Педагогические технологии, применяемые на уроках географии
методическая разработка по географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii.docx223.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных образовательных технологий на уроках географии.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. И основой стандартов второго поколения является системнодеятельностный подход, то есть основой обучения становится не воспроизводящая деятельность, а творческая, при которой большая часть знаний усваивается путем самостоятельного поиска информации или при решении познавательных задач.

В своей работе использую элементы различных технологий обучения:

  • Технология проектного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Информационные технологии
  • Технология развивающего обучения по системе Шаталова.

Технологии проектного обучения. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности,  уделяется внимание на всестороннее развитие личности ученика; формирование у учащихся интереса к научной работе; формирование навыков публичного выступления; профессиональной ориентации учащихся старших классов; повышение уровня научной и методической работы. Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов,  плакатов и пр. Проекты представляются в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. Процесс защиты проекта — очень хороший способ развития коммуникативных умений учащихся. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых.

Технология проблемного обучения. Одной из важнейших задач моей педагогической деятельности  является активизация учебного процесса. Цель — научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы. Часто создаю на уроках географии различные проблемные ситуации, стимулируя школьников к формированию

положительных мотивов к учебному процессу: появляется интерес, овладевают исследовательскими навыками, приобщаются к творческой мыслительной деятельности.

Так, например, в 8-м классе при изучении темы «Реки России», на уроке создаю проблемные ситуации: «Весной, когда тает снег, в Сибири часто бывают наводнения. Отчего они происходят?»

Какие из рек России и почему разливаются летом? Почему у реки Амур нет весеннего половодья?

 Игровые технологии. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Применение игры на уроке достаточно разнообразно: «Своя игра», «Кто быстрее», викторина, пресс-конференции и тд

Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися.  При этом в процессе преподавания географии в школе использую следующие формы работы:

лекции с мультимедийным сопровождением;

создание учениками мультимедийных презентаций по темам

организация исследования на уроках и внеурочной деятельности

поиск информации в сети Интернет;

тренинги навыков с использованием компьютеров;

контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

 Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть учащиеся с преобладанием того или иного типа мышления. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости учащихся; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; формированию информационно-коммуникационной компетентности; развитию информационного мышления; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности на уроке.
В моей практике накоплен значительный опыт в применении технологии на уроках географии развивающего обучения по системе Шаталова. На основе его системы применяю технологию листов опорных конспектов (ЛОК). Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. С помощью опорных конспектов и сигналов школьники хорошо усваивают сложные темы. Овладев приемами составления типовых опорных конспектов, ученики самостоятельно выполняют практические работы по описанию стран, природных зон, рек, климата, населения и тд

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/073e/00021695-ed4e2625/hello_html_40481431.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

педагогические технологии,используемые на уроках географии

педагогические технологии, используемые на уроках географии...

Статья "Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда."

Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда в школе 8 вида...

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории. Тема актуальна. Технология смыслового чтения, проблемного диалога, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, информацион...

Технологии применяемые на уроках географии

Технологии применяемые на уроках географии...

Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.- Использование информационно-коммуникативных технологий- тех...