Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Бессонова Светлана Алексеевна

Задачи:

Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

Развивающие: Развитие  у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

  Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости  Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: путешествие   с элементами  технологии развития критического мышления и ИКТ

Вид занятия: изучения нового материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской  равнины»

Дата «16.01.19»

Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

Развивающие: Развитие  у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

  Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости  Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: путешествие   с элементами  технологии развития критического мышления и ИКТ

Вид занятия: изучения нового материала.

 Оборудование: физическая карта России, , карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.

План занятия

    1.Организационный этап.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
  2. Изучение нового материала
  3. Этап первичного закрепления
  4. Этап обобщения и систематизации материала.
  5. Этап подведения итогов  и  рефлексия
  6. Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

                                       ХОД занятия

  1. Организационный момент.

Русский поэт М. Ю. Лермонтов написал такие проникновенные строки:

Но я люблю - за что, не знаю сам –

 Её степей холодное молчанье;

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям...

               Люблю дымок спаленной жнивы,

            В степи ночующий обоз

            И на холме средь желтой нивы

            Чету белеющих берез.

Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины.  Но для этого нам необходимы знания, ранее  полученные в пути следования. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 83), на которой изображены все крупные природные регионы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать инностранцам о границе России?  Уточните границу нашей Родины, которая проходит  по Восточно- Европейской  равнине»

  1. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

  1. Фронтальная  работа с классом
  1. Задание : Работа со слайдами (задания загадки   озера)

А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)

Б) Это озеро – самый крупный  природный пресноводный водоем  Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный  Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила  Дорога жизни  - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли  из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется  Нево . (Онежское)

Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло  знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения.  (Чудское)

Проверка работ по карточкам «Природные зоны»   дополнительный вопрос:  Вспомните определение  природной зоны. 

  1. Этап изучения нового материала

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления –

Это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый легкий,

И путь опыта – это путь самый горький.

                                                              Конфуций

Сегодня на занятии нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Атлантида».

Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы  и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители  Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции.  Познакомившись с разными комплексами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.

Самостоятельная работа «Открытый лист путешественника»

  1. Задание: Установите соответствие  между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

Волга                                                            Атлантический океан

Дон                                                               Бассейн внутреннего стока

Нева                                                              Северно-Ледовитый океан  

Ока

Печера

Северная Двина

   

Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания –Слайдовая презентация

По предложенному тексту параграфа 30 заполните  таблицу.

Природная зона

Г.П.

Климат

Почвы

Растительность

Живот

ный мир

        Рэп         ф/минутка

  1. Этап первичного закрепления

Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.

  1. Этап обобщения и систематизации материала.

Учитель перед нами  завершающий  путь – путь опыта обвести полученные баллы в таблице

  1. Ход игры.

1. Географическое положение

10

20

30

40

50

2. Рельеф

10

20

30

40

50

3. Внутренние воды

10

20

30

40

50

4. Растительный и животный мир

10

20

30

40

50

5. Природные зоны

10

20

30

40

50

6. История  Восточно – Европейской  равнины

10

20

30

40

50

1. Географическое положение:

10 -   Какое место в мире занимает Восточно – Европейская равнина в мире? (второе, после Амазонской низменности)

20 – Водами каких морей омывается Восточно – Европейская равнина? (Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское, Азовское)

30 – На каком расстоянии простирается  Восточно – Европейская равнина с севера на юг и с запада  на  восток?  (2500, 1000)

40 – Назовите природные зоны Восточно – Европейская равнина? (тундра, тайга, лесостепь, степь)

50 – Какой рельеф преобладает в центральной части  Восточно – Европейской  равнины (Эрозийный)

2. Рельеф

10 – Какой рельеф преобладает на Восточно – Европейской  равнине? (равнинный, лишь в Карелии и на Кольском полуострове складчатое строение)

20 – Из каких пород состоит «покрывало» на фундаментной плите и почему?  (из осадочных)

30 – Назовите возвышенности и низменности  на Восточно – Европейской  равнине (Среднерусская, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская и Печорская низменность)

40 – Вопрос нужно отдать сопернику  Какое второе название имеет  на Восточно – Европейская  равнина и почему? (Русская)

50 – Назовите самую  большую высоту   Восточно – Европейской  равнины? (Валдайская возвышенность 340 метров над уровнем моря)

3. Внутренние воды

10 – Самые крупные озёра на Восточно – Европейской  равнине? (Ильмень, Чудское, Псковское, Ладожское)

20 – Реки Восточно – Европейской  равнине ( Волга, Днепр, Дон, северная Двина, Печора, Кама, Москва, Нева )

30 – Это озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. (озеро Ладожское)

40 – Какое море-озеро находится на Восточно – Европейской  равнине? (Каспийское)

50 – Назовите 3 основные причины возникновения болот (переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малое испарение, замедленный сток)

4. Растительный и животный мир

10 – Фотовопрос. Назовите растение. В какой природной зоне оно встречается? (морошка, встречается в тундре)

20 – Фотовопрос Назовите представителей  животного мира тайги – символа России? (бурый медведь)

30 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается  на 30 баллов

40 – Какая птица является символом Москвы?(Сокол)

50 – Основной целью создания таких заповедников является сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ, а также генофонда растений и животных. Что это за природные участки? ( биосферный заповедник)

5. Природные зоны

10 – Какой природной зоне характерны эти животные (фото рыси, куницы, бурундука) (тайга)

20 – Какой природной зоне характерны эти растения  (фото брусники, карликовой березы, ягеля) (тундра)

30 –С чем связано избыточное увлажнение тундры (с низкой испаряемостью)

40 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается  на 40 баллов

50 –Какие деревья изображены на картине Шишкина «корабельная роща»? ( Сосны)

6. История  Восточно – Европейской  равнины

10 – Что дало начало названию  Восточно – Европейской (Русской)  равнине? (приток реки Днепр - Рось)

20 – Назовите древние города на Восточно – Европейской (Русской)  равнине ? (Псков, Великий Новгород, Москва, Владимир, Ярославль, Рязань, Архангельск, Казань)

30 – Назовите места русской боевой славы на Восточно – Европейской  равнине (Чудское озеро, Куликово, Бородинское, Прохоровское поля)

40 – В каком веке произошло объединение племён русь и других славянских племён?   (в 5-6 веках)

50 – Русский учёный, поэт, родившийся в древнем городе Архангельск, именем которого назван университет в Москве? ( М.В. Ломоносов

Учащиеся выполняют тест (5 минут)

Работаем с тестом

  1. «Озерным краем»  называют:

А. Лесные мореные равнины

 Б. Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию

В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

А) елово–пихтовые         

Б) лиственничные

В) еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

          А)   Балтийского щита

           Б) Алданского щита

           В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия

Б) Складчатые движения земной коры

В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия

Б) полесье

В) Малоземельская морено - морская территория

Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)

Все ответы правильные - «5»

Одна ошибка - «4»

Две ошибки - «3»

Домашнее задание:

параграф 30, таблица.

Творческое задание по теме.

Составить туристический буклет «По Русской равнине».

  1.  Этап подведения итогов  и  рефлексия

Рефлексия

- Как я работал (а) на уроке?

- Самым интересным было…

                                     - Что изучил нового?

-  Ваши пожелания учителю.

Кто автор стихотворения?

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С. Есенин.

Открытый лист путешественника

Название отряда путешественников………………………………………….

Ф. И.  ………………………………………………………………………………

1.Задание: установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

Волга                                                           1. Атлантический океан

Дон                                                              2. Бассейн внутреннего стока

Нева                                                             3.Северно-Ледовитый океан  

Ока

Печера

Северная Двина

2.Задание: работа в тетрадях.

Природная зона

Г.П.

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

3.Задание: обвести полученные баллы

1. Географическое положение

10

20

30

40

50

2. Рельеф

10

20

30

40

50

3. Внутренние воды

10

20

30

40

50

4. Растительный и животный мир

10

20

30

40

50

5. Природные зоны

10

20

30

40

50

6. История  Восточно – Европейской  равнины

10

20

30

40

50

4.Задание:

Рефлексия

- Как я работал (а) на занятии?

…………………………………………………………………………………….

- Самым интересным было…

……………………………………………………………………………………

     - Что изучил нового?

……………………………………………………………………………………….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины

Слайд 3

Природный комплекс тундры и лесотундры

Слайд 4

Тайга, смешанные и широколиственные леса

Слайд 5

Лесостепи и степи

Слайд 6

Полупустыни и пустыни

Слайд 7

Памятники природы Карелия Водопад Кивач Онежское озеро Историко-архитектурный музей-заповедник Кижи Валдай Озеро Селигер Река Волга Девственные леса Коми

Слайд 10

Охранять природу — значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Идя к будущему, человек должен заключить с природой союз и сохранять ее повсеместно. В первую очередь надлежит охранять растительный покров Земли — нашего зеленого друга.

Слайд 11

Природная зона Г.П. Климат Почвы Растительность Живот ный мир

Слайд 13

Домашнее задание: параграф 30, таблица. Творческое задание по теме. Составить туристический буклет «По Русской равнине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"

На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...

Открытый урок в 5 классе по теме "Повторение курса географии 5 класса"

Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 5 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по систем...

Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение курса географии 6 класса"

Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 6 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по с...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Открытый урок в 6 классе на тему "Восточные славяне".

На основе анализа учебного материала подвести учащихся к выводу об особенностях расселения восточных славян, о трудностях освоения новых территорий. В результате работы над темой сформировать представ...

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...