Открытый урок по географии в 8 классе по теме: «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»
методическая разработка по географии (8 класс)

Открытый урок в соотвествии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_v_8_klasse.docx56.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 8 классе по теме:

«Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»

Цель и задачи:

  1. Дать оценку влияния климатических условий на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
  2. Сформировать знания об агроклиматических ресурсах  и их особенностях на территории Бурятии.
  3. Выявить теплолюбивые и холодоустойчивые культуры родного края и неблагоприятные климатические явления.

Средства обучения:

Карты России, компьютер, презентация по теме, атлас Бурятии.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Фронтальный опрос (слайды 3-9)
  1. Что такое климат?
  2. Что такое погода?
  3. Назовите основные климатические пояса, в которых расположена территория России? (арктический, умеренный)
  4. Перечислите переходные климатические пояса территории России? (субарктический, субтропический)
  5. Какие вы знаете типы климатов умеренного пояса?
  6. Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека?
  7. Для чего составляется прогноз погоды?
  8. Представителям, каких профессий он особенно важен?
  9. В каких климатических поясах наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека?
  10. тест (слайд 10-11)
  1. Изучение нового материала.  (слайды  12-21)

Учитель: Территория нашей страны большая, она расстилается от берегов Северно-Ледовитого океана до Черноморского побережья, от Балтии – на западе и до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень разнообразны. Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают влияние климата и его особенности. Климат влияет на природные условия (слайд 12) Учащиеся заполняют таблицу при просмотре презентации (слайды13-20)

        

         На что влияет климат?  

         В первую очередь климат влияет  на людей и их здоровье!

          Выступление учащихся

 И всё же, человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений – ураганов, бурь, ливней, снегопадов.

 Но есть места, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающе воздействие на человека. Где находятся такие места?

Ответы уч-ся: (Черноморское побережье, побережье Азовского моря, район Кавказских Минеральных вод)

Учитель: Работа, какого вида транспорта зависит от климата?

Все виды транспорта  в очень большой зависимости от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы затрудняют судоходство. Грозы и туманы становятся непреодолимым препятствием для авиации. А что мешает ж/д транспорту?  ( Снежные заносы).

Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов, технических сооружений. Так во всех районах севера Европейской части и Сибири, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон, толщина стен достигает 1,5 метра. От климатических условий зависит продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий.

     Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. С/х культуры могут давать высокие  устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории.

     На территории лесной зоны, где короткое, прохладное, влажное лето выращивается лён, овёс, рожь, ячмень.

      А вот в степной зоне, где обилие тепла, света выращивают пшеницу, кукурузу,  свёклу, бахчевые культуры, много садов, виноградников. А в районах, где много тепла и много дождей, выращивают такие ценные субтропические культуры, как чай, лимоны, мандарины.

 Учитель: Вспомните, в какой зоне мы живём? Какие с/х культуры выращивают в нашей республики.  ( Показать карту Бурятии)

Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой +10С;
  • сумма температур за этот период;
  • коэффициент увлажнения;
  • снежный покров.

                        ( уч-ся делают записи в тетради)

        Значит, обилие тепла, солнечного света, влаги в сочетании с плодородными почвами – большое богатство страны. И агроклиматические ресурсы влияют на развитие с/х производства.

Задание для уч-ся: По картам атласа определите районы России с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами. (Это средняя полоса и юг Русской равнины, Южный Урал, юг Западной Сибири, крайний юг Восточной Сибири, Приморский край).

       Физминутка

  1. Практическая работа.

Учитель: С климатом связано выращивание с/хоз-ых растений. Определите по картам атласа Бурятии какие растения выращиваются на территории республики, какие растения выращиваете  вы или ваши родители

(Учащиеся делятся на 3 группы и выполняют практическую работу по учебнику и атласу – составляют перечень различных растений называют холодоустойчивые и теплолюбивые культуры и неблагоприятные климатические явления).

1 группа – засухи, суховеи

2 группа – ураганы и пыльные бури

3 группа – заморозки, градобои, гололёды.

                  Характеристику этим опасным явлениям предлагает учитель:

  1. Описание явления.
  2. Причины явления.
  3. Последствия для жизни и деятельности человека.
  4. Мероприятия по борьбе с данным явлением.

Дети выступают с сообщениями и составляют на доске схему по теме:                               «Неблагоприятные климатические явления».

     

 Учитель: Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности?

 Ответ уч-ся: Мы видим, что неблагоприятные климатические явления приносят большой вред c/х. И это является большой проблемой для хозяйства всей страны.

Учитель: Что надо делать, чтобы уменьшить их влияние?

Ответ уч-ся:

  1.  Составлять прогноз погоды.
  2. Посадка лесных полос.
  3. Современные способы обработки почв.
  4. Накопление влаги.
  5. Орошение полей.  
  1. Закрепление

Географический диктант.

  1. Понижение температуры воздуха ниже нуля весной и осенью.  (Заморозок)
  2. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.  (Сильные морозы)
  3. Осадки в виде частиц льда.  (Град)
  4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью. (Гололёд)
  5. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.  (Туман)
  6. Жаркий, сухой сильный ветер, длящийся несколько дней.  (Суховей)
  7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. (Ураган)
  8. Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.  (Засуха)

   Рефлексия Учащиеся определяют свой уровень усвоения материала.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.§11 , вопрос 5 (письменно)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

 География

Класс

8

Тема урока

«Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»

Цели урока:

- Пользуясь планом, дать характеристику  климатических условий  каждого климатического  пояса России с их оценкой    для жизни  и деятельности человека.

-  Создать условия для формирования  представлений  об агроклиматических ресурсах.

-Познакомить с неблагоприятными  климатическими  условиями, их причинами  и географией распространения в нашей стране

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- Обучающиеся смогут:

 дать  характеристику  каждому климатическому поясу.

Дать понятие  что такое агроклиматические ресурсы.

Метапредметные

-Обучающиеся смогут :

 определить наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека на основе анализа карт

адаптация человека к неблагоприятным условиям страны

Личностные

Обучающиеся смогут:

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Агроклиматиские  ресурсы, засуха, гололед, заморозок,суховей

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Вступительное слово  учителя  о разнообразии климатических  условий в нашей стране.

Фронтальный опрос по теме «Климат»

Индивидуальные карточки для слабых обучающихся

Деятельность обучающихся

Обучающиеся  слушают.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Работа с карточками.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Задает вопрос :

Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем выявляют опасные явления  и предлагают меры по уменьшению их влияния .

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

-Рассказ учителя  о разнообразии климатических условий в России в сопровождении  презентации .

-Информация учителя о влиянии климата на работу транспорта, строительство, здоровье человека, сельское хозяйство.

-Агроклиматические ресурсы  (понятие)

Деятельность обучающихся

Слушают, смотрят и заполняют схему в тетради

Обучающиеся  записывают в тетрадь определение понятия .

Работа с картами атласа : определение районов  России с благоприятными агроклиматическими ресурсами.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает самостоятельную практическую работу «Характеристика неблагоприятных климатических явлений»  по группам, используя в соей работе :учебник, атлас и план характеристики  этих опасных явлений.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся самостоятельно по группам выполняют работу.

По окончании работы заслушиваются выступления  представителей из групп.

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?  Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания  выполним географический диктант.

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

8 ЭТАП Домашнее задание.   П.11,вопрос 5 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хозяйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и д...

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хоз яйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и ...

Открытый урок по географии 9 класса на тему "Западно-Сибирский экономический район"

Учебник "География России.Население и хозяйство" В.П.Дронов, В.Я.Ром...

Открытый урок по географии 5 класс по теме "Путешествие по Евразии"

Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося....

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»

Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие  ...

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность ч...