Рабочая программа студии "Рондо" на 2020-2021гг
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»
(ГБПОУ МОК ЗАПАД)
Принята на заседании Малого педагогического совета Протокол №_______ от «_»____2020_года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МОК ЗАПАД А.В. Мельникова Приказ №______ от «_»______2020__ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объединения дополнительного образования
«Рондо»
Направленность: Художественная
Уровень программы: Ознакомительный
Количество часов: (72 часа)
Возраст обучающихся 10-15 лет
Сроки реализации 9 месяцев
Основная форма обучения – групповая
Составитель: Педагог дополнительного образования
Федосеева Гульнара Фагимовна
Москва 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | тема | стр. |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Общая характеристика программы объединения дополнительного образования «Карамельки» | 4 |
4 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
3 | Тематический план | 7 |
5 | Содержание программы объединения дополнительного образования «Соловушки» | 9 |
6 | Календарно-тематический план | 10 |
7 | Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | 12 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы эстрадного вокала»
Пояснительная записка
Музыка обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности.
Эстрадное пение, как область музыки –в современной музыке занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного вокала».
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач.
Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Основным назначением данной образовательной программы является овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебновоспитательной работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства.
В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по развитию у детей вокальных данных и выработке навыков ансамблевого пения. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию детей школьного возраста имеет художественную направленность и обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования.
Уровень освоения программы – базовый, предполагающий развитие
музыкальных способностей и вокальных данных детей, мотивации к творческой
деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области эстрадного
вокального искусства, сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения
на уровне практического применения.
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими
документами:
– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г.
№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
– Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на
2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования
детей» (п.12,17,21);
– СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы «Основы эстрадного вокала» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения. Педагогическая целесообразность программы. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром.
Программа «Основы эстрадного вокала» является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у учащихся психологическую стойкость, а социально - значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 10 до 15 лет, желающих обучаться по данной программе, имеющих начальный уровень развития музыкальных способностей, удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат.
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 72.
Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 минут из расчёта 72 часа в год.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала.
Задачи:
Обучающие: формировать основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, её языке, средствах выразительности, жанрах; певческие навыки; навыки сольного и ансамблевого пения;
умение работать с фонограммой, микрофоном; навыки выразительного исполнения эстрадных произведений; навыки сценической культуры.
Развивающие: развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности; вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля; творческую фантазию, воображение; оценочное музыкальное мышление; артистическую смелость, умение держаться на сцене.
Воспитательные: воспитывать интерес к певческой деятельности; художественный и музыкальный вкус; творческую, духовную и культурно-развитую личность; коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;
трудолюбие, целеустремлённость; самоорганизацию, самоконтроль, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности; способность к самореализации в пространстве культуры.
Условия реализации программы
Набор учащихся в группу осуществляется на основании результатов предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях.
Учебные группы могут формироваться не только по возрастному принципу, но и по уровню развития музыкальных способностей и певческих навыков. Дети, опережающие своих сверстников в музыкальном развитии, переводятся в другую возрастную группу. Дополнительный набор обучающихся на второй и третий годы обучения осуществляется на основании результатов прослушивания, с целью выявить индивидуальные особенности кандидата и определить его творческий потенциал.
Наполняемость учебных групп – 12-20 человек.
Особенности организации образовательного процесса
В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие педагогические
принципы:
-постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
-единство художественно-эстетического и технического развития учащихся;
-использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;
-индивидуальный подход к учащемуся.
Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.
При обучении учитываются:
-физиология организма: строение голосового аппарата;
-особенности данного возрастного периода;
-общее развитие обучающегося, его кругозор;
-интересы при подборе репертуара;
Основные дисциплины программы:
-Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;
-Освоение вокальной техники;
-Освоение эстрадного вокального репертуара;
-Исполнительское мастерство;
-Импровизация.
Формы проведения занятий
Вокальное образование детей осуществляется на групповых занятиях, содержание которых базируется на обязательных программных требованиях, представленных с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуального музыкального и вокального развития.
В ходе занятий дети постепенно овладевают вокальными и ансамблевыми навыками, совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя его до максимально приближенного к профессиональному.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и воспитательную работу.
Структура построения занятий:
-организационный момент
-дыхательная гимнастика;
-упражнения на дикцию и артикуляцию;
-вокально-тренировочные упражнения, распевание;
-теоретическая часть;
-работа над репертуаром
-беседа, подведение итога занятия.
Учебный материал данной программы распределён по темам, содержание которых и задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных занятий: традиционные, комбинированные, практические, репетиции, концерты.
Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс
мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах районного и городского уровня, посещение концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога, родителей и детей.
Материально-техническое обеспечение программы.
-наличие хорошо проветриваемого и отапливаемого учебного кабинета с необходимым звуковым техническим оборудованием; синтезатор; аудиоаппаратура; зал с комплектом оборудования.
Планируемые результаты
Предметные
сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части общей духовной культуры; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства; знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических направлений; владение навыками эстрадного пения; умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства; сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных вокальных произведений; способность реализации собственных творческих замыслов в вокальной импровизации; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Метапредметные
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; стремление к художественному самообразованию.
Личностные
способность формулировать собственное мнение и позицию; владение основами самоконтроля, самооценки; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально эстетического характера.
Учебный план 3-й год обучения (Вокальная группа «Рондо»)
№ п/п | Раздел/Тема | Количество часов | Формы контроля | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Прослушивание. Входная диагностика. | |||
2 | Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве | |||||||
2.1 | История эстрады и джаза | 1 | 0,75 | 0,25 | Наблюдение. | |||
2.2 | Знаменитые имена | 1 | 0,75 | 0,25 | Наблюдение. | |||
3 | Совершенствование вокальных навыков | |||||||
3.1. | Навыки эстрадного вокала | 8 | 2 | 6 | Практическая и творческая работа. Наблюдение. | |||
4 | Освоение эстрадного вокального репертуара | |||||||
4.1 | Анализ вокальных произведений | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Наблюдение. | |||
4.2 | Работа над песней | 43 | 4 | 39 | Творческая работа. Наблюдение. | |||
5. | Исполнительское мастерство | |||||||
5.1 | Совершенствование сценических навыков. Импровизация Импровизация Импровизация | 12 | 4 | 8 | Творческая работа. Наблюдение. | |||
5 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | Отчѐтный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика. Итоговая диагностика. | |||
Итого: | 72 | 6 | 66 |
Календарный учебный график | |||||||
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий | ||
1 | 01.09 | 31.05 | 36 | 72 | 2 раза в неделю |
Рабочая программа
(Вокальная группа «Рондо»)
3-й год обучения
На 3-м году обучения программа предусматривает закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Задачи
Обучающие
совершенствовать представления о популярной музыке, учить ориентироваться в её различных стилях и жанрах; обучать самостоятельному анализу эстрадных вокальных произведений; совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения; познакомить с основными правилами коллективной импровизации; совершенствовать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в ансамбле и соло; совершенствовать навыки сценического мастерства.
Развивающие
совершенствовать голосовой аппарат; продолжать развивать тембр, силу, гибкость и диапазон голоса; развивать полнозвучную речь, свободный эластичный речевой аппарат; развивать навыки сравнения, анализа и синтеза; продолжать развивать чувство партнёрства; формировать навыки коллективного творчества; совершенствовать актёрские навыки; развивать артистическую смелость, сценическую культуру, сценическое обаяние; совершенствовать способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные
продолжать формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус; воспитывать личность музыканта, способного к взаимопониманию, взаимоуважению, умению подчиняться законам коллективного творчества и строгим правилам дисциплины, воспитывать стремление к самосовершенствованию, понимание и уважение традиций народов мира.
Планируемые результаты
Предметные
расширение исполнительского и общекультурного кругозора; знания о строении голосового аппарата вообще и особенностях своего; умение самостоятельно разогревать голосовой аппарат, делать регулярно вибрационную и артикуляционную гимнастику; беречь свой голос в период
мутации, петь мягко и не напряжённо; сформированность представлений о методике разучивания эстрадных вокальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
умение самостоятельно выстраивать исполнительский план; умение использовать средства музыкальной выразительности и различные виды эстрадной вокальной и сценической техники в сфере сольного и ансамблевого исполнительства; умение акустически выстраивать свой голос относительно разных партнёров по ансамблю, умело варьировать тембровую окраску в зависимости от характера произведения и тембра партнёра, тонко чувствовать настроение и намерение партнёра в ансамбле, умение применять приемы звуковой подачи при работе с микрофоном и фонограммой.
Метапредметные
сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа эстрадных вокальных произведений; умение творчески взаимодействовать с партнерами на сцене и на репетициях; способность предугадывать и исправлять внезапные «накладки» во время исполнения на сцене, помогать партнёрам преодолевать возникшие трудности, заменять их по мере необходимости; приобретение опыта коллективной творческой деятельности и публичных выступлений.
Личностные
сформированность эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями вокального искусства; развитие способности к рефлексии и этическому самоопределению; личностный рост на основе творческой самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов, развитие организационно-волевых качеств (воля, целеустремленность, трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, участие в музыкальных конкурсах, музыкальной жизни коллектива; установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Содержание
1. Раздел: Вводное занятие.
Теория Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. История эстрады и джаза
Теория Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадно-джазовой культуры. Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
2.2. Знаменитые имена
Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой культуры.
Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
3. Раздел: Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Навыки эстрадного вокала.
Совершенствование вокально-технических навыков, специальных приёмов, характерных именно для эстрады.
Теория Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой установки, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный периоды.
Практика Показ упражнений, распеваний, их разучивание. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков:
Дыхательная гимнастика. Упражнения на выработку правильного дыхания при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента – Синкопа. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио). Упражнения для формирования уверенного пения в различных музыкальных
штрихах. Упражнения и попевки на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм, гармонических упражнений, интервалов и аккордов.
Работа над элементами эстрадного пения
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Анализ вокальных произведений.
Теория Понятие: анализ вокального произведения.
Практика Разбор и проработка исполняемых вокальных произведений: определение жанра, формы, характера песни, ритмической основы, строения мелодии, интервального соотношения голосов, кульминации песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств и др.
4.2. Работа над песней.
Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, их содержании, авторах. Анализ поэтического и музыкального текста.
Практика Показ – исполнение или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям и на слух. Работа над технической стороной и художественным образом. Использование записи для анализа. Навык исполнения выученного произведения в сопровождении фортепиано или минусовки. Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до концертного уровня.
5. Раздел: Исполнительское мастерство.
5.1. Совершенствование сценических навыков.
Теория. Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной обстановке.
Практика. Продолжение работы по овладению сценическим мастерством. Практика развития сценической свободы. Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение. Совершенствование собственного сценического стиля. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
6. Раздел: Итоговое занятие.
Практика Исполнение программных эстрадных произведений на отчётных концертах.
Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Календарно-тематическое планирование
(Вокальная группа «Рондо»)
3-й год обучения
№ | Дата занятия | Название раздела и темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного вокала. | 1 | |
2 | Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве. История эстрады и джаза. Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа над песней. | 3 | |
3-4 | Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного вокала. Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа над песней. | 4 | |
5-11 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над песней. Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного вокала. | 14 | |
12 | Исполнительское мастерство Совершенствование сценических навыков | 2 | |
13-14 | Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений. | 4 | |
15 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 2 | |
16 | Исполнительское мастерство Совершенствование сценических навыков. | 2 | |
17 | Итоговое занятие. Импровизация | 2 | |
18 | Музыкально -образовательные беседы о вокальном искусстве Знаменитые имена. | 2 | |
19 | Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного вокала. | 2 | |
20 | Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа над песней. | 2 | |
21 | Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного вокала. Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над песней. | 2 | |
22-24 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над песней | 6 | |
25 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 2 | |
26 | Сценическое мастерство Сценическая импровизация. | 2 | |
27 | Исполнительское мастерство Совершенствование сценических навыков | 2 | |
28 | Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция | 2 | |
29 | Сценическое мастерство Сценический образ. | 2 | |
30 | Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 2 | |
31 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 2 | |
32-33 | Исполнительское мастерство Совершенствование сценических навыков | 4 | |
34 | Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 2 | |
35 | Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 2 | |
36 | Сценическое мастерство. Итоговое занятие. | 2 | |
итого | 72 |
Оценочные и методические материалы
Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.
Виды контроля | Формы проведения | Сроки |
Входной | Прослушивание. Собеседование. | Сентябрь |
Текущий | Наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений на концертах и праздничных мероприятиях, а также участия в музыкальных конкурсах. | В течение всего периода обучения. |
Промежуточный | Отчётный концерт. | Декабрь. Май. |
Итоговый | Отчётный концерт. | Май. В конце обучения по данной программе. |
Формы фиксации образовательных результатов
Таблица входной диагностики
Параметры:
-Уровень общего музыкального развития и вокальных способностей.
Показатели:
-Ладовое чувство
-Музыкально-слуховые представления
-Чувство ритма
-Чистота интонирования
-Техника речи, вокальная дикция
-Певческое дыхание
-Звукообразование
-Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни
Таблицы наблюдений (текущий, промежуточный, итоговый контроль)
Параметры:
-Уровень развития вокально-эстрадных способностей
Показатели:
-Основы эстрадного пения
-Музыкальная грамота
-Программные произведения
-Звукообразование
-Певческое дыхание
-Артикуляция
-Слуховые навыки
-Навыки эмоциональной выразительности
-Опыт творческой деятельности
Параметры:
-Уровень развития артистических способностей. Личностные характеристики.
Показатели:
-Артистические навыки:
-Ориентирование в сценическом пространстве
-Сценическая культура поведения
-Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений
-Личностные характеристики:
-Внутренняя раскрепощённость, свобода выражения
-Увлечённость
-Стремление к адекватной самооценке
-Коммуникативность
-Культура поведения, эмоциональная уравновешенность
Формы контроля: участие детей в конкурсах и фестивалях, выступления на концертах.
Методические материалы
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено.
На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи каждой из них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
-показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания песни;
-разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты);
-работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи);
-исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
-сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приёмы:
Настройка на тональность перед началом пения; Пение по «цепочке»; Пение «про себя»;
Игровые приёмы («Ритмическое эхо», «Эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; Моделирование высоты звука движениями руки; Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
Сочетание запевов солистов с группой; Динамическое развитие; Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; Устные диктанты; Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра; Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство
и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребёнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения (3-тий год обучения) могут находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых её признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не
останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона учащегося. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При
составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами:
-идейной значимостью исполняемого произведения:
-художественной ценностью;
-воспитательным значением;
-доступностью музыкального и литературного текста;
-разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
-логикой компоновки будущей концертной программы;
Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а также определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи.
Материально – техническое обеспечение
Хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение; концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
-музыкальный центр - 1 шт.;
-пианино или синтезатор - 1 шт.;
-ученическая доска - 1 шт.;
-микрофоны - 4 шт.;
-стойки для микрофонов - 4 шт.;
-микшерный пульт - 1 шт.;
-усилитель – 1шт.;
-колонки – 2 шт.;
-компьютер – 1шт.;
Список литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио:
Лань, 1997.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, 1996.
8. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
9. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
10. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
11. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
12. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество - М.: Академия, 2004.
14. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.
15. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
16. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для
детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.
17. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло: Питер, 2007.
18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
20. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
21. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Информационные интернет–ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru
6. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru
7. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
8. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
9. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
10. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
11. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
12. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/
13. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/
14. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Рабочая программа по географии 10 класс 2020-2021гг
Рабочая программа по курсу географии 10 класса 2020-2021гг....
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...