Внеурочная деятельность по географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Данная статья раскрыает важность внеурочной деятельности по географии в общеобразовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа по географии, как одно из средств повышения качества обучающихся по предмету география..
В последние десятилетия в преподавании географии накоплено множество традиционных форм и методов обучения, целесообразность их применения по-прежнему актуальна. В современных условиях педагогическое образование призвано быть гибким и систематически обновляться. Внедрение новых информационных технологий в преподавание учебных предметов является одним из приоритетных направлений инновационного образовательного учреждения. Необходимым условием профессиональной деятельности школьного учителя географии является поиск новых методов и технологий обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения обучающимися актуальной и обновляющейся информации. Но хочется отметить, что успех обучения во многом зависит не только от форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету.
Роль внеурочной работы по географии велика. Спецификой предмета является то, что именно география даёт человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живёт. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдение, работа на местности и т.д. [1]
В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсия, походы по родному краю, путешествия по разным территориям помогают лучше узнать природу, полюбить родную землю, научиться разумно использовать её богатства, ценить их и беречь.
Внеурочная работа строится на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.
Цель внеурочной работы обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Воспитать нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи внеурочной деятельности является:
-обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
-усиление интереса школьников к урокам географии и географическим наукам;
-развитие познавательного интереса, через привлечение средств занимательности, экскурсиями в природу и на производство.
-формирование личностных результатов: патриотизма, любви и уважения к Родине. Чувство гордости за родной край, Родину;
-формирование экологического сознания, уважительное и заботливое отношение к окружающей среде;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Внеурочная работа тесно взаимосвязана с уроками, но ведущее место принадлежит уроку. Необходимо соблюдать важное требование: внеурочная работа должна дополнять, углублять знания и умения учащихся, получаемые на уроках географии.
Работа проводимая во внеурочное время сводится не только к расширению кругозора школьников, но и углублению знаний по предмету, , подготовки будущей профессии, играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, умение организовать свою деятельность, учит самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
При внедрении внеурочной деятельности учителю необходимо четко спланировать и правильно организовать свою деятельность, наметить нужные формы внеурочной работы, как с группой учащихся, так и с отдельными учениками. При планировании необходимо учитывать индивидуальные интересы учащихся, их возрастные особенности. Так же обязательно нужно предусмотреть разнообразие методов и форм внеурочной работы по географии, обеспечить систематичность и последовательность в воспитании учащихся. Все мероприятия должны быть тщательно спланированы, они должны быть подчинены определённым задачам, поставленным на период учебного года.
На начальном этапе организации внеурочной деятельности по географии не следует браться за множество форм. Необходимо выбрать то, что доступно и реально выполнимо. Постепенно по мере изучения интересов учащихся, накопления опыта учитель расширяет виды внеурочной деятельности по географии и углубляет их содержание.[2]
При правильно спланированной внеурочной деятельности по предмету является:
-полная успеваемость по предмету;
-повышение интереса к изучению географии как науки;
-повышение работоспособности учащихся на уроке, быстрое восприятие нового материала;
-создание обстановки рабочего настроения, благоприятного микроклимата на уроке.
Особенностью внеурочной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой, экологией, обществознанием и др. Реализация межпредметных связей во внеурочной деятельности приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Так же позволяет решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года.[3]
Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции.
Массовые формы работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.
Важно при составлении планирования тематики внеучебной деятельности учитывать возрастные особенности школьников их потребности и интересы. Необходимо учесть, что доступность, посильность поставленных задач, успешное их выполнение, получение реальных результатов своего труда является важным стимулом для ребят любого возраста, окрыляют их, способствуют поддержанию и дальнейшему развитию интереса к предмету. И, напротив, в случае несоответствия выбранного содержания возрасту учащихся непосильность поставленных задач снижает интерес к внеурочной деятельности, а значит и к предмету в целом.
Таким образом, роль внеурочной работы по географии в процессе обучения и воспитания огромна.
Используемая литература:
- Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии /И.И. Баринова, Л.И.. Елховская, В.В. Николина: Под ре.И.И. Бариновой. – М.:Просвещение, 1999-157с.
- Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии:-М.:Просвещение 2007.-112с
- уок.рф library/rol_vneurochnoj_deyatelnosti_v…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...
Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...
Выступления учителя географии на педсовете «Требования к внеурочной деятельности по географии в рамках реализации ФГОС»
Один из методов саморазвития является выстцпление на педсоветах....
Внеурочная деятельность по географии "Карта - язык географии" 7 класс
quot;Карта - язык географии" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....