Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии
методическая разработка по географии (5, 6 класс) на тему

Методические рекомендации предназначены для учителей географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

  Л.И.Тицкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

Методические рекомендации:

Организация полевого практикума

на местности по географии

2017г.

Практические работы на местности – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать  характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.

Примерное количество практических работ и экскурсий

по темам в 5-6 классах

                                                                                                      Таблица 1.

 Класс

 Тема

Количество практических работ

 Количество экскурсий

 5

 

 

Введение

 2

1

План и карта

 3

 

Литосфера

 1

 1

 6

Гидросфера

 1

 1

Атмосфера

 3

 

Биосфера

4

2

Практические работы  бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться в форме экскурсий или в форме игры. Если подходить к определению практической работы по географии как к понятию, то все перечисленные выше признаки — варьирующие. Есть и минимум два существенных: это работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем. За практическую работу должны стоять отметки в классном журнале, причем колонкой, каждому ученику. По количеству таких колонок ведутся учет проведенных работ и осуществляют контроль выполнения программы. Но есть сложности. В программах разных авторов и авторских коллективов количество и темы практических работ существенно различаются. Кроме того, ни в одной программе нет общей нумерации работ, поэтому их приходится считать самим учителям, и несмотря на кажущуюся простоту подсчета итоговые суммы нередко получаются разными. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

Виды практических работ
Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является 
уровень познавательной самостоятельности учащихся:
• репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
• частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
• творческий.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать
степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
а) по предоставленному ему учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.
 По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться не только дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.
Различия указанных в программах практических работ 
по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работ «Определение географических координат точки на глобусе» или «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений (работы-то итоговые!) потребуется одна-две минуты, хотя в определенных случаях можно растянуть их на 20—25 минут и более. На, подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” и др.» в 10-м классе потребуется уже несколько часов.
Возможно выделение видов работ 
по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под  информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.
Практические работы могут выполняться:
• без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);
• на основе одного источника, например, географической карты или текста;
• на основе нескольких источников.
            Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на 
текстовые и нетекстовые.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалынатуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Еще один вопрос — 
форма представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.

• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
•Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.

Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.
 По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.
Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на  курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

Методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине география

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "география" позволяют организовать работу по данной дисциплине в домашних условиях....

Конспект занятия «Полевой практикум по географии в условиях реализации ФГОС ООО»

Тема  занятия: «Полевой практикум по географии  в условиях реализации ФГОС ООО»Форма проведения: практическое занятиеЦелевая аудитория: 6-8 классыЦель: формирование навыков ориен...

Методические рекомендации по организации обучения ООД География

Методические рекомендации по организации обучения ООД География является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессиям: 08.01.27 &laq...

Методические рекомендации по организации обучения ООД География

Методические рекомендации по организации обучения ООД География является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессиям: 08.01.27 &laq...