Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

 

 

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека; рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей; рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства; показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.

Развивающие: Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа; продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу; развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.

Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения; показать связь с реальной жизнью; воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека; расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения; формировать  патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование урока: физическая карты России; атлас 8 класса; учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._zavisimost_cheloveka_ot_klimata.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛИМАТА. АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока: 

Образовательные: Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека; рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей; рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства; показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.

Развивающие: Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа; продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу; развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.

Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения; показать связь с реальной жизнью; воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека; расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения; формировать  патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование урока: физическая карты России; атлас 8 класса; учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие; определение  отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация  знаний и умений

1. Индивидуальный опрос по карточкам 

2. Фронтальный  опрос

1. От чего зависит количество солнечной радиации?

2. Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации?

3. К чему приводит перемещение воздушных масс?

4. Какие типы воздушных масс перемещаются над террит. Рос.?

5. Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему?

6. Какой  фактор способствует проникновению арктических и атлантических воздушных масс в глубь страны и далеко на юг?

7. В каких климатических поясах расположена территория России?

8. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

9. Дайте характеристику Умеренному поясу

10. Назовите типы климатов которые  господствуют в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана?

11. Дайте краткую характеристику каждого типа.

12. Единица измерения обеспеченности территории влагой. Показывает избыточное, достаточное, скудное увлажнение.

13. Почему  самое холодное место не самой северной точке России? (в Оймяконе, инверсионная t0)

14. Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?

Какому типу климата соответствует описание.

15.  Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)

16. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренно-континентальный климат)

17. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)

18. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. Болота, ягелем покрытые, и гнус, деревьев нет нигде… (субарктический)

19. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)

20. По климатической карте атласа определить тип климата в следующих населён. пунктах России.

— Москва (умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);

— Мурманск (субтропический пояс);

— Хабаровск (муссонный климат);

— Анадырь (субарктический пояс);

— Волгоград (умеренный тип климата);

— Алтай (континентальный);

— Север Западной Сибири (субарктический пояс);

— Сахалин (муссонный климат);

— Остров Врангеля (арктический пояс);

— Камчатка (муссонный климат);

— Сихотэ-Алинь (муссонный климат).

III. Целеполагание и мотивация 

— Главная проблема урока: влияет ли климат на человека и как?

— Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность  людей?  

Работая сегодня на уроке мы с вами постараемся  доказать, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

IV. Изучение нового материала.      

1) Транспорт.   

При проектировании машин и орудий для работы вне помещений учитывают особенности климата. Так при низких  t металлы теряют свою прочность и разрушаются даже при небольших нагрузках. Высокие t воздуха в сочетании с большой солнечной радиацией, также выводят из строя  машины в обычном исполнении. Поэтому экстремальные природные условия заставляют разрабатывать новые технологии, использовать специальные материалы (например, легированные стали).

Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и  людей управляющих различными видами транспорта.

Для навигации морских  и  воздушных судов существует  три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.   

Транспорт одна из наиболее зависимых от погодных условий отраслей народного хозяйства.

1-авиационный; 2- морской; 3- автомобильный; 4- трубопроводный

2) Строительство.

— Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе?

  • Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.
  • Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами.
  •  А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

3) Россия в силу географического положения  несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство  и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

4) Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

5) Климатические условия оказывают влияние на одежду и типы питания людей.

  • Традиционная одежда, головные уборы и обувь народов севера изготавливается из оленьих шкур, которые хорошо сохраняют тепло и не продуваются ветром. Пища очень калорийная, животного происхождения.
  • Жители южных районов наоборот исп-т легкие ткани, а в национальных блюдах много овощей и круп.

Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)

— Какой вывод можно сделать? Наиболее комфортный климат - тот, в котором человек чувствует себя лучше всего -  на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают).

6) Особенно от климата зависит сельское хозяйство. 

В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности.

Изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. 

Агроклиматические ресурсы – свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. (в тетрадь).

Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Важнейшими  показателями  агроклиматических  ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

— Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат?

— Что может повлиять на потепление климата?

  • Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе  ТЭС.
  • Вырубка лесов.
  • Увеличение доли автомобильного транспорта.

7) Неблагоприятные климатические условия на территории России.

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия  жизни людей.

— Приведите примеры неблагоприятных климатический явлений: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни.

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления в России

засуха

Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков

Степные и полупустынные районы. Юго-восток России

суховеи

Жаркий (+25…+30ºС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней

Прикаспийская низменность, Северный Кавказ

Пыльная буря

Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы

Юг Русской равнины и Урала, Алтай

Ураган

Ветер огромной скорости (более 30м/с) и разрушительной силы

Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0ºС весной и осенью.

Повсеместно

Сильные морозы

Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова

Север и восток России

Град

Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55мм и больше)

Повсеместно, особенно юг Русской равнины

гололед

Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью.

повсеместно

туман

Скопление водяных капель в приземном слое.

Повсеместно.

 

V. Закрепление нового материала

— Какое влияние оказывает климат на здоровье и деятельность человека?

— Что такое агроклиматические ресурсы?

— Жаркий, сухой, сильный ветер (более 5 м/с), длящийся несколько дней.

— Осадки в виде частиц льда.

— Понижение температуры воздуха ниже 00С  весной и осенью.

— Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.

— Длительный период длящаяся сухая погода с высоко температурой воздуха.

— Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.

— Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.

— Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Климат может оказывать благоприятное, оздоровляющее воздействие на человека, и в таких местах организуют климатические курорты, санатории, здравницы

На огромной территории России климат настолько разнообразен, что наряду с благоприятным оказывает и противоположное воздействие на организм человека, на работу машин и орудий вне помещений, транспорта и т. д.  

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок в журнал.

— Сегодня на уроке мне понравилось…
— Меня особенно удивило то, что…
— До  сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…

VII. Домашнее задание. Параграф 11 учебника и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»

ВАРИАНТ 1

Вопрос

Ответ

1

Что такое циклон?

2

Что такое коэффициент увлажнения?

3

Что такое – суммарная солнечная радиация?

4

Определи по схемам, что изображено.

Выбери правильный ответ.

1. Циклон.

2. Антициклон. 

ВАРИАНТ 2

Вопрос

Ответ

1

Что такое антициклон?

2

Что такое испяряемость?

3

Какие виды воздушных масс господствуют над территорией России?

4

Определи по схемам, что изображено.

Выбери правильный ответ.

1. Циклон.

2. Антициклон. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хозяйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и д...

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хоз яйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и ...

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)....

Зависимость человека от климата

Разработка урока по географии в 8 классе...

Зависимость человека от климата

Зависимость человека от климата...

НОУ. Исследовательская работа\'\'Влияние агроклиматических ресурсов на сельскохозяйственную деятельность племзавода „Большемурашкинский’’. Решение продовольственной проблемы в России\'\'. Часть 1.

Дополняет эту исследовательскую работу фильм об ООО пленной завод  \'\'Большемурашкинский\'\', который можно посмотреть на главной странице сайта в разделе\'\'Видео\'\'. Этот фильм будет полезен при...