Открытый урок по географии в 8 классе по теме: «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»
методическая разработка по географии (8 класс)
Открытый урок в соотвествии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_v_8_klasse.docx | 56.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 8 классе по теме:
«Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»
Цель и задачи:
- Дать оценку влияния климатических условий на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
- Сформировать знания об агроклиматических ресурсах и их особенностях на территории Бурятии.
- Выявить теплолюбивые и холодоустойчивые культуры родного края и неблагоприятные климатические явления.
Средства обучения:
Карты России, компьютер, презентация по теме, атлас Бурятии.
Ход урока
- Орг. момент
- Фронтальный опрос (слайды 3-9)
- Что такое климат?
- Что такое погода?
- Назовите основные климатические пояса, в которых расположена территория России? (арктический, умеренный)
- Перечислите переходные климатические пояса территории России? (субарктический, субтропический)
- Какие вы знаете типы климатов умеренного пояса?
- Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека?
- Для чего составляется прогноз погоды?
- Представителям, каких профессий он особенно важен?
- В каких климатических поясах наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека?
- тест (слайд 10-11)
- Изучение нового материала. (слайды 12-21)
Учитель: Территория нашей страны большая, она расстилается от берегов Северно-Ледовитого океана до Черноморского побережья, от Балтии – на западе и до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень разнообразны. Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают влияние климата и его особенности. Климат влияет на природные условия (слайд 12) Учащиеся заполняют таблицу при просмотре презентации (слайды13-20)
На что влияет климат?
В первую очередь климат влияет на людей и их здоровье!
Выступление учащихся
И всё же, человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений – ураганов, бурь, ливней, снегопадов.
Но есть места, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающе воздействие на человека. Где находятся такие места?
Ответы уч-ся: (Черноморское побережье, побережье Азовского моря, район Кавказских Минеральных вод)
Учитель: Работа, какого вида транспорта зависит от климата?
Все виды транспорта в очень большой зависимости от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы затрудняют судоходство. Грозы и туманы становятся непреодолимым препятствием для авиации. А что мешает ж/д транспорту? ( Снежные заносы).
Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов, технических сооружений. Так во всех районах севера Европейской части и Сибири, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон, толщина стен достигает 1,5 метра. От климатических условий зависит продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий.
Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. С/х культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории.
На территории лесной зоны, где короткое, прохладное, влажное лето выращивается лён, овёс, рожь, ячмень.
А вот в степной зоне, где обилие тепла, света выращивают пшеницу, кукурузу, свёклу, бахчевые культуры, много садов, виноградников. А в районах, где много тепла и много дождей, выращивают такие ценные субтропические культуры, как чай, лимоны, мандарины.
Учитель: Вспомните, в какой зоне мы живём? Какие с/х культуры выращивают в нашей республики. ( Показать карту Бурятии)
Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают:
- продолжительность периода со среднесуточной температурой +10С;
- сумма температур за этот период;
- коэффициент увлажнения;
- снежный покров.
( уч-ся делают записи в тетради)
Значит, обилие тепла, солнечного света, влаги в сочетании с плодородными почвами – большое богатство страны. И агроклиматические ресурсы влияют на развитие с/х производства.
Задание для уч-ся: По картам атласа определите районы России с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами. (Это средняя полоса и юг Русской равнины, Южный Урал, юг Западной Сибири, крайний юг Восточной Сибири, Приморский край).
Физминутка
- Практическая работа.
Учитель: С климатом связано выращивание с/хоз-ых растений. Определите по картам атласа Бурятии какие растения выращиваются на территории республики, какие растения выращиваете вы или ваши родители
(Учащиеся делятся на 3 группы и выполняют практическую работу по учебнику и атласу – составляют перечень различных растений называют холодоустойчивые и теплолюбивые культуры и неблагоприятные климатические явления).
1 группа – засухи, суховеи
2 группа – ураганы и пыльные бури
3 группа – заморозки, градобои, гололёды.
Характеристику этим опасным явлениям предлагает учитель:
- Описание явления.
- Причины явления.
- Последствия для жизни и деятельности человека.
- Мероприятия по борьбе с данным явлением.
Дети выступают с сообщениями и составляют на доске схему по теме: «Неблагоприятные климатические явления».
Учитель: Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности?
Ответ уч-ся: Мы видим, что неблагоприятные климатические явления приносят большой вред c/х. И это является большой проблемой для хозяйства всей страны.
Учитель: Что надо делать, чтобы уменьшить их влияние?
Ответ уч-ся:
- Составлять прогноз погоды.
- Посадка лесных полос.
- Современные способы обработки почв.
- Накопление влаги.
- Орошение полей.
- Закрепление
Географический диктант.
- Понижение температуры воздуха ниже нуля весной и осенью. (Заморозок)
- Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. (Сильные морозы)
- Осадки в виде частиц льда. (Град)
- Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью. (Гололёд)
- Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. (Туман)
- Жаркий, сухой сильный ветер, длящийся несколько дней. (Суховей)
- Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. (Ураган)
- Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха. (Засуха)
Рефлексия Учащиеся определяют свой уровень усвоения материала.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.§11 , вопрос 5 (письменно)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Предмет | География | Класс | 8 | ||
Тема урока | «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы» | ||||
Цели урока: | - Пользуясь планом, дать характеристику климатических условий каждого климатического пояса России с их оценкой для жизни и деятельности человека. - Создать условия для формирования представлений об агроклиматических ресурсах. -Познакомить с неблагоприятными климатическими условиями, их причинами и географией распространения в нашей стране | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные - Обучающиеся смогут: дать характеристику каждому климатическому поясу. Дать понятие что такое агроклиматические ресурсы. | Метапредметные -Обучающиеся смогут : определить наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека на основе анализа карт адаптация человека к неблагоприятным условиям страны | Личностные Обучающиеся смогут: | |||
Решаемые учебные проблемы | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Агроклиматиские ресурсы, засуха, гололед, заморозок,суховей | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация | ||||
Образовательные интернет-ресурсы | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | |||||
Деятельность учителя Вступительное слово учителя о разнообразии климатических условий в нашей стране. Фронтальный опрос по теме «Климат» Индивидуальные карточки для слабых обучающихся | Деятельность обучающихся Обучающиеся слушают. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя Работа с карточками. | ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя - Задает вопрос : Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности? | Деятельность обучающихся - Вступая в диалог с учителем выявляют опасные явления и предлагают меры по уменьшению их влияния . | ||||
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||
Деятельность учителя Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. | ||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
| |||||
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план. | Деятельность обучающихся Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. | ||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||
Деятельность учителя -Рассказ учителя о разнообразии климатических условий в России в сопровождении презентации . -Информация учителя о влиянии климата на работу транспорта, строительство, здоровье человека, сельское хозяйство. -Агроклиматические ресурсы (понятие) | Деятельность обучающихся Слушают, смотрят и заполняют схему в тетради Обучающиеся записывают в тетрадь определение понятия . Работа с картами атласа : определение районов России с благоприятными агроклиматическими ресурсами. | ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя Предлагает самостоятельную практическую работу «Характеристика неблагоприятных климатических явлений» по группам, используя в соей работе :учебник, атлас и план характеристики этих опасных явлений. | Деятельность обучающихся Обучающиеся самостоятельно по группам выполняют работу. По окончании работы заслушиваются выступления представителей из групп. | ||||
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». | |||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания выполним географический диктант. | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. | ||||
8 ЭТАП Домашнее задание. П.11,вопрос 5 (письменно) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"
Изучение влияния климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и д...
География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"
Изучение влияния климата на здоровье и хоз яйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и ...
Открытый урок по географии 9 класса на тему "Западно-Сибирский экономический район"
Учебник "География России.Население и хозяйство" В.П.Дронов, В.Я.Ром...
Открытый урок по географии 5 класс по теме "Путешествие по Евразии"
Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося....
Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"
Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...
Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие ...
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность ч...