Работа с картографическим материалом как одно из средств формирования УУД на уроках географии
учебно-методический материал по географии
Мастер класс для учителей географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_rmo_master_klass.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание РМО ( 27.10 2019 г.)
Мастер-класс для учителей географии.
Учитель географии: ЛигоцкаяС.И.
МБОУ «ООШ п.Осаново-Дубовое»
«Работа с картографическим материалом как одно из средств формирования УУД на уроках географии"
Карта должна быть источником новых знаний и одним из средств формирования и конкретизации географических понятий. Таких целей можно добиться строго продуманной системой работы с географической картой. Поэтому очень важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Степень сложности таких вопросов различна и зависит от возраста, класса и подготовки учащихся. Основное их отличие от простого вопроса «показать» - это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важен отбор наиболее полезных, интересных вопросов, требующих самостоятельных выводов и умозаключений. Если вопрос интересен и нов, учащиеся охотно поразмыслят над ним не только в классе, но и дома. Однако делать логические умозаключения по карте сможет только тот, кто научился ее читать, замечать на ней все – от общих закономерностей до едва заметных деталей. Поэтому наряду с постановкой вопросов, требующих логических умозаключений, нужны вопросы, которые учили бы наблюдать, схватывать легенду карты и замечать на ней главное, существенное.
Таким образом, важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты. Можно выделить три уровня чтения карты:
1. школьники знают и могут показать составляющие элементы карты;
2. учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей;
3. учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.
Универсальное умение анализировать карту формируется именно на третьем уровне. В словаре русского языка С.И. Ожегова написано: «Анализ – а) Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. б) Всесторонний разбор, рассмотрение».
Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинно-следственные связи, умение характеризовать природный, явление. Например:
Найти на карте Атлантический океан горы.
Показать на карте маршрут путешествия.
Используя карту дать характеристику природы Антарктиды.
География — предмет живой: карта мира постоянно перекраивается, меняется расстановка сил, мы продолжаем осваивать природу. Все это необычайно интересно, если, во-первых, следить за новостями, и во-вторых, не бояться говорить с учениками на взрослые, сложные, важные темы. Каждый должен освоить картографические умения: читать и понимать карту, знать условные знаки, номенклатуру обозначений, освоить азы топографии.
Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[1,с.2 ]
В программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока:
- Личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
- Познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
- Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии ведётся в следующих направлениях:
1). Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Например, могут быть предложены вопросы и задания:
- Почему точка А и точка В расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?
- Что является причиной разнообразных форм рельефа на территории России??
- На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России;
- Анализируя климатическую карту России, ответить на вопрос: «Почему средняя температура января в Мурманске выше, чем во Владивостоке?»
- Задание "Здесь был я”. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родному краю, иллюстрируя рассказ фотографиями. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом.
Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии. Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Пример заданий с географической картой:
- Найти на карте крупнейшие горы мира, сравнить их по высоте, объяснить зависимость высоты гор и возраста гор, объяснить положение гор на тектонической карте (6 класс).
- Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма, объяснить причину их расположения (6, 7 класс)
- Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки (6 класс).
- Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых ( практическая работа при изучении Географии России в 8 классе.
- Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Южной Америки (7 класс), Дальнего Востока (8-9 класс) .
Умение сравнивать. «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский. Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.
- Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
- Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
- Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.
На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.
Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности. Необходимо не только провести классификацию, но и объяснить почему именно так.
- Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.
(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
- Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
- Разделите слова на группы несколькими способами:
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.
( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
2). Работа в контурных картах:
1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
4. Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ (задание: проложите по контурной карте туристический маршрут через города Северо-Запада. В какой последовательности, и по каким территориям он будет проходить? Чем он интересен?).
5. В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм.
3). Построения графиков.
4). Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны» Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения, (умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)
5). Презентации учеников, формируют умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.
Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников (работа в группах или парах). Например: сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу оценку, оспаривают, при необходимости, оценку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь тетрадями с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.… В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Список литературы:
1. Родыгина, О. А. Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России».
Список использованной литературы
- Климанова О.А.География в цифрах. 6-10 классы. - М.: Дрофа, 2009.
- Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2000.
- Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 1992.
- Шейкин А.Л. Повесть о карте. - Л.: Детская литература, 1976.
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов http://marafonmpgu.blogspot.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности
Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере с...
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...
Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории
Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...
Методическая разработка. "Теория развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках географии".
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информаци...
Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»
Примеры использования проектной деятельности на уроках географии при изучении курса "География России"....