Программа внеурочной деятельности клуба «Истоки» по краеведению
рабочая программа по географии (5 класс)
История родной земли прочными нитями связана с сегодняшним днём, с насущными потребностями современности. Обращение к вопросам краеведения всегда играло и продолжает играть значительную роль в воспитании подлинной любви к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoki.docx | 70.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
клуба «Истоки» по краеведению 5-9 классы
учитель географии Ряскина Оксана Алексеевна
Пояснительная записка
История родной земли прочными нитями связана с сегодняшним днём, с насущными потребностями современности. Обращение к вопросам краеведения всегда играло и продолжает играть значительную роль в воспитании подлинной любви к малой Родине.
«Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому»
А. С. Пушкин
Учебный материал этой программы включает в себя темы, знакомящие с историей Липецкой области, с её природой, населением, с выдающимися людьми, которые жили и творили на нашей земле.
Предметом изучения данной программы является Липецкая область.
Основной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность, которая реализуется как на уроках, так и в ходе самостоятельных работ. Возможно проведение очных и заочных экскурсий, интегрированных уроков.
Программа рассчитана для учащихся общеобразовательных школ, для 5-9 классов, количество часов в году 34, распределение по темам, обосновано учебно-тематическим планом.
Цели программы:
- Воспитывать в детях любовь к историческому прошлому, настоящему родного края, памятникам культуры.
- Готовить учащихся к активной научно-исследовательской деятельности в области краеведения, расширить их знания по географии родного края, продолжить формирование знаний об истории Липецкой области.
Задачи:
- Активизация и реализация познавательного потенциала.
- Развитие интересов к малой родине, Отечеству.
- Овладение навыками индивидуальных, групповых работ.
Основные направления программы:
Географическое Природное и экологическое Исследовательское
Историческое Практическое
Данный курс краеведения рассчитан на изучение в 5-9 классах.
5 класс – начальная ступень, посвящен изучению непосредственно города Липецка. Учащиеся знакомятся с географическим положением города, с его историей, объектами культуры, знаменитыми земляками, чьи имена отражены на карте города.
6 класс – продолжение начального курса – знакомство с Липецкой областью, её малыми городами.
7 класс – культурный цикл, опирающийся на гуманитарные науки. Знакомство с культурным наследием области, её историческими личностями. Курс теснейшим образом связан с литературой, историей, музыкой.
8 класс – естественный цикл – знакомство с природой и объектами природы области. Здесь прослеживается теснейшая связь с географией, биологией и экологией.
9 класс – историко-экономическое развитие края. Мы рассматриваем современную историю (20 век) и экономику области.
Программа (5-9 класс)
5 класс. 34 часа. «Липецк – город, в котором я живу» (начальный курс – общее знакомство с городом)
- Введение (2 часа)
- Липецк на карте России ( 3 часа)
- История развития города (6 часов)
- Символы города (2 часа)
- Улицы нашего города (4 часа)
- Место, где мы живем, растем, учимся (5 часов)
- Архитектура и культура города (5 часов)
- Крупные предприятия города (2 часа)
- Природные объекты (5 часа)
- Обобщение по курсу (1 час)
№ п.п. | Тема урока. Разделы. | Форма урока | Кол-во часов |
Введение (2 часа) | |||
1 | Это удивительное слово «краеведение». Из истории Российского краеведения. Задачи предмета. | Лекции | 1 ч |
2 | В объективе – город Липецк. Викторина на знание истории родного края. | Урок-игра | 1 ч |
Липецк на карте России (3 часа) | |||
3 | Липецк на карте России. Местоположение города на карте. Соседи. | Комбинированный урок | 1 ч |
4 | Особенности географического положения города. Обозначение на карте. | Практическая работа | 1 ч |
5 | Путешествие по улицам родного города. Происхождение названий. Связь названий с природой и переменами в обществе. Российских городов | Урок – творческая мастерская | 1 ч |
История развития города (6 часов) | |||
6 | Археологическая история город | Комбинированный урок | 1 ч |
7 | Появление первых поселений. Символ древности – Липецкое городище. | Лекция | 1 ч |
8 | Путешествие в далекую старинную культура и быт. Ремесла 15-16 в.в. | Урок-экскурсия | 1 ч |
9 | По «Петровским» местам города Липецка. | Урок-путешествие | 1 ч |
10 | Липецк – город-курорт. Строительство города и курорта. | Лекция | 1 ч |
11 | Ожившие страницы прошлого. Рассказ о истории родного края от лица участника события | Урок-обобщение по теме | 1 ч |
Улицы нашего города (4 часа) | |||
12 | Расположение на карте города улиц, площадей, переулков. | Комбинированный урок | 1 ч |
13 | Улицы прошлого. Новые названия улиц и площадей. | Лекция | 1 ч |
14 | Известные люди. Их именами названы улицы города. М. Клюев – первый градоначальник Липецк. | Лекция | 1 ч |
15 | Моя улица. Составление простейших карт, схем, путеводителей. | Практическая работа | 1 ч |
Город. Дом. Семья (5 часов) Место, где мы живем, растем, учимся. | |||
16 | Моя семья. Генеалогическое древо моей семья | Комбинированный урок | 1 ч |
17 | Семейные традиции и народные праздники. | Рефераты, творческие работы учащихся | 1 ч |
18 | Народные промыслы и профессии родителей. | Комбинированный урок | 1 ч |
19 | Моя школа. Традиции и воспитанники школы. | Лекция | 1 ч |
20 | Проект «А у нас во дворе!» Создание эскиза, сочинение на тему «Дом, в котором я живу» | Проектная деятельность | 1 ч |
Архитектура и культура города (5 часов) | |||
21 | «Земли родной минувшая судьба». История, архитектура, церковные памятники города. | Урок-экскурсия | 1 ч |
22 | Культурные учреждения города (музеи, театры, библиотеки) | 1 ч | |
23 | Живые памятники архитектуры (парки, скверы) | 1 ч | |
24 | Урок-проект «Парк будущего» | Творческая деятельность | 1 ч |
25 | «Удивительное рядом» Фотоплакат «Семь чудес Липецка» | Творческая деятельность | 1 ч |
Промышленные предприятия города (2 часа) | |||
26 | Крупнейшие предприятия. | лекция | 1 ч |
27 | Липецк – город металлургов. | Комбинированный урок | 1 ч |
Природные объекты (5 часов) | |||
28 | Памятники природы. Виды ландшафтов своего города. | 1 ч | |
29 | Природа края в легендах, преданиях и народных праздниках. | 1 ч | |
30 | Природные объекты. Заповедные территории. | 1 ч | |
31 | Липецкий зоопарк. | 1 ч | |
32 | Животный и растительный мир нашего края | 1 ч | |
33 | Урок-обобщение по теме: « Природные объекты» | Творческая мастерская | 1 ч |
34 | Итоговое тестирование | 1 ч |
Учащиеся должны знать и уметь:
- Иметь представления о символах города, что они означают.
- Уметь определять и показывать географическое положение города на карте. Знать с какими областями граничит Липецк.
- Знать историю возникновения и развития Липецка как города.
- Знать какие улицы существуют в городе, историю их названия.
- Иметь представление, какие культурные и исторические объекты находятся в городе, их назначение для жизни липчан.
- Иметь представление о промышленных объектах города и продукции, которую они выпускают.
- Знать какие природные объекты и памятники природы есть в городе и их значение.
6 класс. 34 часов. «Моя малая Родина – Липецкая область» (продолжение начального курса, изучение Липецкой области)
- Введение ( 3 часа)
- «Край в далёком прошлом» (3 часа)
- Липецкая область на карте России ( 3 часа)
- «Малые города Липецкой области» (8 часов)
- Архитектура и история (5 часов)
- Знаменитыt земляки Липецкого края (4 часа)
- Охраняемые ландшафты (7 часов)
№ | Разделы. Название тем уроков. | Форма урока. | Количество часов. |
1 | Это интересное слово «краеведение». Задачи и содержание курса. Толкование понятия краеведения. | Урок-лекция | 1ч |
2 | Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения в познании природы, истории, культуры. | Исследовательская работа. | 1ч |
3 | Практическая работа. «Оживить карту Липецкой области». Озвучить происхождение названий на карте. | Практическая работа. | 1ч |
Липецкая область на карте России ( 3 часа) | |||
4 | Географическое положение Липецкой обл. Образование области и её состав. | Схематический урок. Конспект. | 1ч |
5 | Липецкая обл. Границы и соседи. «Путешествие по карте Липецкой области». | Практическая работа. | 1ч |
6 | «Люблю тебя, мой край родной». Символы города и области. | Урок-выставка творческих работ. | 1ч |
«Край в далёком прошлом» (3 часа) | |||
7 | Исторический очерк. Родной край в далеком прошлом. ( Куликовская битва, Белгородская засечная черта) | Сообщения, рефераты. | 1ч |
8 | Археологические раскопы на территории Липецкой области. Замятин – восстановитель картины заселения нашего края. | ||
9 | Древнейшие поселения людей на территории области. Первые города. Онуза - древний город Липецк? Символ древности - Липецкое городище.. | Урок- дискуссия | 1ч |
«Малые города Липецкой области» (8 часов) | |||
10 | Города Липецкой области. Даты возникновения, гербы, их происхождение. Историческое досье героев Липецкой области. | презентация | 1ч |
11 | История городов российских. Елец – древнейший город липецкого края. (История возникновения, занятия жителей) | презентация | 1ч |
12 | Города – крепости: Усмань, Данков. Страницы истории. | презентация | 1ч |
13 | Грязи. История и земляки. Важный ж/д узел –г.Грязи. | презентация | 1ч |
14 | Русский город Лебедянь. Легенды о городе | презентация | 1ч |
15 | Русский Иерусалим - Задонск. Святые источники Задонска. | презентация | 1ч |
16 | История возникновения Чаплыгина. Меньшиков и Чаплыгин. Раненбург – апельсиновый город. | презентация | 1ч |
17 | Творческий урок. Обобщение по теме: «Малые города Липецкой области» | Творческие работы учащихся | 1ч |
Архитектура и история (5 часов) | |||
18 | Архитектура и исторические памятники городов Липецкой области | презентация | 1ч |
19 | Усадьбы и история их владельцев | презентация | 1ч |
20 | Музеи усадьбы Липецкой области | презентация | 1ч |
21 | Монастыри и церкви земли Липецкой | презентация | 1ч |
22 | Храмы. (Храмы которые потеряли… Храмы которые возвели…) | презентация | 1ч |
Знамениты земляки Липецкого края (4 часа) | |||
23 | Знаменитые земляки. Святые земли Липецкой. | 1ч | |
24 | Знаменитые земляки. Деятели культуры. | 1ч | |
25 | Знаменитые земляки. Деятели науки. | ||
26 | Великие географы родом из Липецкого края. | презентация | |
27 | Урок – обобщения по теме. | Краеведческая конференция | |
Охраняемые ландшафты (7 часов) | |||
28 | Живые музеи зелёной архитектуры (дендрологические парки, старинные аллеи) | презентация | |
29 | Заповедные зоны Липецкой области. | Презентация | 1ч |
30 | Практическая работа. Охраняемые ландшафты Липецкой области. | Практическая работа | 1ч |
31 | Мещерский край. Край благоухающей сирени.(Сиреневое царство) | Презентация | 1ч |
32 | Заказники Липецкой области (Липецкий, Добровский, Задонский, Краснинский, Первомайский) | Презентация | 1ч |
33 | Путешествие по биологической тропе Липецкого края. | Экскурсия. Проектная деятельность учащихся. | 1ч |
34 | Итоговое тестирование. |
Учащиеся должны знать и уметь:
- Знать причину образования области, историю ее возникновения, уметь определять ее географическое положение на карте.
- Знать из каких соседних областей образовалась Липецка область, какие районы вошли в ее состав.
- Знать когда появились первые поселения людей на территории Липецкой области, какие археологические изыскания велись.
- Знать какие малые города вошли в состав области, их историю возникновения, исторические и архитектурные памятника.
- Знать какой след в истории России оставили наши знаменитые земляки-уроженцы Липецкой области.
- Знать какие промышленные объекты располагаются на территории области, и какую продукцию они выпускают.
- Знать какие памятники природы, заповедники, дендрарии есть на территории области.
7 класс. 34 часа. Культурно-историческое наследие Липецкого края.
- Введение ( 1 час)
- Археология и история нашего края (6 часов)
- Путешествие в далёкую старину (10 часов)
- Архитектура Липецкого края (4 часа)
- Литературный Липецкий край (6 часов)
- Щедрость таланта (1 час)
- Знаменитые земляки города Липецка (5 часов)
- Обобщение (1 час)
№ п.п. | Тема урока. Разделы. | Форма урока | Кол-во часов |
Введение. | |||
1 | Краеведение – познание родного края. Задачи и содержание курса 7 класса. | Лекция | 1 ч |
Археология и история нашего края. | |||
2 | Наш край в древности. Археология | Лекция | 1 ч |
3 | Борьба населения края с татаро-монголам. Создание оборонительных укреплений. Города-крепости. | Лекция | 1 ч |
4 | Петр 1 и Липецкий край | Комбинированный урок | 1 ч |
5 | Усадьбы сподвижников Петра 1 в Липецком крае. | 1 ч | |
6 | Создание Липецкого курорта минеральных вод. Город и курорт. | Комбинированный урок | 1 ч |
7 | Урок-обобщение. Творческая мастерская. | 1 ч | |
Культура наших предков | |||
8 | Из истории русского народа. Культура и быт. | 1 ч | |
9 | «Пир на весь мир». Праздники и обряды. | 1 ч | |
10 | Мастера-умельцы Липецкого края. | 1 ч | |
11 | Ремесла Липецкого края. Боги. Покровители. | 1 ч | |
12 | Русские сказки. Народный фольклор. Сказ о том, как Липецкие улицы назывались. | 1 ч | |
13 | Город мастеров. Добровские гончары. Романовская игрушка. Елецкие кружева. | 1 ч | |
14 | Из истории народного костюма | Комбинированный урок | 1 ч |
15 | История древнерусской игрушки. «Игрушка – дело серьёзное». | 1 ч | |
16 | Этнография и фольклор. Стахович М. А. | Комбинированный урок | 1 ч |
17 | Урок-общение. | Комбинированный урок | 1 ч |
Архитектура Липецкого края | |||
18 | Дворянские усадьбы и их хозяева. | 1 ч | |
19 | Архитектурные памятники 17 века. | 1 ч | |
20 | Шедевры Баженова на Липецкой земле (церковь Знамения. Вешеловка) | 1 ч | |
21 | Урок-обобщение. | Творческо-обобщающий урок | 1 ч |
Литературный Липецкий край. | |||
22 | Литературная гостиная (Шаховский, А. Бунин, Цветаева), | 1 ч | |
23 | «Культурные гнезда» нашего края» (Пальма-Михайловка, Урусово, Кореневщино, Кропотово, Тудаловка, Озерки) | 1 ч | |
24 | Толстой и Липецкий край. Театр драмы им. Толстого. | 1 ч | |
25 | На родине Пришвина. Природа Липецкого края в произведениях писателя. | 1 ч | |
26 | Пушкин и Лермонтов в гостях у Липецкого края. | 1 ч | |
27 | Тургенев и Липецкий край. | 1 ч | |
Щедрость таланта. | |||
28 | История и судьбы. Лебедев. Игумнов. Хренников. | 1 ч | |
Знаменитые земляки города Липецка | |||
29 | Знаменитые земляки. Святые земли Липецкой. | 1 ч | |
30 | Знаменитые земляки. Деятели науки. | 1 ч | |
31 | Естествоиспытатель Е. В. Быханов. История Быханова сада (Достопримечательности, растения) | 1 ч | |
32 | Знаменитые земляки. Деятели культуры. | 1 ч | |
33 | Творческая работа «Книга: «Жизнь замечательных людей» | 1 ч | |
34 | Урок-обобщение | 1 ч |
Учащиеся должны знать и уметь:
- Знать когда появились первые оседлые поселения на территории области, с какой целью они возникли.
- Знать какова была хозяйственная деятельность людей, и как возникло металлургическое производство, какую роль в истории Липецкой области сыграл Петр 1 и его сподвижники.
- Знать причины зарождения курорта минеральных вод, и его сегодняшнее развитие и состояние.
- Знать культурные обычаи наших предков, его национальный костюм, обряды, ремесла и народное творчество.
- Знать литературное и музыкальное творчество наших земляков.
- Познакомиться с архитектурным достоянием нашего края.
- Знать знаменитых ученых Липецкой области и их достижения в области мировой науки.
8 класс. 34 часа. Природа Липецкой области.
- История - археология. (6 часов)
- География. (14 часов)
- Флора и фауна края. (1 час)
- Биология. (9 часов)
- Экология. (4 часа)
№ п.п. | Тема урока. | Форма урока. | Кол-во часов. |
История - археология. | |||
1. | Древнейшие поселения. С. Долгое – одна из известнейших археологических стоянок. | Урок-лекция. | 1 ч. |
2. | Дикое поле. Создание Белгородской засечной линии. Данков – Лебедянь. Донцкое - Задонцк. | 1 ч. | |
3. | Родной край в далеком прошлом. | Рефераты. | 1 ч. |
4. | Важнейшие исторические события древности, средневековье, 17,18,19,20 века на территории Липецка. | Урок-конкурс на лучшего знака истории. | 1 ч. |
5. | Жизнедеятельность С. Н. Замятина по восстановлению картины заселения нашего края. | 1 ч. | |
6. | История образования области. Даты возникновения крупнейших городов нашего края. | 1 ч. | |
География. | |||
7. | Липецкая область на карте. Её границы и соседства. Административное положение нашего края на карте России. | 1 ч. | |
8. | Географическое положение Липецка. Роль Петра и Меньшикова в развитии нашего края. | Урок-лекция. | 1 ч. |
9. | Географы, путешественники – гордость России. Наши земляки П. П. Семёнов Тян-Шанский, П. А. Кропоткин. | 1 ч. | |
10. | Символы страны и края. Административное деление, Георальдика. | Практическая работа. | 1 ч. |
11. | Природа Липецкой области. | 1 ч. | |
12. | Геологическое строение. | 1 ч. | |
13. | Рельеф. Рельеф края, его особенности, влияющие на жизнь и деятельность людей. | 1 ч. | |
14. | Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Липецкой области и их использовании. | Практическая работа. | 1 ч. |
15. | Климат и погода. | Практическая работа. | 1 ч. |
16. | Водные богатства области. Реки. Роль В. Пескова и земляков за жизнь малых рек. | 1 ч. | |
17. | Озёра, болота пруды, водохранилища. | Практическая работа. | 1 ч. |
18. | Почвы Липецкой области. Деятельность учёного-агрохимика Д. Н. Пряншиникова. | 1 ч. | |
19. | Чернозём – главное богатство почв, мировой эталон плодородия. | Практическая работа. | 1 ч. |
20. | Природные комплексы Липецкой области. Быханов – учёный, земляк. | Урок-экскурсия. | 1 ч. |
Флора и фауна края. | |||
21. | Растительный мир. | Творческая мастерская. | 1 ч. |
Биология. | |||
22. | Животный мир. | Урок-КВН. | 1 ч. |
23. | Красная книга. Исчезающий мир. | Творческая мастерская. | 1 ч. |
24. | Заповедные и охраняемые территории. | 1 ч. | |
25. | Отношение к природе великих людей нашего края. | Рефераты. | 1 ч. |
26. | Ландшафтные памятники нашего края. | 1 ч. | |
27. | Галичья гора. | Урок-экскурсия. | 1 ч. |
28. | Воронежский биосферический заповедник. | Урок-экспедиция. | 1 ч. |
29. | Мещёрка. Первомайский и Колодецкий заказники. | 1 ч. | |
30. | Дендрарий. | 1 ч. | |
Экология. | |||
31. | Экологические проблемы нашей области. | 1 ч. | |
32. | Охраняемые ландшафты Липецкого края. Традиции парковой культуры. | 1 ч. | |
33. | Народные врачевания. Древние и новые рецепты лекарей и знахарей. Врач Трунов. | Урок интересных встреч. | 1 ч. |
34. | Урок-обобщение | 1 ч |
Учащиеся должны знать и уметь:
- Уметь описывать географическое положение Липецкой области, уметь показывать на карте, знать граничащие с ними области, знать размеры территории области.
- Знать геологическое строение и основные формы рельефа, называть месторождения полезных ископаемых.
- Знать факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны.
- Знать тип климата Липецкой области, почв, бассейны рек.
- Объяснять природные особенности и географические явления Липецкой области.
- Описывать антропогенные изменения природы и причины их появления.
- Знать экологические проблемы Липецкой области и пути их решения.
- Знать деятельность ученых Липецкой области и их вклад в науку России.
9 класс. 34 часа. Экономико-исторический цикл.
- Введение (1 час)
- Липецкая область (3 часа)
- Страницы истории (5 часов)
- Население Липецкой области (9 часов)
- Экономика и хозяйство Липецкой области (9 часов)
- Обобщающие уроки (7 часов)
№ п.п. | Тема урока. | Форма урока. | Кол-во часов. |
Введение | |||
1 | Введение. Задачи и содержание курса. Термины и понятия. | Лекция | 1 ч |
Липецкая область | |||
2 | Липецкая область на географической карте (экономико-географическое положение). | Урок-практиум | 1 ч |
3 | Возникновение области и административно-территориальное деление. | 1 ч | |
4 | Из истории географического познания. | Урок-смотр знаний | 1 ч |
Страницы истории | |||
5 | Рубеж 19-20 век. Крупнейшие события на территории. | 1 ч | |
6 | Строительство новой жизни. Индустриализация. | 1 ч | |
7 | Военные действия на территории края. Места боев. Героизм липчан. | 1 ч | |
8 | Культурологический обзор развития жизни по десятилетиям. | Урок-обобщение | 1 ч |
9 | Современные военные кампании. Подвиги героев-липчан в Афганистане, Чечне. Горячие точки. | Мероприятие «Навеки 19-тилетние» | 1 ч |
Население Липецкой области | |||
10 | Население Липецкой области. Соотношение общероссийских данных с региональными. | 1 ч | |
11 | Трудовые ресурсы. Образование в области. Учебные заведения и их специализация. | Лекция | 1 ч |
12 | Национальный и религиозный состав. Вероисповедование, действующие церкви. Духовное наследие. | 1 ч | |
13 | Православные праздники. Нравы жителей города. | 1 ч | |
14 | Этнография старого быта. Фольклор. | Урок-экскурсия | 1 ч |
15 | Народные промыслы и ремесла. | Творческая мастерская «Красота, создаваемая руками мастеров | 1 ч |
16 | Народный костюм. История народного костюма. | 1 ч | |
17 | Липецкие ярмарки и предметы продажи. | Рефераты | 1 ч |
18 | Урок-обобщение по теме. | 1 ч | |
Экономика и хозяйство Липецкой области | |||
19 | Экономика наших предков. | Проектная деятельность | 1 ч |
20 | Кожин – основатель железоделательных заводов. Липецкий край – российскому флоту. | 1 ч | |
21 | Сельское хозяйство. Современное состояние, перспективы. | Лекция | 1 ч |
22 | Шишков – сахарных дел мастер (Баловнево) | 1 ч | |
23 | История развития металлургии. Липецк - город металлургов | 1 ч | |
24 | Промышленные предприятия Липецкой области и их продукция. | 1 ч | |
25 | Промышленность областных городов Липецкой области. | 1 ч | |
26 | Транспорт. Экологический проблемы. | Практическая работа «Транспорт и окружающая среда» | 1 ч |
27 | Урок-обобщение по теме. | 1 ч | |
Обобщающие уроки | |||
28 | Липецкая область – особая экономическая зона. Особые экономические зоны федерального и регионального назначения. | 1 ч | |
29 | Внутренние и внешнеэкономические связи. Ввоз и вывоз на территории области. | 1 ч | |
30 | Будущее Липецкой области глазами детей. | Проектная деятельность | 1 ч |
31 | Формирование нравственно-этических идеалов через отношения к природе. | Творческая мастерская. | 1 ч |
32 | Культурные гнезда нашего края и история их владельцев. | 1 ч | |
33 | Шедевры архитекторов Баженова и Тона. | 1 ч | |
34 | Обобщение по теме. | 1 ч |
Учащиеся должны знать и уметь:
- Уметь описывать экономико-географическое положение Липецкой области.
- Знать предпосылки развития современной промышленности.
- Называть основные отрасли хозяйства и крупнейшие промышленные предприятия.
- Называть основные транспортные магистрали и виды транспорт, развитые в Липецкой области.
- Описывать природные ресурсы Липецкой области.
- Описывать периоды формирования хозяйства.
- Объяснять влияние разных факторов на формирование и размещение предприятий.
- Знать структуру ввоза и вывоза продукции на территории области.
- Знать и объяснять современные социально-экономические проблемы Липецкой области.
- Прогнозировать дальнейшее развитие территории под влиянием определенных факторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»
Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...
Программа внеурочной деятельности кружка " Истоки"
Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Истоки» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравствен...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Истоки»
Цель курса – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.Задачи:- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества;- р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для учащихся 7 класса
Программа "Социокультурные истоки" направлена на изучение ведущих ценностей российской цивилизации, что способствует расширению культурологической компетентности учащихся.В плане подготовки ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "К истокам слова"
Цель данной программы: формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова,...
Программа внеурочной деятельности "Родные истоки"
Программа внеурочной деятельности...