Практикум по географии.
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Программные практические работы по географии для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_geo.9.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Кушкинская основная общеобразовательная школа»
Практические работы по географии
Класс: 9
Составитель: Колабкина В.В.
2020
Практическая работа № 1
Тема: "Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение"
Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.
Н.Н. Баранский
Цели работы:
1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.
2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
- Определите среднюю плотность населения России.
- Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учебника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58—59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
- На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
- Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.
Практическая работа №2
Тема: "Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения"
По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По языковой принадлежности народы России относят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населения), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской 0,8%).
В состав языковых семей входит много языковых групп.
Цели работы: 1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.
2. Продолжить формирование умения работать с картами и статистическими материалами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
1. Пользуясь табл. 7 учебника на с. 35, определите крупнейшие народы.
2. Анализируя карту атласа «Народы» на с. IЗ, определите основные районы размещения крупнейших народов.
з. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Языковые семьи | Крупнейшие пароды | Районы компактноro проживания |
Индоевропейская | 1 2 3 | |
Алтайская | 1. 2. 3. |
|
Уральская | 1. 2. 3. | |
Кавказская | 1 2 3. |
Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?
Практическая работа № 3
Тема: "Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны"
Цифры и проценты, отражающие развитие экономики, о многом говорят вдумчивому человеку-
Н. Н. Баранский
Цели работы:
1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяйства.
2. Продолжить формирование умения анализировать статистические материалы, делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).
Отрасли народного хозяйства | Годы | ||||
1940 | 1960 | 1980 | 1990 | 1993 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Промышленность и строительство | 26 | 37 | 42 | 41 | 40 |
Сельское и лесное хозяйство | 50 | 32 | 15 | 14 | 14 |
Транспорт и связь | 6 | 8 | 10 | 10 | 8 |
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка | 5 | 6 | 8 | 9 | 9 |
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание | 7 | 12 | 18 | 18 | 20 |
Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.) | 3 | 3 | 5 | 6 | 6 |
2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный период (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:
- какие отрасли относятся к производственной, а какие — к непроизводственной сфере?
- Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.
- Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?
- Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?
- Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Почему?
- Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последующие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.
- Краткие выводы запишите в тетрадь.
Практическая работа № 4
Тема: "Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам"
Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.
И. И. Баранский
Цели работы:
1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
- Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
- Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких — металлоемкое машиностроение?
- Обоснуйте сделанный вывод.
- Результаты работы оформите в виде таблицы.
Виды машиностроения | Примеры отраслей | Особенности производства | Основные районы размещения | Факторы размещения |
Трудоемкое | ||||
Металлоемкое |
Практическая работа № 5
Тема: "Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам"
Цели работы: 1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
- Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
- Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 96-99 и рис. 40 на с. 98, карту атласа школьника с. 93, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.
Справочная информация
Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологические проблемы СТОЯТ перед регионами, в которых угольная промышленность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты
Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты.
Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из-за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за Полярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).
Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы занять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в заполярье экономически нецелесообразно - Они будут убыточны.
3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, оформив результаты работы в виде таблицы.
План характеристики угольного бассейна | Краткая запись результатов работы | |
1. Название бассейна. Вид добываемого угля (каменный, | ||
бурый) | ||
2. Географическое положение по отношению к потребителю | ||
3. Запасы угля а) общегеологические б) промышленные | ||
2. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов) | ||
5. Объем добычи | ||
6. Способ добычи |
| |
7. Качество добываемого угля | ||
8. Себестоимость | ||
9. Направление перевозок | ||
1 О. Эффективность перевозок | ||
11. Персп11. Перспективы развития |
Сделайте вывод об эффективности эксплуатации Печорского угольного бассейна?
Статистические материалы:
Бассейн | Доля | Средняя | Средняя | Калорийность | Добыча, |
подземной | глубина | мощность | угля, | млн, Т | |
добычи,% | добычи.м | пластов, м | тыс, ккал/кг | ||
Кузнецкий | 58 | 185 | 1,85 | 0,88 | 98 |
Печорский | 100 | 298 | 1,53 | 0,8 | 22,7 |
Канско-А чинекий | - | - | 15-100 | 0,47 | 32 |
Практическая работа № 6
Тема: "Составление характеристики одной из металлургических
баз по картам и статистическим материалам"
Цели работы:
1. Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения металлургических предприятий.
2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.
Последовательность выполнения работы
Фронтально, устно
- Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите основные металлургические базы страны.
- Дайте характеристику каждой из них по плану:
а) географическое положение базы;
б) доля базы в общероссийском производстве проката;
в) основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;
г) основные направления перевозок недостающего сырья;
д) главные центры производства металла.
На контурной карте
- Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.
- Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения используемого сырья.
- Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
- С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их специализацию.
Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?
Практическая работа № 7
Тема: "Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"
Цели работы: 1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения производства.
2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.
Последовательность выполнения работы
1. Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 95, 94, 105 , 115, 120-121.
2. Изучив легенду карт, определите, какими условными обозначениями показаны центры выплавки меди и алюминия.
3. Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.
4. Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.
5. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные отрасли цветной металлургии | Главные центры | Факторы, объясняющие размещение |
Металлургия меди меди | Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш, Медногорск) и т.д. | Наличие медных руд |
Металлургия алюминия | Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы) | Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию |
........................и т.д. |
Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размещении металлургии меди и алюминия?
Практическая работа № 8
Тема: "Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"
Цели работы:
1. Познакомиться с основными химическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения химических предприятий.
2. Проверить и оценить умение составлять экономико-географические характеристики на основе анализа карт и статистических материалов.
Последовательность выполнения работы
Фронтально, устно
1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, назовите основные химико-лесные базы страны.
2. Дайте характеристику каждой из них по плану:
а) географическое положение;
б) база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;
в) используемое сырье;
г) доля базы (%) в химической и лесной промышленности России;
д) основные производства.
На контурной карте
- Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.
- Укажите основные месторождения используемого химического сырья.
- С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры химической и лесной промышленности, отразите их специализацию.
Сделайте вывод: какие факторы размещения химической промышленности оказались наиболее действенными при формировании сибирской химико-лесной базы?
Практическая работа № 9
Тема: "Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"
Цели работы:
1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.
2. Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные культуры и направления животноводства | Основные районы производства |
Зерновые культуры: рожь пшеница кукуруза рис | |
Технические культуры: лен сахарная свекла подсолнечник | |
Оленеводство | |
Скотоводство: молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство | |
Свиноводство | |
Овцеводство |
Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?
Практическая работа № 10
Тема: "Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)"
Цели работы:
1. Установить производственные связи Центральной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с помощью картосхемы.
2. Проверить и оценить умение работать с различными формами предъявленного учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.
Последовательность выполнения работы
- Нанесите на контурную карту границы района.
- Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, которыми богат район.
- С помощью круговых диаграмм укажите крупные промышленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.
- Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.
- Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, откуда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.
- Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике производственных связей постарайтесь точнее показать районы поставки топлива, сырья, продовольствия.
Сделайте выводы:
1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?
2. Какое влияние производственные связи оказывают на развитие экономики района? Приведите конкретные примеры.
Практическая работа № 11
Тема: "Сравнительная характеристика хозяйства двух районов" (по выбору учителя)
Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с детства названиями в самом правом углу — Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть Дальний Восток.
Цели работы:
1. Выявить специфические черты хозяйства Дальнего Востока, его хозяйственную специализацию.
2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения | Сравниваемые районы | Черты | Причины, определяющие сходство и различие | ||
Восточная Сибирь | Дальний Восток | сходства | различия | ||
1. Население и площадь | |||||
2. ЭГП и ПГП | |||||
3. Условия и ресурсы | |||||
4. Специализация промышленности | |||||
5. Специализация сельского хозяйства | |||||
6. Участие в разделении труда (внешние связи) |
Практическая работа№12
Тема: "Изучение внешних территориально-производственных связей Европейского Севера"
Цель работы: углубление знаний о разделении труда и производственных связях,
существующих между районами России
Задание 1. На контурную карту нанесите границы Европейского Севера, отметьте транспортные магистрали, пересекающие территорию региона.
Рассмотрите экономическую карту Европейского Севера и отметьте на картосхеме разными цветами грузы, ввозимые и вывозимые из района.
Выпишите в тетрадь состав грузов, ввозимых на территорию Европейского Севера и вывозимых из него, какие причины влияют на их состав.
Грузы, ввозимые на территорию Европейского Севера: ________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Причины: ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Грузы, вывозимые с территории Европейского Севера: __________________________________
_________________________________________________________________________________
Причины: ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2. С помощью карты и текста учебника дайте оценку природных ресурсов Европейского Севера и назовите отрасли промышленной специализации. Ответьте на вопросы:
а) Продукция каких отраслей будет вывозиться за пределы Европейского Севера (перечислите конкретные отрасли)? ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
б) Продукция каких отраслей будет ввозиться на территорию Европейского Севера
(перечислите конкретные отрасли)? ________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 3. На контурной карте «Европейский Север» отметьте центры развития отраслей промышленности, продукция которых вывозится в другие районы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по географии".
Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предм...
Практикум по географии 5 класс и КТП
Практикум по географии 5 класс в помощь учителям ,работающим по учебнику ФГОС Лобджанидзе А.А....
Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии
Методические рекомендации предназначены для учителей географии...
Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)
Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....
Практикум по географии
Практикум по географии содержит 10 практических работ (обязательные работы выделены звездочкой).Составлены для работы по классической линии учебников с учащимися 6 класса....
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Рабочая программа курса по выбору "Практикум по географии" 10 класс
Предлагаемая программа курса по выбору и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии. Программа курса «Практикум по географии» 35 часов, разработана на ос...