Рабочая программа по географии 10 класс 2020-2021гг
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа по курсу географии 10 класса 2020-2021гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._rabochaya_programma_2020-2021.docx | 96.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №_____от _____ | Т.А. Казеева |
Приказ № _____от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
10 класс
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО учителей
Роскрут О. Б..________________
Составитель:
Учитель Орлова Н. Г. ______________
высшей квалификационной категории
2020-2021 уч. год
Аннотация к рабочей программе
Учебный предмет | География |
Класс | 10 |
Учитель | Орлова Н.Г. |
Нормативные документы, лежащие в основе данной программы | Рабочая программа 10 класса составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «ГЕОГРАФИЯ. 10—11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»Авторы А. П. Кузнецов, Э. В. Ким География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010 |
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. | |
Количество часов за год | 34 |
Учебник | География. 10—11 классы. Базовый уровень авторы А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. издательства «Дрофа» «Вертикаль». М., 2013 г |
Разделы программы с указанием количества часов | |
Географическая картина мира | 14 часов |
Многоликая планета | 19 часов |
Насущные проблемы человечества | 1 час |
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая база
Рабочая программа по «Географии» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году); - Авторской программы «География мира» - 10-11 классы. Базовый уровень, А.П.Кузнецов, М.: Дрофа, 2013 г.; примерной программы для среднего (полного) общего образования (базовый уровень);
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
- Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»;
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
2. Цели и задачи.
2.1 Цели обучения:
Целью обучения курса «География» в10 классе является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
2.2 Задачи обучения
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3.Общая характеристика учебного курса «География».
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
- Умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;
- Умение пользоваться современными информационными технологиями;
- Владеть научными географическими понятиями;
- Видеть проблемы и ставить вопросы;
- Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;
- Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Курс географии в 10 классе имеет комплексный характер и включает основы различных географических наук. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Данный курс занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивает географическое мышление, позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Курс географии предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.
Поэтому содержание примерной программы по географии для полной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. «Вертикаль» в 10-11 классах изучаются разделы: Географическая картина мира; Многоликая планета; Насущные проблемы человечества.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС).
4. Место курса в учебном плане.
Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного)
общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 5—9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной
дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии в гимназии 61 в 10 классе отводится 34 часа.
5.Основное содержание курса «География 10класс».
Раздел I. Географическая картина мира
Введение:
ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии - обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории.
История развития географической науки; основные этапы. Структура современной географии.
Элементы научных знаний: учения, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.
Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации, учебные материалы.
Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический и др.
Тема 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Значение природной среды для человека. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность.
История взаимоотношений природы и человека. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
Природные условия и природные ресурсы - основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале.
Географическое пространство, его основные виды и особенности.
Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории. Понятие об эффективной территории.
Особенности пространства Мирового океана; его природная специфика, политическое и экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.
География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования. Основные методы рационального природопользования.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика численности населения мира в XX— XXI вв. Типы воспроизводства населения. Особенности естественного движения населения в странах различных типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды. Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Половой состав мирового населения. Половозрастные пирамиды и их анализ.
Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека. Основные особенности размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения; их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды.
Человечество - мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.
Современная география религий. Религия, ее географические виды (мировые, этнические, традиционные). Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.
Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как показатель качества жизни населения.
Тема 3. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о всемирном (мировом) хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования всемирного хозяйства: глобализация, интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Всемирное хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационалзации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном всемирном хозяйстве.
Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов. Государственная региональная политика.
«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже XX—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения и др.
Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур. География мирового животноводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели (производительность труда и др.).
Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива и металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры по добыче полезных ископаемых; главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсо-обеспеченность, рациональное использование и пр.
Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности (ее современная география).
Непроизводственная сфера. Место непроизводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.
Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.
Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.
Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н. Н. Баранского. Международная специализация производства и ее виды. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран-лидеров (США, Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень открытости их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; факторы, ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами.
Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли - постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и стран-лидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.
Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков — валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют (национальная, иностранная, коллективная, резервная). Главная коллективная валюта — евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и офшоры).
Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма: приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический и др.; их география. Основные туристические потоки: внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль европейских стран, а также США и Китая.
Раздел 2. Многоликая планета
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА
Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элемент культуры и цивилизации, оказавшее большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона как историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире.
Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: сфера геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны. Геополитическое положение стран мира и его составляющие: экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.
Многообразие стран мира. Политическая карта как «политический портрет мира»; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран: географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления и территориально-государственное устройство. Специфика государственного устройства некоторых стран мира: абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.
Тема 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА
Зарубежная Европа в современном мире. Место Зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине XX в. Высокая степень заселенности территории. «Старение нации» и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа - зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона.
Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Основные этапы формирования европейского экономического пространства. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; главное экономическое ядро, основные экономические ареалы, экономическая ось.
Внутренние географические различия в Зарубежной Европе. Природные, политические и социально-экономические различия внутри Зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика.
Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Норвегия — природная среда в жизни человека. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно-металлургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны.
Средняя Европа: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях; крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы.
Германия — «экономический локомотив Европы». Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине XX в. «Ключевое» географическое положение Германии в Европе: центральное положение, высокая степень соседства. Ограниченный природно-ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; «нулевой» прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. «Полицентрический» пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.
Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации. Регионы страны и их географический облик: Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный и Средиземноморский.
Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические особенности формирования населения. Национальный состав населения. Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).
Южная Европа: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации. Италия на мировых рынках. Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине XX в. — от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.
Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования, смена модели развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: продолжающаяся интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма. Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. «Гипертрофированное» развитие Будапешта; его доминирующая роль в жизни страны.
Тема 6. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. «Культурные миры» Зарубежной Азии: индийский, арабско-исламский, китайский и др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран. Минеральные ресурсы Зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо, руды металлов, прочие виды ресурсов. Крупнейшие в мире земельные ресурсы; высокая доля обрабатываемых, а также неудобных для сельского хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.
«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения Зарубежной Азии: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, «пестрый» состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.), крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий абсолютный прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких ареалах. Резкие контрасты в плотности населения между отдельными странами. Азия — «мировая деревня»; невысокая доля горожан и максимальное число сельских жителей; «живучесть» сельского образа жизни. Бурная урбанизация и быстрый рост городов-гигантов и городских агломераций. Пестрый этнический состав; особенности размещения крупнейших народов. Преобладание многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского населения и его причины.
Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения Зарубежной Азии в мировом хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Невысокий в целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства большинства стран; их «незрелая» территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально-экономического развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская, стран — экспортеров нефти.
Географическое пространство Зарубежной Азии. Факторы формирования экономического пространства Зарубежной Азии: колониальное прошлое, преобладание экономических связей с бывшими метрополиями, до недавнего времени слабые взаимные внешнеэкономические контакты. Отсутствие единого экономического пространства. Особая роль в экономике крупнейших стран (Китая, Индии и Японии), нефтедобывающих и новых индустриальных стран. Географические субрегионы Зарубежной Азии и факторы их формирования.
Восточная Азия: крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий.
Социально-экономическое развитие Китая. Динамичное социально-экономическое развитие Китая во второй половине XX и в начале XXI в. Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов, развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные административные районы Сянган и Аомэнь.
Японское «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»; его основные факторы. Смена моделей экономического развития страны: приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50—70-е гг. XX в., развитие наукоемких производств и сферы услуг в конце XX в., развитие высоких технологий и научно-технического потенциала на рубеже XX и XXI вв. Особенности размещения населения и хозяйства.
Республика Корея — новая индустриальная страна. Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея — передовая новая индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная промышленная специализация: автомобильная промышленность, судостроение, электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров — Сеула и Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности воспроизводства и размещения населения.
Юго-Восточная Азия: «буферное» географическое положение между Восточной и Южной Азией и их социокультурное и экономическое влияние.
Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины, плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных промышленных производств в машиностроении и химической промышленности. Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и хозяйства; ведущая роль острова Ява.
Южная Азия как субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри- и межгосударственные проблемы и конфликты.
Индия — самая многонациональная страна мира. Место Индии в современном мире. Особенности географического положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный этнический состав населения. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное территориально-государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии.
Юго-Западная Азия: «узловое» географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны — экспортеры нефти.
Турция как новая индустриальная страна. Турция — географическое положение и социально-экономическое развитие. «Узловое» географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав. Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации. Структура и размещение сельского хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль западных районов и, особенно, Стамбула. Развитие международного туризма; главные туристические центры страны.
Азиатские страны СНГ: становление национальной экономики после распада СССР, проблемы и перспективы развития.
Казахстан — «ключевая» страна Центральной Азии.
Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Специфика природно-ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы. Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский — язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана и три его главных производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Главные виды добываемого минерального сырья; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия — основа тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство зерна, мяса и шерсти. Экономические регионы Казахстана: их природно-ресурсный потенциал и специализация хозяйства (Запад, Центр, Север, Восток и Юг).
Тема 7. АМЕРИКА
География доколумбовой Америки. Древнейшее население Америки — индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства инков, ацтеков и майя. «Маисовая» (кукурузная) цивилизация; прочие виды земледелия и животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства — разведение лам и «чинампы» (плавающие участки земли). Население и хозяйство территорий за пределами индейских государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии.
Хозяйственное развитие Америки в эпоху колонизации. Особенности европейской колонизации Америки; ее основные этапы.
XV—XVI вв. — эпоха грабежа захваченных территорий. XVII—XVIII вв. — период становления плантационного хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр.; латифундии — крупные помещичьи хозяйства. XIX в. — активное освоение внутренних территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо-Америки и Латинской Америки. Англо-Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного хозяйства и латифундий, развитие горного производства.
Новое население Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских плантациях; география работорговли. Массовая европейская иммиграция в XVIII—XIX вв. Формирование специфических расовых групп населения — креолов, метисов, мулатов и самбо. Смешанный расовый состав населения многих стран региона; «Америка — симбиоз культур».
География культур современной Америки. Культурно-географический облик современной Америки и его особенности: формирование в эпоху массовой европейской колонизации, большая пестрота расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о культурно-географическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный состав населения). Культурно-географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.
Пространственный рисунок США. Историко-географические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории США в XVIII—XIX вв. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в XIX в. Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США; основные сельскохозяйственные пояса. Горнодобывающая промышленность, ее структура и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; особенности размещения в пределах главных районов. Машиностроение и химическая промышленность — ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в «Силиконовой долине» в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. «Соотношение сил» трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение роли в хозяйстве Юга и Запада.
Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америки во второй половине XX в. Модели индустриализации — импортозамещающая и экспортоориен-тированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития; преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в приграничных с США районах Мексики. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств. Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах региона.
Бразилия — латиноамериканский гигант. Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природно-ресурсного потенциала Бразилии. Главные виды природных ресурсов страны. Специфика населения страны: большая величина, значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка. Индустриализация и развитие современных производств; превращение Бразилии в новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения. Резкие контрасты в размещении населения и хозяйства страны. Экономические районы Бразилии: Юго-Восток, Юг, Севе-ро-Восток, Центрально-Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль Юго-Вос-тока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти. Амазония — зона нового освоения; ее экологические проблемы.
Интеграционные процессы в Америке. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине XX в. Формирование единого хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские) производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской Америке и развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканского общего рынка); состав его участников.
Мезоамерика — территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и Вест-Индии. Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное хозяйство. Новые виды хозяйства: горнодобывающая, обрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие «транзитной» экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии промышленного производства.
Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо-Америка и Латинская Америка), особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху колонизации; резкое усиление роли приморских территорий. Высокий уровень урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегалополисов (в США). «Старение нации» в Англо-Америке и молодость населения в Латинской Америке. Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны-лидеры по производству аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США. Особенности размещения хозяйства; особенная роль приморских районов. Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы, районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы Англо-Америки и Латинской Америки; их место в системе международных экономических отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки.
Тема 8. АФРИКА
Географическая история Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов. Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей; отношения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже XIX—XX вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия.
Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природно-ресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры экономики, очень низкий уровень социально-экономического развития, нестабильная политическая обстановка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов. Лесные и водные ресурсы; возможности и проблемы их использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни большинства населения. Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского хозяйства и добывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство; главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений; отрасли международной специализации хозяйства.
Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность («дуализм») территории — засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия. Особенности размещения минеральных ресурсов; главные ареалы их концентрации. География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения; официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание христианства и ислама.
Пространственный рисунок размещения хозяйства, его «очаговый» характер. Главные районы концентрации промышленности. «Колониальный» рисунок транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания. Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; их особенности.
ЮАР — крупнейшая экономическая держава континента. Ведущая роль Южной Африки (ЮАР) в экономике Африки. Страна переселенческого капитализма; малые масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Официальные языки страны. Неравномерность размещения населения и ее причины. ЮАР — «страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд драгоценных, черных и легирующих металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация, экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны небольшой провинции Готенг, промышленного района Витватерсранд, главных экономических центров Йоханнесбурга и Претории.
Тема 9. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII—XIX вв. Австралия и Новая Зеландия — страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: XVIII в. — место ссылки, XIX в. — развитие овцеводства и мясо-молочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка», XX в. — развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.
Географическая специфика Австралии и Океании. Особенности географического положения региона — периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна-материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства; особая роль Юго-Востока.
Тема 10. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов.
Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в начале XXI в.
Раздел III. Насущные проблемы человечества
Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические и социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы — самые актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем — экстенсивный и интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных регионах и странах мира (доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязнения атмосферы и пр.). Концепция устойчивого развития.
Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно-промышленный комплекс (ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации общественной жизни; роль конверсии. Проблемы сохранения мира и пути создания стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных организаций и крупных государств; роль России как миротворца.
Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное, культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо, молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и голода в современном мире; калорийность питания в странах мира. Районы с самой острой продовольственной ситуацией: Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Африка. Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.
6.Виды контроля.
Тема раздела | Кол-во часов | Контрольных работ | Практических работ |
Введение | 1 |
|
|
Природа и человек в современном мире | 3 |
|
|
Население мира | 3 |
|
|
География мирового хозяйства | 7 |
|
|
Географический облик регионов стран мира | 3 |
|
|
Зарубежная Европа | 3 |
|
|
Зарубежная Азия | 4 |
|
|
Америка | 4 |
|
|
Африка | 2 |
|
|
Австралия и Океания | 1 |
|
|
Россия | 2 |
|
|
Насущные проблемы человечества | 1 |
|
|
7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «ГЕОГРАФИЯ. 10 КЛАСС»
Содержание учебного предмета «География» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. 10-11 класс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
--овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
8.Тематическое планирование курса «География 10 класс»
№ п/п | Наименование раздела | Планируемые результаты | Количество часов | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | По плану | Факти-чески | ||
Введение. Природа и человек в современном мире | Формировать понимание ресурсообеспеченности, бережное отношение к природе планеты, осознание о исчерпаемости ресурсов на планете, замене их альтернативными, заботы о будущем поколении | Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей. | 3 | 3 | |
Население мира | Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. | Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | 6 | 3 | |
3 | География мирового хозяйства | Ф Формировать понимание взаимосвязиресурсообеспеченностью и развитием страны. Как зависит мировая торговля от центров развития определенной промышленности. Формировать умение видеть Влияние мирового хозяйства на политические процессы и политика на мировое хозяйство. | Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. | выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | 14 | 7 |
4 | Географический облик регионов и стран мира | Формирование понятия географический регион. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала | Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в курсе географии; формирование и развитие мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Коммуникативные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | 2 | 3 |
5 | Зарубежная Европа | Классифицировать страны в соответствии с выбранными признаками: по форме правления, по территориальному устройству, геоположению и т.д. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. | Ставить учебные задачи, Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции, развитие природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов, явлений | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | 8 | 3 |
6 | Зарубежная Азия | Формировать понимание,геополитический образ страны, бережное отношение к природе планеты, осознание о исчерпаемости ресурсов на планете, замене их альтернативными, заботы о будущем поколении Формировать понятие специализация страны, изучить принципы формирования экспорта и импорта стран. | Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации при работе в группе • Определять проблему и способы ее решения; при работе в парах | 10 | 4 |
7 | Америка | Ф ормировать у обучающихся понятия мирового народонаселения, его законов изменения численности и последствий. В разных странах. Осознать зависимость демографической политики разных стран | Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. | выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | 6 | 4 |
8 | Африка | Формировать умение видеть Влияние мирового хозяйства на политические процессы и политика на мировое хозяйство. Формировать у обучающихся понятия мирового народонаселения, его законов изменения численности и последствий. В разных странах. Осознать зависимость демографической политики разных стран | Структурировать информацию Определять проблему и способы ее решения; Владеть навыками анализа и синтеза; представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; работа с текстом и внетекстовыми компонентами:составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); | Формировать принципы патриотизма, социальной справедливости, толерантности и национальной идентичности . | 4 | 2 |
9 | Австралия и Океания | 2 | 1 | |||
10 | Россия в современном мире | Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потен- циал России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов. Россия в мировой экономике. | представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; работа с текстом и внетекстовыми компонентами:составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); | Формировать ценности гражданственности и патриотизма в сознании юных россиян были увязаны с любовью к Отечеству и полноценным восприятием себя как гражданина России, наделенного конституционными правами и обязанностями | 8 | 2 |
11 | Насущные проблемы человечества | Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические, социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем | использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Определять проблему и способы ее решения; при работе в парах | 4 | 1 |
- Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу географии.
10 - А класс
Раздел | № урока | Тема | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
I. Введение (1 час) | 1 | Уникальная роль географии | ||
II. Природа и человек в современном мире (2 часа) | 2 | Природные условия и природные ресурсы | ||
3 | Взаимодействие общества и природной среды. География природопользования. Обобщение знаний по разделу | |||
III. Население мира (3 часа) | 4 | Численность и воспроизводство населения | ||
5 | Основные характеристики населения | |||
6 | Уровень и качество жизни населения. Обобщение знаний по разделу | |||
IV. География мирового хозяйства (7 часов) | 7 | Современная характеристика особенностей развития мирового хозяйства | ||
8 | Влияние НТР, процессов глобализации на разных этапах развития мирового хозяйства | |||
9 | Характеристика основных отраслей первичной сферы | |||
10 | Отрасли обрабатывающей промышленности | |||
11 | Мировая транспортная система – основа МГРТ | |||
12 | Современные мирохозяйственные связи и их основные формы | |||
13 | Обобщение знаний по разделу | |||
V.Многоликая планета (20 часов) Европа (4 часа) | 14 | Критерии выделения историко-географических регионов. Геополитический образ мира. Общая характеристика Европы | ||
15 | Северная Европа | |||
16 | Средняя Европа | |||
17 | Южная Европа | |||
18 | Восточная Европа. Обобщение знаний по разделу | |||
Зарубежная Азия (6 часов) | 19 | Место Зарубежной Азии в современном мире | ||
20 | Внутренние региональные различия зарубежной Азии. Юго-Западная Азия | |||
21 | Южная Азия. Индия | |||
22 | Юго-Восточная Азия. Индонезия. | |||
23 | Восточная Азия. Китай. Япония. Республика Корея | |||
24 | Центральная Азия и Закавказье. Обобщение знаний по разделу | |||
Америка (4 часа) | 25 | Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки | ||
26 | Северная Америка. Прстранственный рисунок хозяйства США | |||
27 | Индустриализация в Латинской Америке. Бразилия | |||
28 | Мезоамерика. – территория на стыке двух Америк Обобщение знаний по разделу | |||
Африка (2 часа) | 29 | Африка в современном мире Географическое наследие Африки | ||
30 | Географические субрегионы Африки. ЮАР. | |||
Австралия и Океания. (1 час) | 31 | Австралия и Океания | ||
VI. Россия в мире (1 час) | 32 | Геополитическое положение России.Россия в мировой экономике | ||
33 | Обобщение по разделу «Многоликая планета» | |||
VIII. Глобальные проблемы человечества (1 час) | 34 | Общая характеристика глобальных проблем современности | ||
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу географии.
10 - Б класс
Раздел | № урока | Тема | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
I. Введение (1 час) | 1 | Уникальная роль географии | ||
II. Природа и человек в современном мире (2 часа) | 2 | Природные условия и природные ресурсы | ||
3 | Взаимодействие общества и природной среды. География природопользования. Обобщение знаний по разделу | |||
III. Население мира (3 часа) | 4 | Численность и воспроизводство населения | ||
5 | Основные характеристики населения | |||
6 | Уровень и качество жизни населения. Обобщение знаний по разделу | |||
IV. География мирового хозяйства (7 часов) | 7 | Современная характеристика особенностей развития мирового хозяйства | ||
8 | Влияние НТР, процессов глобализации на разных этапах развития мирового хозяйства | |||
9 | Характеристика основных отраслей первичной сферы | |||
10 | Отрасли обрабатывающей промышленности | |||
11 | Мировая транспортная система – основа МГРТ | |||
12 | Современные мирохозяйственные связи и их основные формы | |||
13 | Обобщение знаний по разделу | |||
V.Многоликая планета (20 часов) Европа (4 часа) | 14 | Критерии выделения историко-географических регионов. Геополитический образ мира. Общая характеристика Европы | ||
15 | Северная Европа | |||
16 | Средняя Европа | |||
17 | Южная Европа | |||
18 | Восточная Европа. Обобщение знаний по разделу | |||
Зарубежная Азия ( 6 часов) | 19 | Место Зарубежной Азии в современном мире | ||
20 | Внутренние региональные различия зарубежной Азии. Юго-Западная Азия | |||
21 | Южная Азия. Индия | |||
22 | Юго-Восточная Азия. Индонезия. | |||
23 | Восточная Азия. Китай. Япония. Республика Корея | |||
24 | Центральная Азия и Закавказье. Обобщение знаний по разделу | |||
Америка (4 часа) | 25 | Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки | ||
26 | Северная Америка. Прстранственный рисунок хозяйства США | |||
27 | Индустриализация в Латинской Америке. Бразилия | |||
28 | Мезоамерика. – территория на стыке двух Америк Обобщение знаний по разделу | |||
Африка (2 часа) | 29 | Африка в современном мире Географическое наследие Африки | ||
30 | Географические субрегионы Африки. ЮАР. | |||
Австралия и Океания. (1 час) | 31 | |||
VI. Россия в мире (1 час) | 32 | Геополитическое положение России.Россия в мировой экономике | ||
33 | Обобщение по разделу «Многоликая планета» | |||
VIII. Глобальные проблемы человечества (1 час) | 34 | Общая характеристика глобальных проблем современности | ||
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу географии.
10 – В класс
Раздел | № урока | Тема | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
I. Введение (1 час) | 1 | Уникальная роль географии | ||
II. Природа и человек в современном мире (2 часа) | 2 | Природные условия и природные ресурсы | ||
3 | Взаимодействие общества и природной среды. География природопользования. Обобщение знаний по разделу | |||
III. Население мира (3 часа) | 4 | Численность и воспроизводство населения | ||
5 | Основные характеристики населения | |||
6 | Уровень и качество жизни населения. Обобщение знаний по разделу | |||
IV. География мирового хозяйства (7 часов) | 7 | Современная характеристика особенностей развития мирового хозяйства | ||
8 | Влияние НТР, процессов глобализации на разных этапах развития мирового хозяйства | |||
9 | Характеристика основных отраслей первичной сферы | |||
10 | Отрасли обрабатывающей промышленности | |||
11 | Мировая транспортная система – основа МГРТ | |||
12 | Современные мирохозяйственные связи и их основные формы | |||
13 | Обобщение знаний по разделу | |||
V.Многоликая планета (20 часов) Европа (4 часа) | 14 | Критерии выделения историко-географических регионов. Геополитический образ мира. | ||
15 | Северная Европа | |||
16 | Средняя Европа | |||
17 | Южная Европа | |||
18 | Восточная Европа. Обобщение знаний по разделу | |||
Зарубежная Азия (6 часов) | 19 | Место Зарубежной Азии в современном мире | ||
20 | Внутренние региональные различия зарубежной Азии. Юго-Западная Азия | |||
21 | Южная Азия. Индия | |||
22 | Юго-Восточная Азия. Индонезия. | |||
23 | Восточная Азия. Китай. Япония. Республика Корея | |||
24 | Центральная Азия и Закавказье. Обобщение знаний по разделу | |||
Америка (4 часа) | 25 | Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки | ||
26 | Северная Америка. Прстранственный рисунок хозяйства США | |||
27 | Индустриализация в Латинской Америке. Бразилия | |||
28 | Мезоамерика. – территория на стыке двух Америк Обобщение знаний по разделу | |||
Африка (2 часа) | 29 | Африка в современном мире Географическое наследие Африки | ||
30 | Географические субрегионы Африки. ЮАР. | |||
Австралия и Океания. (1 час) | 31 | |||
VI. Россия в мире (1 час) | 32 | Геополитическое положение России.Россия в мировой экономике | ||
33 | Обобщение по разделу «Многоликая планета» | |||
VIII. Глобальные проблемы человечества (1 час) | 34 | Общая характеристика глобальных проблем современности | ||
- Планируемые результаты изучения учебного курса (предмета) «География» в 10-11классе
Ученик научится:
-осознавать роль географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
-освоению системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими ему самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать географические умения:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
-использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
-пониманию смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим каждой школе, а его оборудование должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное помещение — предназначенное для хранения учебного оборудования. Основа кабинета — рабочие места для учителя и учащихся.
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения практических занятий;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- графопроектор,
- аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видео- информации,
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- интерактивную доску,
- коллекцию медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет
- комплект географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
- библиотеку учебной, програмно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. Д
Список литературы
1. Ким Э.В., Кузнецов А.П. География. Базовый уровень.10 - 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений./Э.В.Ким, А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2013.
2.Атлас. Экономическая и социальная география мира с комплектом контурных карт.
3. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6- 11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012
4. Дополнительная литература 1. Программно-методические материалы. География. 10—11 кл./Сост. В. И.Сиротин, М.: Дрофа, 2012.
5. Пятунин В. Б.Контрольные и проверочные работы по географии.6— 11 классы: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 2013.
6.Кузнецов А. П. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10-11 кл. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 64 с.: ил., карт.
8. М.: Дрофа, 8. Контурные карты. 10 класс. География. М: Дрофа,
9. География. Методические рекомендации. 10-11классы. Базовый уровень. В.П. Максаковский, Д.В. Заяц. М.: Просвещение 2020г.
10. География. Книга для учителя. 10-11 классы. Углубленный уровень. В.Н. Холина. М.: Дрофа 2014г.
11. География. Рабочая тетрадь. 11 класс. В.Н. Холина. М.: Дрофа 2016г.
12. География. Контрольно-измерительные материалы. 10-11 класс. Составитель Яковлева В.Н. Волгоград, Издательство «Учитель». 2018г.
Интернет-ресурсы:
- http//www.edu.ru
- http://festival.1september.ru
- http://www.eidos.ru/
- http//www.rsci.ru
- http//www.eidos.ru/olimp/
- http//www.animashki.ru
- http//www.gramma.ru
- http// www.rgub.ru
- http//ege.edu.ru
- http//www.edic.ru
- http//www.rubricon.ru
- http//www.abitur.nica.ru
- http//www.edunews.ru
- http//www.slova.ndo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа учебно-воспитательной деятельности 2020-2021гг.
Рабочая программа...