ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ»
методическая разработка по географии (5 класс)
Урок «Первое кругосветное плавание» входит в систему уроков раздела «История географических открытий» и на уроках географии в 5 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими географическими открытиями. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении географии материков и океанов в 7 классе, а так же при подготовке к ВПР в 6 классе. Данный материал полезен для педагогов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_5_klasse_2020.docx | 968.81 КБ |
pervoe_krugosvetnoe_plavanie.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ»
Левицкая А.Н.
МАОУ «СОШ № 9, Иркутская обл., г. Усть- Илимск
Урок «Первое кругосветное плавание» входит в систему уроков раздела «История географических открытий» и на уроках географии в 5 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими географическими открытиями. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении географии материков и океанов в 7 классе, а так же при подготовке к ВПР в 6 классе. Данный материал полезен для педагогов среднего звена.
ФИО учителя | Левицкая Александра Николаевна | ||||||
Предмет | география | ||||||
Класс | 5 | ||||||
Дата проведения | 10 декабря 2019 год | ||||||
Место проведения | МАОУ «СОШ № 9» г. Усть- Илимск | ||||||
Тема урока | Первое кругосветное плавание | ||||||
Тип урока | Учебное занятие по усвоению новых знаний | ||||||
Методы и формы обучения | Эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая | ||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point , учебник Географи 5 кл. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков- М.: ООО»Русское слово», Атлас по географии 5-6 класс М.: ООО»Русское слово», рабочий лист, содержащий задания и описание упражнений «Лист самооценки» | ||||||
УМК Учебник | Рабочая программа по географии для 5 класса (составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО с использованием авторской программы по курсу «География».5-9 классы / авт.-сост.Е.М. Домогацких-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. | ||||||
Цель: Задачи: | Формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия. Совершенствование навыков и умений работы с источниками географической информации 1.Образовательная – рассмотреть причины путешествия Фернана Магеллана, познакомить обучающихся с ходом экспедиции Фернана Магеллана, раскрыть практическое значение экспедиции, учить аргументировать свою точку зрения; 2.Развивающая - развивать географическую грамотность обучающихся, при работе с тематическими картами атласа и контурными картами, культуру устной речи; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 3.Воспитательная - фoрмировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиции Фернана Магеллана, содействовать положительной мотивации учебной деятельности и способности к пoзитивному сотрудничеству, умению слушать, правильно оценивать результаты своего труда и труда партнёра | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять причины и следствия географических открытий, отличия путешествий; сравнивать географические объекты по теме урока; составлять описание маршрута путешествия и территорий; определять и показывать на карте маршрут путешествия; выявлять особенности путешествия; | Регулятивные: Определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно- практической деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности Познавательные: Использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентировочных задач, владеть основами смыслового чтения текста; Коммуникативные: Излагать своё мнение(в монологе, диалоге), аргументируя его , подтверждая фактами, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | формировать способность к самооценке успешности в овладении географическими средствами в устной и письменной речи. | |||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | Формирование УУД | ||||
I.Организационный момент Цель: Создание благоприятного климата на уроке 2 мин | Так дорогие мои сегодня у вас предстоит встреча с интересными людьми- со мной, И у меня встреча с интересными людьми- с Вами !Пусть наши интересы на уроке совпадут. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место, рассаживаются по группам | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение | ||||
II.Актуализация знаний Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации 5 мин | *Наш урок географии мы начнем со знаний русского языка. Знаете ли вы, что такое сложные слова? *Сможете ли вы привести примеры сложных слов, связанных с географией? (Слайд 1) *Что такое путешествие? Из каких слов состоит это слово? Обратимся к словарю.
*Совершали ли вы когда-нибудь путешествие? *На чем можно путешествовать? *А теперь представьте, что вы живете в 16 веке в одной из приморских стран, например, в Испании (Учитель показывает расположение страны на политической карте мира.) которая расположена на побережье Атлантического океана. На чем вы бы совершили путешествие? (Слайд 2) *Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое путешествие надо совершить? Демонстрация глобуса
| Это слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ. Путешествие. Работа учащихся со словарем Ушакова- Поездка (реже передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. Ученики открывают политическую карту мира в атласе, находят Испанию на карте. На корабле. Кругосветное путешествие | Личностные: задавать вопросы, необхoдимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные: анализируют правильнo оценивать результаты своего труда и труда партнера Познавательные: провoдить сравнение, указывая на основание сравнения Коммуникативные ответственнoсть за выполненную работу | ||||
III. Формулирование темы, целей урока Цель: самостоятельное определение темы, цели урока. 3 мин | *Все в нашей жизни когда-то и кем-то свершается впервые. Исходя из всего сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока. *Прочитайте название параграфа 14. В чем отличие вашего мнения от названия темы в учебнике? (Слайд 3) Какие вопросы мы можем задать к теме урока? Учитель фиксирует вопросы на доске | Кругосветное путешествие Тема параграфа 14. «Первое кругосветное плавание». Почему плавание, а не путешествие? Кто? Когда? Зачем? Значение путешествия. | Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми; Регулятивные целеполагание; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале | ||||
IV. Работа с текстом (открытие новых знаний) Цель: обеспечение усвоения полученных знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. 10 мин VII. Закрепление и отработка материала 10-12 мин VIII.Закрепление изученного .Рефлексия. Контроль достижения цели урока Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 7 мин Итог урока. Домашнее задание Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. 3 мин | Вы поделены на пять команд. Именно столько кораблей отправилось в это плавание. Именно так они назывались: «Виктория», «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепьсьон». (группам раздаются эмблемы с названием кораблей). На каждом корабле есть Капитан – человек, который должен знать и уметь все, отвечать за все происходящее в экспедиции. Лоцман – лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и труднодоступных местах. Боцман – начальник палубной команды, отвечающий за порядок на корабле. Юнга- отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач. (Слайд 4) и оправляемся в путь, вместе с капитаном Фернаном Магелланом совершим первое кругосветное плавание. *У каждой команды есть свой маршрутный лист, своя программа, которую они должны выполнить во время своего путешествия. Каждой группе дается задание (Приложение 1-5)
Краткий рассказ групп с использованием опорных вопросов Теперь постараемся ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Почему мы говорим не о путешествии, а о плавании. (Слайд 5)
Достиг ли Ф. Магелллан своей цели? (Слайд 6) Магеллан не возвратился в исходную точку. Не совершил кругосветное путешествие. Почему в литературе звучит именно его имя? Кого по праву надо считать первыми кругосветными путешественниками? ( слайд 7) Выполните задания из Инструкционной карты п. 6 в виде теста .Работу выполняете самостоятельно , затем обмениваетесь тетрадями Вы поделены на пять команд. Именно столько кораблей отправилось в это плавание. Корабль «Виктория» берёт на себя существительное, выражающее главную тему урока (слайд 10) Корабль «Тринидад» два прилагательных, выражающих главную мысль. Корабль «Сан-Антонио» три глагола, описывающие действия в рамках темы. Корабль «Сантьяго» фраза, несущая определенный смысл. Корабль «Консепьсьон» заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Учитель фиксирует результат на доске Синквейна И сейчас пришло время оценить результаты вашей работы на уроке - Возьмите карту самооценки, «Теперь я знаю и умею», Подпишите ее и поставьте + рядом с теми пунктами, которые вам сегодня удалось выполнить. Оставьте, пожалуйста, ваши карты самооценки на столе, я ознакомлюсь с вашими ответами. Вашим домашним заданием будет: (слайд 11) П.14, вопросы устно Подготовьте маршрут современного кругосветного путешествия, определите его цель. Спасибо за урок! |
Знакомятся с обязанностями Капитана, лоцмана, боцмана, юнги роли в своих командах. Учащиеся выполняют упражнения. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. Отчеты групп. Обсуждение. Внесение дополнений, корректировка ответов. Плавание совершалось на кораблях по воде, а не по суше Да. Он достиг островов Азии. Именно в Азию и стремился попасть Фернан Магеллан. Себастьян Элькано и те 18 человек, которые вернулись на родину. Работа в паре выполняют тест, затем обмениваются работами и по критериям оценивают друг друга Выполняют тест (Приложение 6) Образец сверки на доске (слайд 8-9) Каждая группа берёт на себя по одной строчке из Синквейна. Заполняют карту самооценки «Теперь я знаю и умею», | Коммуникативные принимать участие в работе с товарищем; договариваться, приходить к общему решению. Личностные умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Регулятивные адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные умение выделения необходимой информации; Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные: анализ и синтез объектов; умение выделять общее; развитие географического мышления; Личностные: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению Познавательные анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания. Регулятивные оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Личностные уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, стремиться к приобретению новых знаний и умений. Познавательные осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения Коммуникативные уметь работать дома с различными источниками информации(карты, ресурсы интернет, книги), правильно выражать свои мысли и строить высказывания Регулятивные планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку. |
Приложение 1.Корабль «Виктория»
Почитав текст учебника «Адмирал Магеллан» и, ответив, на вопросы, сформулируйте главную цель, которую преследовал Магеллан, организовывая кругосветное путешествие.
- В какой стране родился Фернан Магеллан
- Какой план зародился у Ф. Магеллана во время походов в Азию?
- Почему он перешел на службу к Испанскому королю?
- Почему испанский король заинтересовался предложением Магеллана.
____________________________________________________________
- Что привлекало европейцев в Азии?
Приложение 2.Корабль «Тринидад»
Прочитав текст «Адмирал Магеллан», составьте датированный план путешествия.
20 октября 1519 г. _________________
21 октября 1520 г._____________________
Март 1521 г. ______________________
Приложение 3.Корабль «Сан-Антонио»
Прочитав текст учебника с.72-73. ответьте на вопросы.
- Кто принял командование после гибели Магеллана________________________________
- Сколько длилось кругосветное плавание? ___________________________________
- Какой путь выбрал капитан Элькано _______________________________________
- Какой из кораблей вернулся в родной порт?____________________________________________________
- Как сложилась судьба кораблей? _____________________________________________________.
6. Сколько человек достигли берегов Испании в этом сложном путешествии?
Приложение 4. Корабль «Консепьсьон».
Прочитайте текст. На основе анализа его содержания, содержания карт атласа выполните задания и ответьте на вопросы.
«Это самый крупный водный объект планеты, его площадь составляет около 179 млн км² . С востока на запад он простирается более чем на 19 тысяч км и на 16 тысяч км- с севера на юг. Его воды расположены большей частью в южных широтах, меньшей- в северных. На его дне обнаружено много подводных вулканов. Название объекта не соответствует его состоянию»
1) Назовите географический объект, о котором идёт речь в тексте.
2) Назовите имя путешественника, давшего название упомянутому объекту.
3) По картам атласа определите наибольшую глубину данного объекта
________________________________________________________________
4) Как называется глубочайшая впадина в пределах упомянутого объекта?
________________________________________________________
Какие материки омываются водами данного объекта? Покажите на карте указанные вами материки
Приложение 5.Корабль «Сантьяго»
Рассмотрите контурную карту и используя рисунок в учебнике на странице 70-71, Физическую карту мира с.10-11заполните таблицу.
Цифрами 1 – страна, из которой отправился путешественник, 2,5,9 обозначены океаны, 3- пролив, названный в честь мореплавателя, 6 - место гибели Ф. Магеллана, 7,8 – «пряные острова», 4 -остров, 10 - мыс.
Покажите на настенной карте путь первого кругосветного плавания.
8 | |
9 | |
10 |
Приложение 6 Тестовый практикум.
«Первое кругосветное плавание».
- Планета Земля имеет форму
А) шара,
Б) эллипсоида,
В) овала.
2. Путешественника, который задумал добраться до Азии, обогнув Америку с юга, звали
А) Христофор Колумб,
Б) Васко да Гама,
В) Фернан Магеллан
3. По своему происхождению Фернан Магеллан был
А) португальцем
Б) испанцем
В) итальянцем
4. Экспедиция Фернана Магеллана совершила
А) первое путешествие в Америку
Б) первое кругосветное плавание
В) первое путешествие в Азию.
5. Началом первой кругосветной экспедиции принято считать
А) 3 августа 1492 года
Б) 20 октября 1519 года
В) 21октября 1520 года
6. Одним из открытий экспедиции Ф. Магеллана было
А) открытие пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны
Б) открытие южной оконечности Африки
В) открытие морского пути в Индию
7. Ф. Магеллан не смог закончить первое кругосветное плавание из-за того, что
А) погиб в морском сражении,
Б) погиб в схватке с островитянами
В) остался жить на одном из островов Тихого океана
8. Перечислите океаны Земли в порядке их пересечения экспедицией Ф. Магеллана
А) Тихий
Б) Атлантический
В) Индийский
Критерии: 1 ошибка «5»; 2-3 ошибки «4»; 4 ошибки «3» 5 и более ошибок «2»
Приложение . Карта самооценки
(учимся оценивать свой результат)
Карта самооценки «Теперь я знаю и умею»
____________________________________Ф.И.
Поставь +
Теперь я знаю | + или - | Теперь я умею | + или - |
Путешественника, который задумал добраться до Азии, обогнув Америку с юга | Показывать на карте материки, океаны | ||
Кто закончил первое кругосветное путешествие | Могу дать показать на карте пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны | ||
Продолжительность первого кругосветного путешествия | Обозначить на карте маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Первое кругосветное плавание».
Команда корабля Капитан – человек, который должен знать и уметь все, отвечать за все происходящее в экспедиции. Лоцман – лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и труднодоступных местах. Боцман – начальник палубной команды, отвечающий за порядок на корабле.
Каравеллы Магеллана
Хуан Себастьян Элькано
Ответы теста 1-а 2-в 3-а 4-б 5-б 6-а 7- б 8-б, а , в
1 ошибка «5»; 2-3 ошибки «4 »; 4 ошибки «3» 5 и более ошибок «2»
Домашнее задание § 14. вопросы устно Подготовьте маршрут современного кругосветного путешествия; Определите его цель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"
урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" ...
технологическая карта урока географии 7 класс тема "Гидрография Северной Америки"
Уорк по теме "Гидрография Северной Америки" согласно ФГОС по учебнику Домогацких...
Технологическая карта урока по ОБЖ на тему " Первая помощь: сердечно-легочная реанимация" (10 класс)
Дання ТК урока составленна опираясь на личностный опыт проведения уроков по оказанию перовой помощи, и делает акцент на практической деятельности учащихся в группах....
Технологическая карта урока по истории по теме "Первые русские князья"
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет- история, тема "Первые русские князья"...
Технологическая карта урока истории, 9 класс. Тема: Первая мировая война.
Цель урока: Раскрыть причины Первой мировой войны.Задачи урока:Образовательная: анализ причины и итоги первой мировой войны, гражданской войны; характеристика основных событий, оценка действий участни...