Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы
материал по литературе
-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.
- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.
- Использование информационно-коммуникативных технологий
- технология проблемного обучения
-Игровые технологии
-Личностно- ориентированные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_na_literature.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии
-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.
- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.
- Использование информационно-коммуникативных технологий
- технология проблемного обучения
-Игровые технологии
-Личностно- ориентированные технологии
Использование данных технологий требует время. В настоящем в содержании Федерального компонента государственного образовательного стандарта принципиально выделены новые черты содержания филологического образования на всех ступенях обучения. Их особенностью являются: вариативность и разноуровневость; усиление личностно-ориентированного характера содержания образования; создание условий для деятельностного подхода, становление и развитие ключевых компетенций, предполагающих готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
На протяжении нескольких лет веду только уроки литературы, так как условия сельской основной малокомплектной школы не дают возможности иметь полную учебную нагрузку (только 1 год назад вела уроки русского языка в 5классе).
Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения. Наше образовательное учреждение считает приоритетным направление «Современные подходы к образовательному процессу в условиях работы по Федеральным образовательным стандартам». Цель нашей школы - создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного доступного образования. Основным результатом деятельности ОУ «должен стать выпускник с набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информативной и прочих сферах».
Учебный план, программы и методические пособия по литературе позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика. Я работаю в соответствии с образовательной программой своей школы..
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для обеспечения планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными потребностями и возможностями ребенка младшего среднего и среднего возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
Задачи:
-формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
- профессиональное развитие, личностный рост как педагога через постоянное самообразование и совершенствование в области современных технологий , форм , методов и приёмов обучения литературе и создание условий для их оптимального применения
Основные направления деятельности:
- Учебная деятельность: проблемное обучение, ассоциативные образы в преподавании, коллективный способ обучения, работа в парах сменного состава, информатизация образовательного процесса.
- Внеурочная деятельность: исследовательская деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, мониторинг развития личности, предметный кружок.
Внеклассная работа: воспитательная система класса
Работа с родителями: родительский всеобуч, родительские собрания, Дни открытых дверей.
- Самообразование: повышение квалификации, обобщение и представление опыта учителя.
В соответствии с целями я выдвигаю ключевую идею: развитие общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять творческие задания по литературе. Нет такой характеристики личности, где бы ни присутствовала литература как составляющая образовательной миссии: воспитание толерантности, гражданственности, чувства собственного достоинства, самоуважения, высокого уровня самосознания, стремление к красоте, потребности в общении, цельность натуры, национального самосознания и потребности в познании.
Главный смысл педагогической деятельности, по моему,- создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом уроке, с этой целью я формирую интерес к литературе через воздействие на эмоциональную сферу школьника, учу его мыслить логически, креативно, творчески. Стремлюсь, чтобы знания многих учеников были прочными, учу применять их на практике.
Считаю, как учитель литературы владею современными технологиями, обладаю педагогической культурой и тактом ,имею план личностного роста, умею работать с учащимися в соавторстве.
Через сотрудничество достигнуты хорошие результаты как в учебной, так и внеучебной деятельности. Мои выпускники выходят из школы толерантными, адаптированными к современным условиям жизни, самостоятельными, творческими, компетентными, готовыми к саморазвитию.
Слабые стороны педагогической деятельности:
- остались нерешенные проблемы в области исследовательской деятельности;
- обеспечение школьников текстами произведений писателей и поэтов (особенно по внеклассному чтению).
Для реализации своих цели и задач, поставленных мною в обучении детей, из множества УМК по литературе предпочтение отдаю учебникам под редакцией В.Я.Коровиной. Планирование уроков литературы в 5-9 классах мною составлено по данной программе, в основе содержания и структуры которой лежит концепция литературного образования с учётом творческой деятельности. Данный УМК используется уже не одно десятилетие, в последние годы он переработан в соответствии с ФГОС. Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения, а также привлечение большого объёма сведений нравственного характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса. Учебник содержит Обязательный минимум учебного материала по курсу "Литература" и написан в соответствии с Комплексной программой. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
5 класс-переход от литературного чтения к изучению литературы;
6-9 классы- изучение литературы как искусства слова.
Задания предполагают развитие эмоционально- эстетической культуры, аналитических способностей учащихся, развивают устную и письменную речь Теоретико- литературные понятия формируются основательно. Произведения открывают ученикам широкий культурный фон, в том числе неплохо представлена и духовная литература. В учебнике ощутимо присутствие авторов, их интерес к ученикам, к их успехам. Вопросы и задания учебника помогают развить устойчивый интерес к самостоятельному чтению, приучают школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, отстаивать свои взгляды, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Содержание учебника выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам и носит проблемный характер. Методический аппарат ориентирован на формирование у учащихся навыков творческой деятельности, позволяет успешно работать с учащимися разного уровня подготовки. Учебник применяет систему коммуникативно-творческих работ, что позволяет проводить творческие зачёты, оригинальные задания , позволяющие развить творческие способности учащихся. Кроме того, в наличии имеется диск ,который является хорошим помощником ученику при выполнении домашнего задания .Загрузив на свой ноутбук или компьютер данный диск , ученик может самостоятельно готовиться к урокам или читать интересный материал для общего развития. Программа наталкивает на проведение нестандартных форм занятий, что с удовольствием и провожу (уроки-конференции, уроки-презентации, уроки- концерты, уроки- суды и т.д.).Дети сами предлагают формы урока, например, после прочтения рассказа А.Чехова «Хамелеон» « загорелись судом», инициировали данную форму. В соавторстве было «рождено», инсценировано и проведено открытое занятие.
Исходя из методической темы школы и цели моей профессиональной деятельности, я выделила одно из приоритетных направлений, которое дает положительные результаты - это работа с одарёнными детьми через применение ассоциативных образов в преподавании литературы, основанной на идеях академика Н.В.Масловой. Всё, с чем бы мы ни сталкивались в жизни, так или иначе проходит через наши глаза, уши, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Явление или факт-всё проходит через наше тело и становится функцией нашего организма: нашей памятью. Чем больше каналов восприятия мы подключаем, тем глубже и сильнее сохраняются знания о факте, явлении и т.п.
Включая спокойную музыку, по возможности окружая себя и учащихся ароматами, например, хвои, мяты, цветов и т.д., используя различные ароматизированные напитки, постепенно ввожу основной символ-схему по определённой теме. К примеру, теме «А.С.Пушкин» соответствует схема «Бабочка», теме «М. Лермонтов»- схема «Вишня».
Подбор определённых схем зависит и от времени года, например, зима- хвоя, весна- цветы, осень- фрукты и овощи; и от географических условностей, например: расположение школы у водоёмов(река Уда, озеро Байкал)- запахи моря; вблизи лесных массивов- запахи леса и т.д.
Конечно, такие уроки требуют немалой подготовки ,необходимо время для подбора средств обучения ,но такой вид нестандартного урока (2 урока в год), бесспорно, вызывает большой интерес у учащихся к предмету, к теме, к учителю, к себе самому( так как многое основано на собственном жизненном опыте), повышается учебная мотивация. Также мною отработана идея коллективного способа обучения по В.К.Дьяченко. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых. Опыт показывает: коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые могут работать индивидуально. Учащиеся выделяют следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение материала, обучение друг друга, тренировка, проверка, чтение, создание совместных коллективных дел. Таким образом созданы киносценарий к «Бородино» М.Лермонтова, иллюстрации к произведению «Капитанская дочка», «Мцыри» , презентация «Евгений Онегин», создан тест к комедии «Ревизор», инсценированы эпизоды «В дурном обществе», пальчиковый театр .
Мне кажется, что сегодня важно научиться жить вместе. Урок литературы – совместная работа ученика и ученика (друга и одноклассника), учителя и учеников по интерпретации художественного текста, а интерпретировать – значит объяснять, разгадывать, размышлять, вступать в диалог с писателем. Мне важно, чтобы ученик постиг тайны искусства слова совместно, чтобы у него были любимые страницы, герои, чтобы на уроках он открывал для себя что-то новое, интересное, так же важно, чтобы он и после урока продолжал возвращаться к тексту, продолжая путь к самосовершенствованию, самовоспитанию и самообразованию один или с другом. Недаром «Вместе весело шагать по просторам…» произведений великих классиков. Для меня, учителя, отрадно слышать от учеников, что накануне перед уроком , перезваниваясь, они выясняли ,спорили по вопросам домашнего задания. Использование информационно-коммуникативных технологий даёт возможность демонстрировать на уроках фильмы, презентации, созданные мною и моими учениками, а также готовые. Компьютер использую на всех этапах обучения. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 9 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика. Есть несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата
Сейчас учащиеся не хотят читать классику. Эту проблему стараюсь разрешить (в некоторых случаях), применяя визуальный метод. Так, например, нашумевший фильм «Тарас Бульба» мы с ребятами просмотрели в классе на видеокассете, затем ,прочитав дома, обсудили его. Даже наши «матёрые» нелюбители чтения отмечали несоответствие фильма с оригиналом , искренне возмущались этим фактом. Дружно пришли к выводу -книга лучше.. Но этим стараюсь не злоупотреблять, так как занижается творческое воображение, способность фантазировать.
Кроме вышеназванных технологий проблемного обучения, применения ассоциативных образов, КСО, использую элементы некоторых других современных педагогических технологий:
№ | Технология |
1 | Игровые технологии |
2 | Личностно- ориентированное обучение |
3 | Дифференцированное обучение |
При выборе новых концепций и технологий в первую очередь обращаю внимание на их эффективность, результативность, на возможность повысить качество обучения и воспитания.
Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие, потому моя педагогическая деятельность носит творческий характер и вовлекает учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы. Инновационная деятельность предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения, отсюда учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Этому помогают мне ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делаю на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя, а воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии. Ещё одним распространённым в моей педагогической практике методом является метод проектов.. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект). Применение инновационных технологий помогает мне профессионально развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы
Современные технологии:· Развивающее обучение· КСО· Реше...
Технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы.
Технология "Уровневая дифференциация"1. Конспект урока "Союз как часть речи", 7 класс.2. Фрагменты уроков литературы по теме "М.Пришвин "Кладовая солнца".6 кла...
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»...
Образовательные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы
образовательные технологии...
Таблица основных технологий,применяемых на уроках русского языка и литературы
В данной таблице представлены основные педагогические технологии с описанием приемов,используемых на различных этапах урока.Возможно будут интересны рекомендации по формированию УУД....