Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий и внеаудиторные занятия на свежем воздухе. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково-исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности по географии 6 класс ФГОС | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ____
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от _______ № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор______________/ Приказ от ________ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ГЕОГРАФИИ
предмета «Школа географа» для 6 класса
Срок реализации: 1 год
Учитель: ____________
2019 - 2020 учебный год
Нормативная база
При составлении рабочей программы для внеурочной деятельности в 6-х классах по предмету «Школа географа» учитель руководствуется следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) (далее - ФГОС ООО);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Примерная программа основного общего образования, соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания ФГОС ООО и имеет базовый уровень http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
6. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ №
7. Учебный план школы ГБОУ СОШ № на 2019-2020 учебный год.
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий и внеаудиторные занятия на свежем воздухе. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково-исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Сетевое взаимодействие: реализация программы предполагает взаимодействие с отделом краеведения СПб ПДДТ (зав. отделом И.В. Гороховец).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
Формы подведения итогов и реализации программы:
- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- анализ источников информации;
- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Рабочая программа имеет
цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с народами и их культурой.
Рабочая программа способствует
решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:
- формирование интереса к предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по биологии, этнографии, астрономии, физике, краеведению, музыке и изобразительному искусству.
Географическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона географического образования связана с формированием активных способов деятельности, духовная – с культурным развитием человека.
Практическая полезность курса связана с развитием познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсу; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения, формированием интеллектуальных умений.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- личностно - ориентированного обучения,
- учебно – игровой деятельности,
- проектной деятельности,
- критического мышления,
- информационно-компьютерная
- квест-технология.
3. Общая характеристика курса.
В основу содержания учебного курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Материал курса сгруппирован в 6 разделов.
Материал первого раздела – «Географ - следопыт» знакомит школьников с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности.
Второй раздел курса – «Географ - путешественник» - знакомит школьников с орбитой планеты, движениями Земли, Мировым океаном и материками планеты.
Третий раздел «Географ – затейник» позволяет реализовать творческий подход школьников к изучению культуры разных народов мира: обычаев и праздников; танцев и музыки; изобразительного искусства; сказок, легенд и пословиц.
Четвертый раздел «Географ – синоптик» знакомит школьников с наукой метеорологией и профессией синоптика. Наблюдения за погодой и фенологическими явлениями природы отражают взаимосвязь географии и повседневной жизни, то есть позволит применить полученные знания практически.
Пятый раздел «Географ – конструктор» и шестой раздел «Географ – экспериментатор» научат школьников создавать приборы своими руками, а так же проводить интересные опыты, доказывающие географические закономерности.
Заключительным мероприятием запланирована экскурсия в антропогенный природный комплекс – парк «Динамо».
4. Место учебного курса в учебно- воспитательном плане.
Курс «Школа географа - исследователя» освещает темы, которые помогут сформировать у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Материалы курса дополнят учебный курс «География. Физическая география», и позволят обучающимся получить общие сведения о географических оболочках в нетрадиционной форме. Курс в 6 классе изучается 34 часоа, 1час в неделю.
5. Ценностные ориентиры курса.
Ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание целостности географической среды.
Ценностные ориентации, отражающие гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству;
- толерантное отношение к народам и странам мира;
- уважение к природе, истории культуры, традициям российского и других народов;
- осознание необходимости сохранения и рационального использования окружающей среды.
- Учебно – тематический план.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Экскурсии, занятия на улице. |
1. | Географ - следопыт | 5 | 4 |
2. | Географ - путешественник | 12 | |
3. | Географ - затейник | 6 | |
4. | Географ - синоптик | 3 | 2 |
5. | Географ - конструктор | 4 | 2 |
6. | Географ - экспериментатор | 3 | 3 |
Итоговая экскурсия | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 12 |
- Содержание программы.
Географ – следопыт - 5 часов.
Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов школьного участка.
Географ - путешественник - 12 часов.
Путешествие по планете Земля. Изучение орбитального движения и влияния Космоса и Солнца на жизнь. Путешествие в центр планеты, погружение в глубины океана, по материкам.
Географ - затейник - 6 часов.
Знакомство с народами мира, их культурой, обычаями и традициями.
Географ - синоптик- 3 часов.
Наблюдения за погодой. Составление прогноза погоды.
Географ - конструктор - 4 часа.
Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой.
Географ - экспериментатор – 3 часа.
Мини лаборатория и проведение опытов, доказывающих существование атмосферного давления, центробежной силы, разной плотности воды.
Итоговая экскурсия - 1 час.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения:
- понимать смысл своей деятельности;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- знать основные принципы и правила поведения в природе и обществе, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
Метапредметными результатами освоения учениками программы по географии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения:
Обучающиеся должны знать (понимать):
- основные географические понятия, термины;
- место планеты в Солнечной системе, ее форму и размеры;
- географические следствия движений Земли;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- особенности культуры народов мира;
- особенности природы материков и Мирового океана.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- строить простые планы местности;
- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать географические карты, планы.
- Календарно – тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Виды учебной деятельности | Форма проведения занятия | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Личностные УУД. Коммуникативные. | ||||
1. | Тема 1. Географ – следопыт. Ориентирование на местности. | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами. | Решение проблемы: как сориентироваться на местности без спец оборудования? | Учиться работать в команде и понимать важность значения ориентирования. | Внеаудиторное занятие. | |
2. | Работа с компасом. | Определение сторон горизонта с помощью компаса | Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» | Учимся работать в паре. | Внеаудиторное занятие. | |
3. | Движение по азимуту. | Представление о способах определения азимута и расстояния на местности. | Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» | Определение азимута (работа в паре). | Внеаудиторное занятие. | |
4. | Составление плана местности. | Составление простейшего плана местности школьного участка. | Представление о целях составления планов различного содержания и их использовании людьми разных профессий. | Определять среднюю длину своего шага в паре. | Внеаудиторное занятие. | |
5. | Ориентирование по карте. | Представление о географических координатах. | Игра «Зашифрованный объект». | Понимание роли и значения гео координат. | Аудитор ное занятие | |
6. | Тема 2. Географ - путешественник. Путешествие к центру Земли | Формирование представлений о внутреннем строении Земли. | Учимся находить достоверные сведения в источниках гео информации и формулировать выводы. | Излагать свое мнение в диалоге, аргументируя его фактами. | Аудитор ное занятие | |
7. | Путешествие к центру Земли | Анализ романа Жюля Верна и кадров из фильма. | Составление рисунков по теме. | Учимся выдвигать контр аргументы в дискуссии. | Аудитор ное занятие | |
8. | Путешествие на орбиту | Виртуальное путешествие в Космос. | Составление модели. . | Работа в группе. | Аудитор ное занятие | |
9. | Путешествие на орбиту | Формирование представлений об орбите Земли и влиянии Космоса и Солнца на жизнь планеты. | Учимся строить логически обоснованные рассуждения. | Учимся различать в речи другого факты и доказательства. | Аудитор ное занятие | |
10. | Погружение в Мировой океан | «Виртуальное» изучение морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». | Учимся устанавливать аналогии , причинно-следственные связи. | Учимся определять новые задачи в познавательной деятельности. | Аудитор ное занятие | |
11. | Погружение в Мировой океан | Создание шкалы «Глубины океана» и определение с помощью нее морских обитателей. | Исследование глубин океана с помощью разных источников знаний. | Учимся отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. | Аудитор ное занятие | |
12. | Путешествие по материкам. Африка. | Формирование представлений о континенте «коротких теней». | Находить достоверные сведения из разнообразных источников. | Осознание причин уникальности материка. | Аудитор ное занятие | |
13. | Путешествие по материкам. Австралия. | Формирование представлений о самом маленьком континенте планеты и его удивительном животном мире. | Анализ и синтез информации в игре. | Учимся работать в команде. | Аудитор ное занятие | |
14. | Путешествие по материкам. Южная Америка. | Формирование представлений о самом влажном материке планеты. | Анализ карт и картин. | Осознание причин уникальности площади влажных лесов материка. | Аудитор ное занятие | |
15. | Путешествие по материкам. Северная Америка. | Формирование представлений о старом и новом свете для европейцев. | Учимся обобщать тематический материал. | Учимся понимать позицию другого. | Аудитор ное занятие | |
16. | Путешествие по материкам. Евразия. | Формирование представлений о самом большом континенте планеты. | Учимся играя. | Учимся создавать загадки и описания. | Аудитор ное занятие | |
17. | Путешествие по материкам. Антарктида. | Формирование представлений о самом южном континенте Земли. | Виртуальное путешествие на станцию Восток. | Учимся излагать свое мнение в монологе. | Аудитор ное занятие | |
18. | Тема 3. Географ - затейник. Географ – музыкант. Музыка народов мира (этническая музыка индейцев Америки). | Формирование представлений об этнической музыке разных народов мира. | Составление поделки «Ловушка снов» под музыку индейцев. | Учимся осознавать важность мировоззренческих позиций. | Аудитор ное занятие | |
19. | Географ – художник (рентгеновская живопись аборигенов Австралии). | Формирование представлений о худ искусстве народов мира. | Составление рисунка в стиле рентгеновской живописи аборигенов Австралии. | Осознание важности художественного мировоззрения. | Аудитор ное занятие | |
20. | Географ – танцор. Танцы народов мира. (сиртаки – в гостях у греков). | Формирование представлений о танцах народов мира. | Танцуем Сиртаки. | Понимание культуры другого народа. | Аудитор ное занятие | |
21. | Географ – фольклорист (легенды и сказки народов мира). | Работа с текстами легенд и народных сказаний. | Устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Аудитор ное занятие | |
22. | Биогеограф. Работа с гербарием. | Работа с гербарием. Определение растений разных климатических условий. | Создание игр биогеографического содержания. Создание географической игротеки «Узнай по контуру дерево», «Найди на рисунке контуры животных» | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. | Аудитор ное занятие | |
23. | Географ – геолог (изучение минералов и горных пород). | Создание коллекции горных пород своей местности. | Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов. | Организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками. | Аудитор ное занятие | |
24. | Тема 4. Географ-синоптик. Метеонаблюдения. | Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. | Учимся составлять устное описание. | Понимание и принятие процедуры инструментального определения количественных характеристик. | Внеаудиторное занятие. | |
25. | Обработка результатов | Составление метео характеристики. | Учимся составлять письменное описание. | Осознание метапредметности между географией и математикой. | Аудитор ное занятие | |
26. | Составление прогнозов по приметам. | Изучение разнообразных примет. | Учимся анализировать и делать вывод. | Осознание целостности мира и разнообразия взглядов на него. | Аудитор ное занятие | |
27. | Тема 5. Географ – конструктор. Создание нивелира. | Изготовление самодельного нивелира. | Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. | Осознанное умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении. | Мастерская | |
28. | Создание барометра. | Изготовление самодельного барометра. | Измерение атмосферного давления самодельным барометром. | Осознание важности уметь и делать что-либо своими руками. | Мастерская | |
29. | Создание флюгера. | Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер). | Измерение направления ветра с помощью созданного прибора. | Учимся работать в команде. | Мастерская | |
30. | Создание гномона. | Изготовление солнечных часов. | Определение времени суток по гномону. | Учимся работать в команде. | Мастерская | |
31. | Тема 6. Географ - экспериментатор. Опыты по теме «Атмосфера» | Проведение опытов, доказывающего существование атмосферного давления. | Поиск истины опытным путем. | Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности;, | ||
32. | Опыты по теме «Вращение Земли» | Проведение опытов, доказывающих существование центробежной силы. | Поиск истины опытным путем. | планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы | Лаборатория | |
33. | Опыты по теме «Свойства воды» | Проведение опыта, показывающего разную плотность воды. | Поиск истины опытным путем. | осознавать конечный результат. | Лаборатория | |
34. | Итоговая экскурсия. | Формирование представлений об антропогенном комплексе на примере парка. | Учимся путешествуя. | Определить место науки в жизни. | Экскурсия. |
- Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
- Программа «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
- Учебник «География».5-6 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
- География. 5-6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС / А.В. Матвеев - М.: «Просвещение», 2014.
- География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс/ В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: - «Просвещение», 2015.
- Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / С.В.Банников, Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Литература к курсу:
- Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2018.
- Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: Аст - Пресс, 2011.
- Выгонская Г.М. Занимательная география: что? Где? Когда? – М: Граф-Пресс, 2013.
- Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2018.
- Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2018.
- Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 2016.
Электронные издания:
- География: 6 класс («1с»)
- Геоэнциклопедия.
- Детская энциклопедия подводного мира («новый диск»)
- Земля во вселенной
- Карта: физическая карта мира
- Карта: физическая карта полушарий
- Планета земля (часть 2), 6 класс (сфера)
- Планета Земля: аудио энциклопедия, 2008. Современные чудеса света («новый диск»)
- Страны мира (справочные сведения + таблицы)
- Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
Интернет-ресурсы:
- Http: //www.gao.spb.ru/Russian
- Http: //www.fmm.ru
- Http: //www.mchs.gov.ru
- Http: //www.national-geographic.ru
- http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс
Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 5 класс ("Информатик") на 2015-2016 уч.г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по ИИКТ по ФГОС в 5 классе - "Информатик"....
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)
Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс ФГОС "Риторика"
Пояснительная записка к рабочей программе по риторикеДанная программа курса «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана разработана для 5 класса на основе Программы по рит...
Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс (ФГОС)
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оце...