Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание нашей планеты. 2.Наблюдения - метод географической науки. 3. Картографический и описательныйметоды географии. 4.Геоинформационные системы в географии. 5. Изучение своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность по географии. | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006 г. № 06-1844, примерными программами по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Назначение программы: программа построена на формирование школьниками знаний о методах изучения, применяемых в географии и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Актуальность и практическая значимость программы:
современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Отличительные особенности программы: пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами, архивными материалами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным объектам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения. В ходе реализации программы ребята научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления ООП ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.
Цель программы - формирование творчески развитой и духовно-нравственной личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Задачи программы:
образовательные:
- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
- формировать представления о методах изучения географии;
- формировать географический взгляд на мир;
- познакомить обучающихся с природой родного района и его компонентами, как о предмете исторического и культурного развития общества;
развивающие:
-развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность;
-формировать умение ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- формировать способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
воспитательные:
-воспитывать патриотизм уважительное, бережное отношение к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формировать основу экологической культуры.
Программа полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ с.Самовольно-Ивановка.
Программа рассчитана на изучение обучающимися 5-х классов в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю. 8 часов отведено на теоретическую часть, 26 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности осуществляется интенсивами. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.
Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями, такими как «Литература», «История», «Биология», «Технология».
Формы и методы работы: создание моделей географических инструментов, наблюдение, экскурсии, исследовательские и проектные работы; географическая игра, беседа по изучаемому материалу; работа с различными источниками географической информации; наблюдение; описание; составление моделей географических инструментов и географических объектов; проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности; защита разработанных проектов; работа с ресурсами сети Интернет; проведение экскурсий, походов и групповых занятий.
Технологии применяемые на занятиях во внеурочной деятельности:
-исследовательские технологии;
-проектные технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- создание моделей географических инструментов и природных объектов;
- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);
- природоохранные мероприятия, просветительские акции;
- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.
Программа предусматривает проведение работы детей в группах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, районный краеведческий музей, территория района.
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:
- знать способы происхождения географических названий;
- знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;
- знать, как используются воды в хозяйстве своей местности;
- знать основные типы почв области;
- знать растения, произрастающие на территории района, их значение;
- уметь определять растения;
- знать животных обитающих в районе;
- принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;
- перечислять растения и животных обитающих в районе;
- знать известных людей района;
- знать, какие достопримечательности признаны в районе памятниками культуры;
- проблем на локальном и региональном уровне;
Уметь:
○ уметь конструировать географические модели;
- показывать на карте Самарской области районы области, села;
- рассказывать о знаменитых людях и природе района;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
- составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
- ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
высказывать собственные суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии;
○ проводить исследования, ставить цели, работать над совместными и индивидуальными проектами.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
личностные результаты предусматривают:
- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв, изучению происхождения географических названий своей местности;
- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;
- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Алексеевского района;
- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;
метапредметные результаты:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;
- построение графиков, определение средних значений;
- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;
- умение прогнозировать результат своей деятельности;
- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;
предметные результаты:
- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;
- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;
- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;
- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Занимательная география»;
- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;
- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Занимательная география»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Ожидаемый результат
В результате многообразия используемых форм, методов и средств,
в целях успешного решения поставленных задач, создаются благоприятные условия для активизации мыслительной деятельности, оживление работы учащихся в изучении и закреплении новых знаний на практике. Открываются возможности для развития у подростков творческо-исследовательского подхода к делу, поиска данных для решения поставленной задачи, развитию любознательности, расширению общего кругозора учащихся.
Учебно-тематический план.
тема | общее количество часов | В том числе: | характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | |||
Введение | 1 | 1 | 0 | теоретическое занятие |
Географическое познание нашей планеты | 5 | 5 | 0 | создание моделей географических инструментов |
Наблюдения – метод географической науки | 5 | 3 | 2 | создание моделей географических инструментов; экскурсия на метеостанцию; систематические наблюдения |
Картографический и описательный методы географии | 7 | 3 | 4 | проектные работы; экскурсии к памятным местам района; выставки проектов и защита разработанных маршрутов |
Геоинформационные системы в географии | 4 | 4 | 0 | исследовательские и проектные работы; географическая игра «Знатоки картографии» |
Изучение своей местности | 12 | 5 | 7 | исследовательские и проектные работы; создание моделей природных объектов; экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района); природоохранные мероприятия, просвети-тельские акции; географические игры; выставка и защита проектов |
Итого: | 34 | 21 | 13 |
Содержание программы
Введение.
География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.
Основные понятия: география, объекты и методы изучения географии.
Раздел 1.
Географическое познание нашей планеты.
География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.
Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.
Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.
Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.
Основные понятия: география, гномон, квадрант, теллурий, шарообразность Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
- создание моделей географических инструментов.
Раздел 2.
Наблюдения– метод географической науки.
Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Построение простейшего самодельного флюгера.
Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.
Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.
Наблюдение за погодой.
Основные понятия: фенология, погода, метеорология, метеорологическая станция, метеорологические наблюдения, флюгер, синоптик, прогноз погоды.
Формы организации внеурочной деятельности:
- создание моделей географических инструментов;
- систематические наблюдения.
Раздел 3.
Картографический и описательный методы географии.
Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.
Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.
Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.
Оформление проектов путешествий с использованием личных фотоматериалов.
Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.
Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.
Основные понятия: географическая карта, масштаб, направления, проект путешествия, рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.
Формы организации внеурочной деятельности:
- проектные работы;
- экскурсии к памятным местам района;
- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.
Раздел 4.
Геоинформационные системы в географии.
ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Территория района в 2014 году. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.
Основные понятия: геоинформатика, геоинформационные системы, географические координаты.
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- географическая игра «Знатоки картографии».
Раздел 5.
Изучение своей местности.
Алексеевский район на карте Самарской области. Природа Алексеевского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Описание мест обитания бобров по своим наблюдениям.
Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.
Изучение и описание свойств воды. Создание модели родника. Экскурсия к родникам оврага «Березовый лог» с. Ореховка. Исследование родников на местности. Визуальная оценка экологического состояния реки Чапаевка, родников «Березового лога». Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.
Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.
Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. Знаменитые земляки. Посещение районного краеведческого музея.
Основные понятия: рельеф, климат, воды, родник, река, описание погоды за месяц, среднесуточная и среднемесячная температура, график температур, роза ветров, свойства воды, памятник природы, экологическое состояние, природоохранные мероприятия, почва, структура почв, механический состав почв, приспособленность организмов, растения – индикаторы, гумус, кислотность почвы, топонимика.
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- создание моделей природных объектов;
- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);
- природоохранные мероприятия, просветительские акции;
- географические игры;
- выставка и защита проектов.
Методическое и техническое обеспечение
1. Атлас Самарской области. 5 класс.
2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
4. Компьютр , карта района, фотоаппарат, транспортное средство.
Словарь основных терминов и понятий:
воды | познавательный (экскурсионный) маршрут |
география | почва |
географическая карта | природоохранные мероприятия |
географические координаты | приспособленность организмов |
геоинформатика | прогноз погоды |
геоинформационные системы | проект путешествия |
гномон | растения – индикаторы |
график температур | река |
гумус | рекреационный маршрут |
квадрант | рельеф |
кислотность почвы | родник |
климат | роза ветров |
масштаб | свойства воды |
метеорология | синоптик |
метеорологические наблюдения | среднесуточная и среднемесячная температура |
метеорологическая станция | структура почвы |
минералы | теллурий |
методы изучения географии | топонимика |
механический состав почвы | шарообразность Земли |
направления | флюгер |
объекты изучения географии | экологический маршрут |
погода | экологическое состояние |
фенология |
ЛИТЕРАТУРА, АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий)// М.: Издательство Бином. – 2009. 400 с., илл.
2. Архивные сведения о топонимике района (Архив Алексеевского района самарской области)
3. Географическое краеведение Самарской области: учебное пособие для студентов и учителей: в 2-х частях. Часть I: История и природа/под ред. М.Н.Барановой.-Самара: Изд-во СГПУ, 2009.-106.:цв.ил.
4. Летягин А.А. Дневник географа-следопыта/М.: издательский центр «Вентана-Граф». – 2013.96 с.. илл.: вкл
5. Учайкина И.Р., Лопухов Н.П., Воронин В.В. География Самарской области( учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы)/Самара, 2002.-125с.
5. Сайты Гидрометцентр России и Погода РБК;
6. Программа Coogl Earth.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов апробирована в МБОУ "Яйская СОШ №2". Включает такие темы, как "Обработка материалов для костюма...
Программа внеурочной деятельности «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» общеинтеллектуальной направленности по географии для 5 класса
Содержание: 1.Пояснительная записка...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС» возраст обучающихся 6.5 — 10.5 лет
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направле...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для обучающихся 1класса
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием и приложениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...