Практикум по географии.
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

Программные практические работы по географии для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_geo.9.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБОУ « Кушкинская основная общеобразовательная школа»

                                       Практические работы по географии

                                          Класс: 9

                                          Составитель: Колабкина В.В.

                                                                2020

Практическая работа № 1

Тема: "Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение"

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учебника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58—59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Практическая работа №2

Тема: "Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения"

По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По языковой принадлежности народы России относят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населения), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской 0,8%).
В состав языковых семей входит много языковых групп.

Цели работы: 1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

2. Продолжить формирование умения работать с картами и статистическими материалами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь табл. 7 учебника на с. 35, определите крупнейшие народы.

2. Анализируя карту атласа «Народы» на с. IЗ, определите основные районы размещения крупнейших народов.

з. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Языковые семьи

Крупнейшие пароды

Районы компактноro

проживания

Индоевропейская

1

2

3

Алтайская

1.

2.

3.

 

Уральская

1.

2.

3.

Кавказская

1

2

3.

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?

Практическая работа № 3

Тема: "Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны"

Цифры и проценты, отражающие развитие экономики, о многом говорят вдумчивому человеку-

Н. Н. Баранский

Цели работы: 

1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяйства.

2. Продолжить формирование умения анализировать статистические материалы, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).

Отрасли народного хозяйства

Годы

1940

1960

1980

1990

1993

Всего

100

100

100

100

100

Промышленность и строительство

26

37

42

41

40

Сельское и лесное хозяйство

50

32

15

14

14

Транспорт и связь

6

8

10

10

8

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка

5

6

8

9

9

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание

7

12

18

18

20

Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование

3

2

2

2

3

Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.)

3

3

5

6

6

2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный период (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:

  1. какие отрасли относятся к производственной, а какие — к непроизводственной сфере?
  2. Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.
  3. Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?
  4. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?
  5. Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Почему?
  6. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последующие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.
  1. Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4

Тема: "Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам"

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

И. И. Баранский

Цели работы: 

1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких — металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машиностроения

Примеры

отраслей

Особенности производства

Основные

районы размещения

Факторы

размещения

Трудоемкое

Металлоемкое

Практическая работа № 5

Тема: "Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам"

Цели работы: 1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
  1. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 96-99 и рис. 40 на с. 98, карту атласа школьника с. 93, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.

Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологические проблемы СТОЯТ перед регионами, в которых угольная промышленность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты  

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты.

Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из-за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за Полярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы занять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в заполярье экономически нецелесообразно - Они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, оформив результаты работы в виде таблицы.

План характеристики угольного

бассейна

Краткая запись результатов работы

1. Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный,

бурый)

2. Географическое положение по отношению к потребителю

3. Запасы угля

а) общегеологические

б) промышленные

2. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)

5. Объем добычи

6. Способ добычи

 

7. Качество добываемого угля

8. Себестоимость

9. Направление перевозок

1 О. Эффективность перевозок

11. Персп11. Перспективы развития

Сделайте вывод об эффективности эксплуатации Печорского угольного бассейна?

Статистические материалы:

Бассейн

Доля

Средняя

Средняя

Калорийность

Добыча,

подземной

глубина

мощность

угля,

млн, Т

добычи,%

добычи.м

пластов, м

тыс, ккал/кг

Кузнецкий

58

185

1,85

0,88

98

Печорский

100

298

1,53

0,8

22,7

Канско-А чинекий

-

-

15-100

0,47

32

                           Практическая работа № 6

Тема: "Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам"

Цели работы:

1. Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения металлургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

  1. Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите основные металлургические базы страны.
  2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а)        географическое положение базы;

б)        доля базы в общероссийском производстве проката;

в)        основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;

г)        основные направления перевозок недостающего сырья;

д)        главные центры производства металла.

На контурной карте

  1. Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.
  2. Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения используемого сырья.
  3. Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
  4. С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?

Практическая работа № 7

Тема: "Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"

Цели работы: 1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения производства.

2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.

Последовательность выполнения работы

1. Для работы необходимы экономические карты атласа на с.  95, 94, 105 , 115, 120-121.

2.   Изучив легенду карт, определите, какими условными обозначениями показаны центры выплавки меди и алюминия.

3.  Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.

4.  Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.

5.   Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные

отрасли цветной

металлургии

Главные центры

Факторы, объясняющие

размещение

Металлургия

меди

меди

Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,

Медногорск)        

        и т.д.

Наличие медных руд

Металлургия

алюминия

Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы)

Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию        

        ........................и т.д.

Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размещении металлургии меди и алюминия?

Практическая работа № 8

Тема: "Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"

Цели работы: 

1. Познакомиться с основными химическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения химических предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-географические характеристики на основе анализа карт и статистических материалов.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, назовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а)        географическое положение;

б)        база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;

в)        используемое сырье;

г)        доля базы (%) в химической и лесной промышленности России;

д)        основные производства.

На контурной карте

  1. Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.
  2. Укажите основные месторождения используемого химического сырья.
  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры химической и лесной промышленности, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения химической промышленности оказались наиболее действенными при формировании сибирской химико-лесной базы?

Практическая работа № 9

Тема: "Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"

Цели работы: 

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры и направления животноводства

Основные районы производства

Зерновые культуры:

рожь пшеница кукуруза рис

Технические культуры:

лен

сахарная свекла подсолнечник

Оленеводство

Скотоводство:

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство

Свиноводство

Овцеводство

Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

 

Практическая работа № 10

Тема: "Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)"

Цели работы:

1.  Установить производственные связи Центральной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с помощью картосхемы.

2. Проверить и оценить умение работать с различными формами предъявленного учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

  1. Нанесите на контурную карту границы района.
  2. Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, которыми богат район.
  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупные промышленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.
  4. Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.
  5. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, откуда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.
  6. Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике производственных связей постарайтесь точнее показать районы поставки топлива, сырья, продовольствия.

Сделайте выводы:

 1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?

2. Какое влияние производственные связи оказывают на развитие экономики района? Приведите конкретные примеры.

Практическая работа № 11

Тема: "Сравнительная характеристика хозяйства двух районов" (по выбору учителя)

Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с детства названиями в самом правом углу — Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть Дальний Восток.

Цели работы:

1. Выявить специфические черты хозяйства Дальнего Востока, его хозяйственную специализацию.

2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.

Последовательность выполнения работы

1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),

сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.

2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.

3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Показатели для сравнения

Сравниваемые районы

Черты

Причины,

определяющие сходство и

различие

Восточная Сибирь

Дальний

Восток

сходства

различия

1. Население и площадь

2. ЭГП и ПГП

3. Условия и ресурсы

4. Специализация промышленности

5. Специализация сельского хозяйства

6. Участие в разделении труда (внешние связи)

Практическая работа№12

Тема: "Изучение внешних территориально-производственных связей  Европейского Севера"

Цель работы: углубление знаний о разделении труда и производственных связях,
существующих между районами России

Задание 1. На контурную карту нанесите границы Европейского Севера, отметьте транспортные магистрали, пересекающие территорию региона.
Рассмотрите экономическую карту Европейского Севера и  отметьте на картосхеме разными цветами грузы, ввозимые и вывозимые из района.

Выпишите в тетрадь состав грузов, ввозимых на территорию Европейского Севера и вывозимых из него, какие причины влияют на их состав.

Грузы, ввозимые на территорию Европейского Севера: ________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Причины: ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Грузы, вывозимые с территории Европейского Севера: __________________________________

_________________________________________________________________________________

Причины: ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. С помощью карты и текста учебника дайте оценку природных ресурсов Европейского Севера и назовите отрасли промышленной специализации. Ответьте на вопросы:

а) Продукция каких отраслей будет вывозиться за пределы Европейского Севера (перечислите конкретные отрасли)? ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

б) Продукция каких отраслей будет ввозиться на территорию Европейского Севера
(перечислите конкретные отрасли)? ________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 3. На контурной карте «Европейский Север» отметьте центры развития отраслей промышленности, продукция которых вывозится в другие районы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по географии".

Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует  представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предм...

Практикум по географии 5 класс и КТП

Практикум по географии 5 класс в помощь учителям ,работающим по учебнику  ФГОС Лобджанидзе А.А....

Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии

Методические рекомендации предназначены для учителей географии...

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....

Практикум по географии

Практикум по географии содержит 10 практических работ (обязательные работы выделены звездочкой).Составлены для работы по классической линии учебников  с учащимися 6 класса....

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Рабочая программа курса по выбору "Практикум по географии" 10 класс

Предлагаемая программа курса по выбору и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии. Программа курса «Практикум по географии» 35 часов, разработана на ос...