Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
учебно-методический материал по географии
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), письмом Минобрнауки России от 12.05 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО», методическими рекомендациями Николиной В.В., Липкиной Е.К. «География. Проекты и творческие работы». М., Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_po_geografii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), методическими рекомендациями Николиной В.В., Липкиной Е.К. «География. Проекты и творческие работы». М., Просвещение, 2012.
Рабочая программа составлена для специализированного инженерного 9 «а» класса.
Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов, 1 занятие в неделю.
Обучение в специализированных классах предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет данный спецкурс, который дает возможность расширения и углубления исследовательской и проектной деятельности.
Особенность данного спецкурса заключается в том, что он предполагает не только теоретическое знакомство с исследовательской и проектной деятельностью, но и формирование практических навыков проектно- исследовательской деятельности.
Учащиеся специализированного 9 «а» при изучении спецкурса научатся всем этапам проектно-исследовательской деятельности.
Цель спецкурса:
Создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации, через организацию проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи спецкурса:
1. Формирование представлений о проектно-исследовательской деятельности;
2. Развитие навыков исследовательской работы;
3. Повышение мотивации учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения;
4. Применение знаний и умений, приобретенных при изучении спецкурса через участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.
5. Формирование активной гражданской позиции, ценностных установок на понимание и осознание необходимости изучения географии; уважительного отношения к окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить наблюдения за природными явлениями и объектами;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
- формирование мотивации к обучению;
- формирование навыков самоорганизации и саморазвития.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- приобретение навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Тема 1. Исследовательская работа (12 ч.)
1 Что такое исследовательская работа
2. Выявление проблемы. Изучение проблематики
3. Выбираем тему исследования
4. Определение цели исследования
5. Определение задач исследования
6. Выдвижение гипотезы
7. Планирование исследования.
8. Выбор методики исследования
9. Поиск информации
10. Проведение исследования. Опыт. Эксперимент
11. Проведение исследования. Опыт. Эксперимент
12. Анализ и обобщение материала. Выводы
Тема 2. Проектная деятельность (6 ч.)
13. Что такое проект. Какие бывают проекты
14. Выбор темы проекта. Постановка вопросов
15. Планирование проекта
16. Электронные ресурсы для учебного проекта
17. Работа с источниками информации
18. Описание проекта. Корректировка описания.
Тема 3. Оформление исследовательской работы (6 ч.)
19. Требования к оформлению исследовательской работы
20. Оформляем исследовательскую работу
21. Составление библиографического списка
22. Оформляем приложение
23. Электронные таблицы
24. Графики, диаграммы
Тема 4. Презентация проектно-исследовательской работы (11 ч.)
25. Подготовка доклада
26. Создание презентации
27. Создание презентации
28. Разработка раздаточного материала
29. Разработка раздаточного материала
30. Защита проектно-исследовательской работы
31. Защита проектно-исследовательской работы
32. Защита проектно-исследовательской работы
33. Оценка проектно-исследовательской работы
34. Обсуждение проекта (дискуссия)
35. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"
Введение в исследовательско-проектную деятельность...
Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география
Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности по географии
В статье описываются классы учебно-познавательных и учебно-практических задач из Стандандарта второго поколения и одной из четырёх междисциплинарных программ (Основы учебно-исследовательской и ...
Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС (уровень основного общего образования). Базовый уров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс
Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Проектная деятельность»
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с...