Внеурочная деятельность по географии 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)
Программа внеурочной деятельности по географии для 9 класса.
Соответсвует ФГОСООО.Указаны планируемы результаты,тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 87.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Познание мира по картам»
Срок освоения программы 1 год (9 класс)
Пояснительная записка
Данная программа «Познание мира по картам» для 9 класса составлена на основе авторской программы: Болотникова Н.В. «Познание мира по картам». В сборнике: География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт. сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006г.
ЦЕЛЬ КУРСА: овладение учащимися практическими навыками работы с топографической и географической картами.
Задачи:
- Способствовать воспитанию географической культуры личности на основе знаний и умений работать с географической картой;
- Расширение кругозора учащихся, развитие любознательности.
- Углубление и расширение знаний по картографии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
- Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению возможностей географической карты.
Программа рассчитана на 1 час в неделю; 35 часа в год.
Актуальность.
Изучение географии невозможно без умения работать с картами. Карта – один из основных источников географических знаний. К сожалению, в современной программе очень мало времени отводится обучению школьников методам и приемам работы с различными картами. Поэтому я считаю, что необходимо научить учащихся работать с различными картами, показать разнообразие карт и их значение для человека и его деятельности.
Эта программа позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, т.к. методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Данный курс позволяет восполнить проблемы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендовано для изучения учащимся разных профилей.
При проведении занятий используются разнообразные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические работы.
Итоговое занятие проводится в форме семинара «Россия на карте мира»
Место проведения занятий
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, спортивной площадке, окрестности школы.(в зависимости от вида деятельности на занятии).
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека; давать на основе различных картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д. наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт; | Планировать свою работу по изучению материала. Владеть – способами и методами картографических изображений; решать картографические, географические задачи прикладного характера. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.(1час)
Картография как наука, ее формы. История картографии. Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности и современного человека. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование)
Тема 2. Топографическая карта.(3часа)
Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.
Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.(7часов)
Определение по топографической карте координат различных объектов.
Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
Определение по карте прямоугольных координат объектов.
Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями. Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.
Тема 4. Свойства географической карты.(2часа)
Классификация карт по пространственному охвату, назначению.
Географические атласы.
Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.(3часа)
то такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.
Тема 6. Географическая карта как источник знаний.(3часа)
Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий)
Тема 7. Особенности географического положения России.(2часа)
Оценка географического положения, территории, природы, развития. Противоположность оценок географического положения и сама страна – Россия.
Тема 8. Соседское положение России.(6часов)
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Страны-соседи Российской Федерации».
Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения».
Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц.
Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России».
Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений
Тема 9. Влияние зимних изотерм на расселение.(1час)
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Вслед за январскими изотермами».
Определение распространения январских и июльских изотерм, выявление причин, влияющих на меридиональное распространение зимних изотерм, появление «полюса холода» именно в Якутии. Сопоставление карты январских изотерм с политической картой мира.
Тема 10. История заселения России – путь на северо-восток.(1час)
История развития древних цивилизаций (речные цивилизации).
История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в Индию). Движение за теплом и пищей – великие переселения народов.
Тема 11. Закрытость территории России: горные стены.(1час)
Л е к ц и я «Закрытая страна».
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение границ России исходя из особенностей рельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма).
Тема 12. Закрытые моря.(1 час)
Л е к ц и я «Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря».
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение природы морей, их навигационный режим.
Вычерчивание основных морских транспортных магистралей».
Тема 13. Реки-тупики.(2 час)
Л е к ц и я «Реки-тупики».
Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга, Амур.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выявление зависимости режима рек от климатических условий».
Влияние большой протяженности рек в меридиональном направлении на весенние половодья.
Тема 14. Россия на карте мира.(2часа)
Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России.
3.Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Тема 1. Что изучает картография. Введение. Картография как наука. История картографии | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками, с чертёжными принадлежностями, |
2 | Тема 2. Свойства географической карты Географическая карта – модель земной поверхности определение понятия «географическая карта»; классификация карт. | 1 | Работа с различными источниками по географии, работа с топографическими картами, планами местности. Работа с масштабом. Построение карт |
3 | Картографические проекции. Масштаб. | 1 | |
4 | Как создаются карты | 1 | |
5 | Тема 3. Приемы самостоятельной работы с картой. Ориентирование (стороны горизонта, азимут, румбы). Картометрические приемы. | 1 | Определять по топографической карте координат различных объектов. - Наносить на ту же карту пунктов по известным географическим координатам. - Определять по карте прямоугольных координат объектов. - Наносить на карту объектов по прямоугольным координатам. - Читать содержания топографической карты в заданных квадратах. - Находить на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями. - Рассчитывать и строить шкалу заложений по заданным данным. - Пользуясь шкалой заложений, определять по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов |
6 | Определение географических координат. | 1 | |
7 | Определение расстояний по карте (с помощью ортодромии, в градусах и км). | 1 | |
8 | Приемы использования условных знаков карты. | 1 | |
9 | Изображение рельефа на физической и топографической картах с помощью горизонталей. Шкала высот и глубин. | 1 | |
10-11 | Построение профилей | 2 | |
12 | Тема 4. Географическая карта как источник знаний. Географическая карта – основной источник знаний. | 1 | -Знать Классификацию карт по содержанию, по назначению. - определятьТипы карт: аналитические, комплексные, синтетические. |
13 | Обобщенные приемы самостоятельной работы | 1 | |
14 | Тема 5. Топографическая карта. Основные свойства топографической карты. Многолистовые карты. Оформление топографической карты. | 1 | Определять по топографической карте координат различных объектов. - Наносить на ту же карту пунктов по известным географическим координатам. - Определять по карте прямоугольных координат объектов. - Наносить на карту объектов по прямоугольным координатам. - Читать содержания топографической карты в заданных квадратах. - Находить на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями. - Рассчитывать и строить шкалу заложений по заданным данным. - Пользуясь шкалой заложений, определять по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов |
15 | Практическая работа составление топографической карты | 1 | |
16 | Практическая работа составление топографической карты | 1 | |
17 | Тема 6. Практические работы по топографической карте. Измерение расстояний, площадей по карте. Определение координат. | 1 | |
18 | Чтение рельефа. | 1 | - Использовать картометрические приемы. - Определять географические координаты, расстояний по карте. - Использовать приемы использования условных знаков карты. |
19 | Обобщающее повторение | 1 | |
20 | Тема 7. Особенности географического положения России. Оценка географического положения, территории, природы, развития России. | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. |
21 | Противоположность оценок географического положения и сама страна – Россия. | 1 | |
22 | Тема 8. Соседское положение России. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Страны-соседи Российской Федерации». | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Выявлять закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц. составлять круговой диаграммы |
23 | П р а к т и ч е с к а я р а б о т а Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения». | 1 | |
24 | Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц. | 1 | |
25 | Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России». | 1 | |
26 | Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений | 1 | |
27 | Семинар .Соседское положение России. | 1 | |
28 | Тема 9. Влияние зимних изотерм на расселение. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Вслед за январскими изотермами». | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. |
29 | Тема 10. История заселения России – путь на северо-восток. История развития древних цивилизаций . История освоения новых территорий.Движение за теплом и пищей – великие переселения народов. | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. |
30 | Тема 11. Закрытость территории России: горные стены. «Закрытая страна». П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение границ России исходя из особенностей рельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма). | 1 | наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт; Анализ карт, работа с различными географическими источниками. |
31 | Тема 12. Закрытые моря. «Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря». П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение природы морей, их навигационный режим. Вычерчивание основных морских транспортных магистралей». | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. использовать карты, путеводители и другую литературу |
32 | Тема 13. Реки-тупики. Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга, Амур. | 1 | решать картографические, географические задачи прикладного характера. |
33 | Пр а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выявление зависимости режима рек от климатических условий». Влияние большой протяженности рек в меридиональном направлении на весенние половодья. | 1 | Анализ карт, работа с различными географическими источниками. корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. использовать карты, путеводители и другую литературу |
34 | Тема 14. Россия на карте мира. Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России. | 1 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
35 | Итоговое занятие. Семинар | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...
Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...
Внеурочная деятельность по географии "Карта - язык географии" 7 класс
quot;Карта - язык географии" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...