
- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико-географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.
Курс «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»» — первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО).
- Описание места учебного курса «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» в учебном плане
Учебный предмет «География» является необходимым компонентом общего образования школьников. Особая роль курса «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» 5-6 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Федеральный базисный учебный (образовательн6ый) план в соответствии с ФГОС ООО на изучение курса «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» в 5-6 классе(ах) основной школы отводит 1 час в неделю: 5 класс- 34 часа в год, 6 класс- 34 часа в год, всего за курс- 64 часов. Уровень обучения – базовый.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов.
Виды контроля:
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
6 класс | Темы | Кол-во контрольных работ | Кол-во Практи ческих работ оцениваемых | Кол-во самостоя тельных работ | Кол-во диктантов | примечания |
1. | Гидросфера. | 3 | 2 | 3 | ||
2. | Атмосфера. | 3 | 2 | |||
3. | Биосфера. | 1 | ||||
4. | Географическая оболочка Земли. | 1 | ||||
5. | Обобщение знаний за курс географии: Планета Земля | 1 | ||||
Всего | 1 | 7 | 5 | 3 |
- Основное содержание курса «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
6 класс
5. Гидросфера. Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде. Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот. Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы.
Наблюдение за водным объектом.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
6.Атмосфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая). Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер. Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства. Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей
7..Биосфера. Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы. Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли
.
8. Географическая оболочка Земли. Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Практические работы 6 класс
1. Описание по картам вод Мирового океана
2. Описание реки и озера по плану.
3. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
4. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
5. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.
6. Построение и анализ розы ветров.
7. Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»
Перечень обязательной географической номенклатуры: 6 класс
Тема” Гидросфера — водная оболочка Земли ”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Желтое, Карибское, Карское, Красное, Коралловое, Мраморное, Охотское, Саргассово, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Чёрное, Южно-Китайское, Японское.
Заливы: Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Пенжинская губа, Персидский,Фанди, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Ла-Манш, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Волга, Ока, Днепр, Дон, Нева, Обь с Иртышом, Амур, Енисей, Ангара, Лена, Северная Двина, Амазонка, Конго, Нил, Миссисипи, Миссури, Ганг, Инд, Евфрат, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса, Титикака, Мертвое море, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Эйр.
Болота: Васюганское.
Водохранилища: Братское, Волгоградское, Саратовское.
Каналы: Панамский, Суэцкий, Каракумский, имени Москвы.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ” Атмосфера — воздушная оболочка Земли ”
Города: Дублин, Каир, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Черрапунджи
Содержание учебного предмета «География» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «География. Планета Земля»
Содержание учебного предмета «География» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Планета Земля» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
--овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
№ п/п | Наименование раздела | Планируемые результаты | Количество часов | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | По плану | Факти-чески | ||
| Гидросфера | Формировать понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли; Мировой океан, его части. Моря, заливы и проливы. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей. Температура и соленость поверхностных вод. Многообразие видов движения оды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли. Определять по карте истоки, устья, притоки, бассейн, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Определять по карте крупнейшие водохранилища мира. Определять по карте гп и размеры крупнейших озер мира. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Выявлять особенности воздействия многолетней мерзлоты на хоз. Деятельность. |
| формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; | 9 | 9 |
| Атмосфера | Составлять и анализировать схему» Значение атмосферы для Земли». Выявлять роль содержащихся газов для природных процессов. Высказывать. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды» Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе денных дневников наблюдений. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду. Решать задачи на определение ср. месячной температуры, изменения ее с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения ср. температур от экватора к полюсам. Измерять относительную влажность с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. Выявлять особенности погоды. Знакомится с картами погоды, Выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать их. Выявлять причину разнообразия климатов | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. | 10 | 10 |
| Биосфера. | Сопоставить границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Выявлять причины изменения раст. и жив. мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае |
| Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах; развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде | 5 | 5 |
| Географическая оболочка Земли. | Приводить примеры взаимосвязи частей ГО. Выявлять доказательства существования главных закономерностей ГО на основе анализа тематических карт. Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. . Распространенные зональные почвы. Роль человека в сохранении и улучшении почв | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Коммуникативные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | 9 | 9 |
Обобщение знаний за курс географии: Планета Земля | Ознакомление с компонентами природы своей местности, описание типичных ПК, выявление степени их антропогенного изменения | умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в курсе географии; формирование и развитие мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Коммуникативные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | 1 | 1 | |
Всего 6 класс | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс. | ||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, термины, понятия | Средства обучения, оборудование, ЭОР, здорово-сберегающие технологии, ИКТ | Основные учебные действия (виды, характеристика учебной деятельности) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
По плану | Фактически | |||||||||||
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч) | ||||||||||||
Тема 5. Гидросфера – водная оболочка Земли 9 часов | ||||||||||||
1 | Гидросфера | Сколько воды на земле. Свойства вод. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Соотношение соленой и пресной воды, определение гидросферы, свойства воды, её три состояния. Объяснять, понимать и рисовать большой и малый круговорот воды | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | анализировать рисунок «Три состояния воды в природе»; анализировать диаграмму «Части гидросферы»; объяснять значение схемы «Мировой круговорот воды в природе»; доказывать единство гидросферы учебник, с. 82-83, § 31; электронное приложение; Находить дополнительную информацию(в Интернете, других источниках) | Текущий, Практикум. | §31 учебник; | ||||||
2. | Мировой океан | урок «открытия» нового знания | Понимать, что такое: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, Описывать океан, море по плану. Определения морей (их виды), залив, пролив, канал, соленость, её распределение в океане, закономерность изменения температуры воды, определять по картам вид моря. Находить и показывать | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры: океанов, морей, заливов. обозначать на контурных картах: океаны, моря, заливы, проливы, каналы; выявлять закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана с помощью карт атласа учебник, с. 84-85, § 32;;электронное приложение к учебнику с.84-85; интерактивное картографическое пособие | Текущий, Практикум. | §32учебника; | |||||
3. | Движение воды в океане | урок «открытия» нового знания | Понимать, что такое: волны, их виды, причины образования, цунами, виды морских течений, причины приливов и отливов. Определять направление течения | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | обозначать на контурных картах теплые и холодные течения; уметь показывать на карте и определять теплые и холодные течения, районы самых высоких приливов; определять по картам среднюю и максимальную абсолютную высоту и глубину; учебник, с. 86-87 § 33; электронное приложение к учебнику с.86-88; ; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий выявлять при сопоставлении географических карт закономерности правление движения течений Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) | Текущий, | §33 учебника; | |||||
Реки | урок «открытия» нового знания | Формирует понятия: части реки, бассейн реки, характер течения рек пороги и водопады, питание и режим рек. Определять направление характер реки в зависимости от рельефа. Описывать, реку по плану. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | Определять и описывать по карте географическое положение реки; обозначать на контурных картах реки; извлекать информацию по географическим картам об особенностях течения реки и её зависимость от рельефа, времени года Учебник с 88-91; электронное приложение к учебнику с.88-91; интерактивное картографическое пособие; карты: полушарий, России | Текущий, Практикум. | §34 учебника; | ||||||
Озёра и болота | урок «открытия» нового знания | Формирует понятия: озёра, различать виды озёрных котловин по образованию. Изменение озёр во времени. Болота. Образование и изменение болот. Описывать озеро по плану. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | Определять и описывать по карте географическое положение озера; обозначать на контурных картах озёра; извлекать информацию по географическим картам об особенностях происхождения озёрных котловин; учебник с 92-93; электронное приложение к учебнику с. 92-93; интерактивное картографическое пособие; карты: полушарий, России Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) | Текущий, Практикум. | § 35 учебника; | ||||||
Подземные воды | урок «открытия» нового знания | Виды подземных вод. Условия образования. Значение и охрана подземных вод. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | Извлекать информацию по разным географическим источника, из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человек; научиться называть признаки подземных; межпластовых, грунтовых, артезианских подземных вод; выявлять зависимость уровня грунтовых вод от климата, особенностей горных пород; учебник с 94-95; электронное приложение к учебнику с. 94-95; интерактивное картографическое пособие; карты: полушарий, России | Текущий, | § 36 учебника | ||||||
Ледники и многолетняя мерзлота | урок «открытия» нового знания | Горные и покровные ледники. Значение ледников. Движение ледников. Оледенения | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | извлекать информацию по географическим картам о распространение многолетней мерзлоты; извлекать информацию по разным географическим источника, из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о ледниках и многолетней мерзлоте; учебник с 96-97; электронное приложение к учебнику с. 96-97; интерактивное картографическое пособие; карты: полушарий, России | Текущий, | § 37 учебника | ||||||
8. | Человек и гидросфера | урок «открытия» нового знания | Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды. Города-порты: Санкт-Петербург, Мурманск, Лондон, Амстердам, Гамбург, Бомбей, Кейптаун, Нью-Йорк | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | извлекать информацию по разным географическим источника, из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о воздействии человека на гидросферу; извлекать информацию по географическим картам о распространение загрязнение вод Мирового океана, о проблемах связанных с ограниченным запасом пресных вод на Земле учебник, с. 98-99, интерактивное картографическое пособие, карты полушарий, Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных процессами и явлениями. происходящими в гидросфере | Текущий, Практикум. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках)сведения о процессах и явлениях в гидросфере. | |||||
9. | Обобщающий урок по теме «Гидросфера - водная оболочка Земли» | урок развивающего контроля | Мировой круговорот воды. Свойства вод океана Движения вод Воды Суши. Проблемы гидросферы. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | извлекать информацию по географическим картам об особенностях изображения форм рельефа дна Мирового океана; определять по картам среднюю и максимальную абсолютную высоту и глубину; опреде-лять географическое положение и описывать плану океаны, моря, реки, озёра; учебник, с.100; электронное приложение к учебнику, с.81-100; ; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий | |||||||
Тема 6. Атмосфера 10 часов | ||||||||||||
10. | Атмосфера | урок «открытия» нового знания | С формировать понятия атмосфера,тропосфера .стратосфера,мезосфера представление о составе и строении атмосферы, раскрыть значение атмосферы для природы Земли | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятий атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера. мезосфера; характеризовать особенности каждого слоя атмосферы, объяснять значение атмосферы учебник,с.102,103, § 39; электронное приложение к учебнику, с.102,103; атлас, с. 32; Находить дополнительную информацию об атмосфере (в Интернете, других источниках) | Текущий, | § 39 учебника | |||||
11. | Температура воздуха | урок «открытия» нового знания и методологической направленности | сформировать представление о температуре воздуха как о элементе погоды; о механизме нагревания воздуха; о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, высоты и характера поверхности; формировать умение определять среднесуточные и среднегодовые температуры воздуха , амплитуду; научится строить и читать график суточного хода температуры сформировать представление о парниковом эффекте | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятий тепловой режим атмосферы; температура воздуха, температурный шкалы, изотерма, парниковый эффект атмосферы; вычислять среднесуточные и среднегодовые температуры и амплитуду температур; определять зависимость температуры от воздуха угла падения солнечных лучей, высоты и характера поверхности; решать задачи на определение среднесуточной, среднемесячной температуры и изменения температуры с высотой; строить и анализировать графики годового хода температуры; учебник, с. 104,105, § 40электронное приложение к учебнику, с. 104,105; электронное приложение к учебнику | Текущий, Практикум. | § 40 учебника; | |||||
12. | Влажность воздуха. Облака | урок «открытия» нового знания | познакомить учащихся с водяным паром в воздухе и, причинами его образования; сформировать понятие абсолютная и относительная влажность воздуха ,туман, облака; познакомить учащихся с видами и особенностями образования облаков; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятий абсолютная и относительная влажность воздуха, туман, конденсация водяного пара, облака; решать задачи на определение абсолютная и относительная влажность воздуха; составлять описание облака по облику; учебник, с.105.107, § 41; электронное приложение к учебнику, с.105.107; Находить дополнительную информацию о процессах происходящих в атмосфере (в Интернете, других источниках) | Текущий, | § 41учебника; | |||||
13. | Атмосферные осадки | урок «открытия» нового знания | сформировать понятие атмосферные осадки, познакомить с разными видами атмосферных осадков; выявить причины образования и закономерности распределения атмосферных осадков на земной поверхности; учится обобщённому приёму работать с диаграммами годового распределения количества осадков; сформировать представление о методах измерения количества выпавших осадков; сформировать умение определять количество осадков по карте; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятий атмосферные осадки;определять количество осадков на климатических диаграммах , картах погоды и климатических картах; анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам; учебник, с. 108,109, § 42; электронное приложение к учебнику, 108,109; ; интерактивное картографическое пособие, климатические пояса мира | Текущий, | § 42 учебника; | |||||
14-15 | Атмосферное давление и ветер | урок «открытия» нового знания | Объяснять понятия: атмосферное давление, ветер ; Объяснять причины образования ветра. Определять:(измерять) атмосферное давление, направление ветра, | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятий атмосферное давление, ветер , роза ветров; определять атмосферное давление с помощью барометра; решать задачи на определение величины давления на различной высоте; объяснять причины различий атмосферного давления в различных широтах; учебник, с110.111.112,113, § 43; электронное приложение к учебнику, | Текущий, Практикум. | § 43 учебника; | |||||
16. | Погода | урок «открытия» нового знания | Объяснять понятия: погода Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду своей местности. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятия погода; называть элементы погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; характеризовать текущую погоду; объяснять от чего зависит погода; устанавливать взаимосвязи между элементами погоды; .учебник, с. 114,115, § 44электронное приложение к учебнику. | Текущий, Практикум. | § 44 учебника; | |||||
17. | Климат | урок «открытия» нового знания | Объяснять понятия: климат. Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи Описывать: климат своей местности. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать содержание понятия климат; называть показатели климата; читать климатические карты характеризуя климатические показатели; получать информацию о климатических показателях с помощью климатических диаграмм; делать выводы сравнивая карты поясов освещенности и климатические карты учебник, с. 116,117, § 45; электронное приложение к учебнику, с. 116,117интерактивное картографическое пособие «География .Планета Земля 6 класс, климатические пояса мира | Текущий, | § 45 | |||||
18. | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | урок «открытия» нового знания | Объяснять и описывать: оптическими явления радуга, миражи, гало северное сияние, молния; знать опасные атмосферные явления | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать оптическими явления радуга, миражи ,гало северное сияние , молния.; знать опасные атмосферные явления: связанные с осадками и ветрами: знать правила поведения при экстремальных погодных условиях: знать положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу; называть причины загрязнения атмосферы учебник, с. 118-121, § 46-47; (электронное приложение к учебнику, с. 118,121 | Текущий, | § 46,47 учебника; | |||||
19. | Обобщающий урок по теме: «Атмосфера -воздушная оболочка Земли» | урок развивающего контроля | применять полученные знания по теме: «Атмосфера -воздушная оболочка Земли» и умение их использовать; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | учебник, с. 122; | выполнение домашней практической работы «Составление фрагмента климатической карты для данной территории» | ||||||
Тема 7. Биосфера 5 часов | ||||||||||||
20. | Биосфера. | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | . Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | знать определение понятия биосфера; знать границы биосферы и ее состав; знать имя автора с учения о биосфере В.И.Вернадском объяснять причины неравномерного распространения живых организмов; иметь представление об экологических проблемах; учебник с.124-125, § 48интерактивное картографическое пособие «География .Планета Земля,» | Текущий, Практикум. | учебник с.124-125, § 48, | |||||
21. | Жизнь в Океане и на суше | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | знать определение понятия планктон, бентос, нектон; иметь целостное представление о распространении жизни в Мировом океане и на суше; изучить приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания; иметь представление об экологических проблемах; приводить примеры распространения жизни в океане и на материках; характеризовать животный и растительный мира своего края | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | учебник с.126-127, § 49 (электронное приложение к учебнику, с. 126,128 | Текущий, | Учебник с. 127, | |||||
22. | Значение биосферы | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | иметь целостное представление о биосфере; познакомиться с новыми понятиями биологический круговорот, продуценты, консументы, редуценты; анализировать схему биологического круговорота; понимать значение процесса фотосинтеза; уметь приводить примеры роли отдельных групп организмов в процессе фотосинтеза | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | учебник с.128-129, § 50, ; электронное приложение к учебнику, с. 128 , | Текущий, | § 50 учебника и | |||||
23. | Человек-часть биосферы | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Знать понятия: о появлении человека на Земле; понятие раса, расселение, плотность населения, политическая карта мира; численность населения Земли, страны, крупных городов | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | иметь целостное представление о появлении человека на Земле; познакомиться с путешествиями и исследованиями русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая; иметь представление о формировании рас, о причинах их возникновения; знать содержание понятий раса, расселение, плотность населения, политическая карта мира; изучить приспособительные особенности отдельных рас к среде обитания; иметь представление о городах; приводить примеры распространения рас и размещения населения на планете; устанавливать и выявлять причинно-следственные размещения населения на материках; характеризовать население своего краяучебник с.130-131, § 51; электронное приложение к учебнику, с. 118 http://youtu.be/marhHayv4wU(видеофильм «Расы человечества. Происхождение»), http://www.history-mir.ru/ | Текущий, | § 51 учебника, | |||||
24. | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме: «Биосфера-оболочка жизни» | урок «открытия» нового знания и развивающего контроля | Знать понятия; «заказник», «заповедник»,«национальный парк», «крупнейшие охраняемые территории России и мира» «экологический кризис»; экологическая проблема; своего города, края; применять полученные знания по теме: «Биосфера-оболочка жизни» и умение их использовать | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | понимать причины экологических кризисов; познакомиться с новыми понятиями «опустыни-вание», Международная Красная Книга», «Красная Книга России», «заказник», «заповедник»,«национальный парк», «крупнейшие охраняемые территории России и мира» «экологический кризис»; иметь представление об экологических проблемах; приводить примеры экологических проблем своего края; применять полученные знания по теме: «Биосфера-оболочка жизни» и умение их использовать учебник с.132-134, § 52, атлас, с.36–39, 42-47 электронное приложение к учебнику, с. 132- «Экология и жизнь» http://yadi.sk/d/Gc_nvCIa8Bqb2 , «Красная Книга России» | Текущий, | «Подведем итоги» с 134 | |||||
Тема 8. Географическая оболочка Земли 9 часов | • извлекать информацию по разным географическим источника, из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о географической оболочке; • извлекать информацию по географическим картам о широтной зональности в географической оболочке; • знать содержание понятий и показывать на схемах географическую оболочку, строение, границы, этапы формирования оболочки | |||||||||||
25. | Географическая оболочка | «открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять понятие: географическая оболочка; показывать о взаимодействии в природном комплексе всех оболочек Земли; находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | показывать о взаимодействии в природном комплексе всех оболочек Земли; находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса; учебник, с. 135 – 137; тетрадь-тренажёр, электронное приложение с.136, 137; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий, Природные зоны мира | Текущий, | §53 учебника | |||||
26. | Природные комплексы | «открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять и знать понятие: природный комплекс; природные компоненты, природно-территориальный комплекс, природные зоны, высотная поясность, природно-антропогенный комплекс. антропогенный комплекс | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | извлекать информацию по географическим картам о широтной зональности; учебник, с.138,139;, с.18-19 №1,2; электронное приложение с.138-139; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий, Природных зон | Текущий, Практикум. | §54 учебника | |||||
27. | Почва | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять и знать понятие: «почва» и «почвоведение»; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | называть и показывать на схеме почвообразующие факторы; раскрыть значение и разнообразие почв; описывать строение почв; знать имя русского учёного - В.В.Докучаева; извлекать информацию по разным географическим источникам: из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о почве; извлекать информацию по географическим картам о почве;учебник, с. 140,141 5электронное приложение к учебнику с.140,141; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий | Текущий, | §55учебника | |||||
28. | Ледяные пустыни и тундра | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять и знать понятие: арктических и антарктических пустынь, тундра, лесотундра | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов о ледяных пустынях и тундре; определять географическое положение арктических пустынь и тундр описывать внешний облик и показывать их на картах; на основе анализа объектов делать выводы взаимосвязь между неживой и живой природой холодного пояса арктических пустынь и тундр; находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса арктических пустынь и тундр и основными представителями растительного и животного мира, учебник, с. 142,143, § 56интерактивное картографическое пособие | Текущий, | §56 учебника | |||||
29. | Леса | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять, знать понятие и отличительные особенности лесных природных зон мира: тайга, смешанных и широколиственных лесов, переменно-влажных муссонных лесов, влажных экваториальных лесов | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | взаимосвязи между природными компонентами в лесных природных зонах; уметь характеризовать природные зоны по типовому плану и картам атласа; определять географическое положение и описывать внешний облик лесов разного вида; знать содержание понятий: учебник, с. электронное приложение к учебнику, с.144-, 147; интерактивное картографическое пособие карты полушарий | Текущий, Практикум. | §57 | |||||
30. | Степи и саванны. Засушливые области планеты | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять, знать понятие и отличительные особенности лесостепей и степей, саванн, полупустынь и пустынь природных зон мира; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | взаимосвязи между природными компонентами в лесостепях и степях, саваннах, полупустынях и пустынях природных зонах; уметь характеризовать природные зоны по типовому плану и картам атласа; определять географическое положение и описывать внешний облик лесостепи степей, саванн, полупустынь, пустынь; учебник с. 148-151, § 58; 59 электронное приложение к учебнику, с.148- 151; интерактивное картографическое пособие карты полушарий | Текущий, | учебник §58, 59 | |||||
31. | Природные комплексы Мирового океана | открытия» нового знания и общеметодологической направленности | Объяснять, знать понятие и отличительные особенности природных комплексов Мирового океана; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | находить причинно-следственные связи между природными компонентами в природных комплексах Мирового океана; уметь характеризовать природные комплексы Мирового океана картам атласа; на основе анализа объектов делать выводы взаимосвязь между неживой и живой природой природных комплексов Мирового океана; учебник, с. 152,153, электронное приложение к учебнику, с.152, 153; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий | Текущий, | §60 учебника | |||||
32. | Всемирное наследие человечества. | открытия» нового знания | Формировать представление об объектах природного наследия; иметь представление об объектах культурного наследия; называть основные объекты наследия и показывать их на карте; приводить примеры объектов Всемирного наследия на территории своего края; познакомиться с работой международной организации ЮНЕСКО | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | иметь представление об объектах природного наследия; иметь представление об объектах культурного наследия; уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника, дополнительной информацией; называть основные объекты наследия и показывать их на карте; приводить примеры объектов Всемирного наследия на территории своего края; познакомиться с работой международной организации ЮНЕСКОучебник с.154-155, § 61; | Текущий, | практическая работа «Создание информационного буклета «Объекты Всемирного наследия» | |||||
33. | Природное и культурное наследие. Обобщение знаний по теме: «Географическая оболочка- самый крупный природный комплекс» | открытия» нового знания | формировать представление об объектах природного наследия; показывать их на карте; определять характер объектов и особенности их размещения по континентам; приводить примеры объектов Всемирного наследия на территории своего края; | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | иметь представление о памятниках мирового значения; иметь представление о памятниках Всемирного природного наследия России; уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника, дополнительной информацией; называть основные объекты наследия и показывать их на карте; определять характер объектов и особенности их размещения по континентам; приводить примеры объектов Всемирного наследия на территории своего края; познакомиться с оценочными критериями природного и культурного наследия, предложенного ЮНЕСКО учебник с.156-157, § 62; электронное приложение к учебнику, с. 156,157, атлас особо охраняемых территорий Санкт-Петербурга http://ooptspb.ru/ | Текущий, | Познакомится Сайт Института Наследия http://heritage-institute.ru/, официальный сайт Северо-Западного филиала Российского научно- исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева http://heritage-institute-spb.ru/, Оценочные критерии природного и культурного наследия, предложенного ЮНЕСКО | |||||
34. | Обобщение знаний за курс географии: Планета Земля | развивающего контроля и общеметодологической направленности | знать отличительные особенности природных комплексов, компонентов; различать по описаниям различные географические объекты, природные комплексы, знать содержание понятий; извлекать информацию по географическим картам; извлекать информацию по разным географическим источника, из дополнительной литературы и Интернета научные сведения; на основе анализа объектов делать выводы о их; находить причинно-следственные связи между компонентами природы | электронное приложение к учебнику интерактивное картографическое пособие | учебник, электронное приложение к учебнику, атлас, интерактивное картографическое пособие, карты полушарий |
- Планируемые результаты изучения учебного курса (предмета) «География» в 5-6 классе
Ученик научится:
- осознавать роль географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоению системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать географические умения:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- пониманию смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим каждой школе, а его оборудование должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное помещение — предназначенное для хранения учебного оборудования. Основа кабинета — рабочие места для учителя и учащихся.
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения практических занятий;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- графопроектор,
- аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видео- информации,
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- интерактивную доску,
- коллекцию медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет
- комплект географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
- библиотеку учебной, програмно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
Список литературы:
- Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2013 — 2015г.;
- Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь-практикум. География. Планета Земля. 5–6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2013 — 2015г.;
- Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2013–2015г.;
- Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5–6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2013 — 2015г;
- Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5–6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2013–2015г.;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.Учебно-методический комплект
Прохождение программы основывается на УМК «Сфера»
Для учеников
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Учебник для 5-6 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,2014.
- География: Планета Земля: Электронное приложение к учебнику 5-6 класса/Под ред.Дронова В.П., CD-ROM.
- Барабанов В.В География: Планета Земля: Тетрадь-экзаменатор для 5-6 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2016.
- Лобжанидзе А.А. География: Планета Земля: Тетрадь-тренажёр для 6 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2015.
- Савельева Л.Е Котляр О.Г. География. Планета Земля: 5-6 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2016..
- Котляр Ольга Геннадьевна География. Планета Земля: 6 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература
Н. А. Марченко, В. А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. М. «Айрис-пресс», 2008. | |
География в кроссвордах. М. «Дрофа», 2006 | |
Итоговый контроль ГИА. География. Учебно-справочные материалы. М. СПб. «Просвещение», 2011 | |
Итоговый контроль ГИА 2012. География. Контрольно-тренировочные материалы. М. СПб. «Просвещение», 2012 | |
Географический атлас школьника. М. «Дрофа» | |
Энциклопедия для детей. География. М., «Аванта+» |
Для учителя
Бахчиева О.А. Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География: Планета Земля: 6 класс: Методические рекомендации.-М.: Просвещение, 2013. | |
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М. «Просвещение», 2011 | |
Е.Е. Гусева. География 6. «Конструктор» текущего контроля. М. «Просвещение», 2008 | |
Теоретический и научно-методический журнал для учителя. География в школе. «Школа-Пресс», 2007 - 2010 | |
Методический журнал для учителя. География. Издательский дом «Первое сентября», №1- 6, 2012, 2013 | |
География. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 5-6 классы. Тарасова Л. В., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В., Роговцева Н.И.http://www.prosv.ru/assistance/umk/geography-spheres.html |
Интернет – ресурсы
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа учебно-воспитательной деятельности 2020-2021гг.
Рабочая программа...