Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Задачи:
Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;
Развивающие: Развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,
развитие пространственного воображения, памяти, мышления;
Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.
Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: путешествие с элементами технологии развития критического мышления и ИКТ
Вид занятия: изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии 8 класс | 40.62 КБ |
Презентация к уроку | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
Дата «16.01.19»
Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;
Развивающие: Развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,
развитие пространственного воображения, памяти, мышления;
Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.
Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: путешествие с элементами технологии развития критического мышления и ИКТ
Вид занятия: изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта России, , карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.
План занятия
1.Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
- Изучение нового материала
- Этап первичного закрепления
- Этап обобщения и систематизации материала.
- Этап подведения итогов и рефлексия
- Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
ХОД занятия
- Организационный момент.
Русский поэт М. Ю. Лермонтов написал такие проникновенные строки:
Но я люблю - за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье;
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям...
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины. Но для этого нам необходимы знания, ранее полученные в пути следования. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 83), на которой изображены все крупные природные регионы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать инностранцам о границе России? Уточните границу нашей Родины, которая проходит по Восточно- Европейской равнине»
- Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.
- Фронтальная работа с классом
- Задание : Работа со слайдами (задания загадки озера)
А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)
Б) Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево . (Онежское)
Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)
Проверка работ по карточкам «Природные зоны» дополнительный вопрос: Вспомните определение природной зоны.
- Этап изучения нового материала
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления –
Это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий,
И путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Сегодня на занятии нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Атлантида».
Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции. Познакомившись с разными комплексами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.
Самостоятельная работа «Открытый лист путешественника»
- Задание: Установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?
Волга Атлантический океан
Дон Бассейн внутреннего стока
Нева Северно-Ледовитый океан
Ока
Печера
Северная Двина
Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания –Слайдовая презентация
По предложенному тексту параграфа 30 заполните таблицу.
Природная зона | Г.П. | Климат | Почвы | Растительность | Живот ный мир |
Рэп ф/минутка
- Этап первичного закрепления
Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.
- Этап обобщения и систематизации материала.
Учитель перед нами завершающий путь – путь опыта обвести полученные баллы в таблице
- Ход игры.
1. Географическое положение | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2. Рельеф | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
3. Внутренние воды | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4. Растительный и животный мир | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
5. Природные зоны | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
6. История Восточно – Европейской равнины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
1. Географическое положение:
10 - Какое место в мире занимает Восточно – Европейская равнина в мире? (второе, после Амазонской низменности)
20 – Водами каких морей омывается Восточно – Европейская равнина? (Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское, Азовское)
30 – На каком расстоянии простирается Восточно – Европейская равнина с севера на юг и с запада на восток? (2500, 1000)
40 – Назовите природные зоны Восточно – Европейская равнина? (тундра, тайга, лесостепь, степь)
50 – Какой рельеф преобладает в центральной части Восточно – Европейской равнины (Эрозийный)
2. Рельеф
10 – Какой рельеф преобладает на Восточно – Европейской равнине? (равнинный, лишь в Карелии и на Кольском полуострове складчатое строение)
20 – Из каких пород состоит «покрывало» на фундаментной плите и почему? (из осадочных)
30 – Назовите возвышенности и низменности на Восточно – Европейской равнине (Среднерусская, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская и Печорская низменность)
40 – Вопрос нужно отдать сопернику Какое второе название имеет на Восточно – Европейская равнина и почему? (Русская)
50 – Назовите самую большую высоту Восточно – Европейской равнины? (Валдайская возвышенность 340 метров над уровнем моря)
3. Внутренние воды
10 – Самые крупные озёра на Восточно – Европейской равнине? (Ильмень, Чудское, Псковское, Ладожское)
20 – Реки Восточно – Европейской равнине ( Волга, Днепр, Дон, северная Двина, Печора, Кама, Москва, Нева )
30 – Это озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. (озеро Ладожское)
40 – Какое море-озеро находится на Восточно – Европейской равнине? (Каспийское)
50 – Назовите 3 основные причины возникновения болот (переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малое испарение, замедленный сток)
4. Растительный и животный мир
10 – Фотовопрос. Назовите растение. В какой природной зоне оно встречается? (морошка, встречается в тундре)
20 – Фотовопрос Назовите представителей животного мира тайги – символа России? (бурый медведь)
30 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 30 баллов
40 – Какая птица является символом Москвы?(Сокол)
50 – Основной целью создания таких заповедников является сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ, а также генофонда растений и животных. Что это за природные участки? ( биосферный заповедник)
5. Природные зоны
10 – Какой природной зоне характерны эти животные (фото рыси, куницы, бурундука) (тайга)
20 – Какой природной зоне характерны эти растения (фото брусники, карликовой березы, ягеля) (тундра)
30 –С чем связано избыточное увлажнение тундры (с низкой испаряемостью)
40 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 40 баллов
50 –Какие деревья изображены на картине Шишкина «корабельная роща»? ( Сосны)
6. История Восточно – Европейской равнины
10 – Что дало начало названию Восточно – Европейской (Русской) равнине? (приток реки Днепр - Рось)
20 – Назовите древние города на Восточно – Европейской (Русской) равнине ? (Псков, Великий Новгород, Москва, Владимир, Ярославль, Рязань, Архангельск, Казань)
30 – Назовите места русской боевой славы на Восточно – Европейской равнине (Чудское озеро, Куликово, Бородинское, Прохоровское поля)
40 – В каком веке произошло объединение племён русь и других славянских племён? (в 5-6 веках)
50 – Русский учёный, поэт, родившийся в древнем городе Архангельск, именем которого назван университет в Москве? ( М.В. Ломоносов
Учащиеся выполняют тест (5 минут)
Работаем с тестом
- «Озерным краем» называют:
А. Лесные мореные равнины
Б. Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию
В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию
2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:
А) елово–пихтовые
Б) лиственничные
В) еловые и сосновые
3. Почти вся Карелия лежит в пределах
А) Балтийского щита
Б) Алданского щита
В) Плато Путорана
4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»
А) Водная эрозия
Б) Складчатые движения земной коры
В) Движение ледников
5. « Край лесов, болот и сосен» это
А) Карелия
Б) полесье
В) Малоземельская морено - морская территория
Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)
Все ответы правильные - «5»
Одна ошибка - «4»
Две ошибки - «3»
Домашнее задание:
параграф 30, таблица.
Творческое задание по теме.
Составить туристический буклет «По Русской равнине».
- Этап подведения итогов и рефлексия
Рефлексия
- Как я работал (а) на уроке?
- Самым интересным было…
- Что изучил нового?
- Ваши пожелания учителю.
Кто автор стихотворения?
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С. Есенин.
Открытый лист путешественника
Название отряда путешественников………………………………………….
Ф. И. ………………………………………………………………………………
1.Задание: установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?
Волга 1. Атлантический океан
Дон 2. Бассейн внутреннего стока
Нева 3.Северно-Ледовитый океан
Ока
Печера
Северная Двина
2.Задание: работа в тетрадях.
Природная зона | Г.П. | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир |
3.Задание: обвести полученные баллы
1. Географическое положение | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2. Рельеф | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
3. Внутренние воды | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4. Растительный и животный мир | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
5. Природные зоны | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
6. История Восточно – Европейской равнины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4.Задание:
Рефлексия
- Как я работал (а) на занятии?
…………………………………………………………………………………….
- Самым интересным было…
……………………………………………………………………………………
- Что изучил нового?
……………………………………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природный комплекс тундры и лесотундры
Тайга, смешанные и широколиственные леса
Лесостепи и степи
Полупустыни и пустыни
Памятники природы Карелия Водопад Кивач Онежское озеро Историко-архитектурный музей-заповедник Кижи Валдай Озеро Селигер Река Волга Девственные леса Коми
Охранять природу — значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Идя к будущему, человек должен заключить с природой союз и сохранять ее повсеместно. В первую очередь надлежит охранять растительный покров Земли — нашего зеленого друга.
Природная зона Г.П. Климат Почвы Растительность Живот ный мир
Домашнее задание: параграф 30, таблица. Творческое задание по теме. Составить туристический буклет «По Русской равнине».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"
На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...
Открытый урок в 5 классе по теме "Повторение курса географии 5 класса"
Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 5 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по систем...
Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение курса географии 6 класса"
Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 6 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по с...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Открытый урок в 6 классе на тему "Восточные славяне".
На основе анализа учебного материала подвести учащихся к выводу об особенностях расселения восточных славян, о трудностях освоения новых территорий. В результате работы над темой сформировать представ...
открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"
Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности; ...