Программа внеурочной деятельности "Родные истоки"
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большекуналейская средняя общеобразовательная школа имени Гуслякова Г.И.»
Рассмотрено: на заседании МО. Руководитель: _______/Гребенщикова С.Г./ Протокол №___ от «___» _______ ______г. | Согласованно: Заместителем директора по УВР _______/Назарова Н.С./ «___»_________ _________г. | Утверждаю: Директор школы ________/Ивлева А.М./ Приказ №____ от «____»_________ ______г. |
Программа
внеурочной деятельности
«Родные истоки»
Автор программы:
Гребенщикова С.Г,
учитель истории и обществознания.
Срок реализации программы: 2 года
Класс:5-6
с. Б-Куналей
2021-2022
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Родные истоки” по духовно-нравственному направлению разработана для занятий обучающихся 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, в рамках реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия, Концепции национально-государственного компонента государственного стандарта образования республики Бурятия.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства и уважения к своему народу, своей малой Родине.
Практическая значимость: Программа «Родные истоки» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Программа «Родные истоки» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010., и программы «История и культура семейских Забайкалья» под ред. В.Л. Петров, Е.В. Петрова, Улан-Удэ изд. «Бэлиг».
Вид программы: модифицированная
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Отличительные особенности программы:
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Педагогически целесообразно поделить программу на два этапа или два года обучения.
I этап: привитие интереса к изучению краеведческого материала, вовлечение учащихся в поисковую деятельность, развитие самостоятельности, творческой активности учащихся, становление и сплочение коллектива.
II этап: активизация поисково - исследовательской и проектной деятельности, становление духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.
Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 2 час в неделю. Всего: 68 часов в год. Периодичность занятий –2 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и познавательную информацию, способную дать простор воображению.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Отличительной особенностью является работа на местном региональном компоненте.
Набор детей проводится на свободной основе. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, в школьном краеведческом музее. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, проекты, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Формы занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- трудовые дела.
Уровни результатов работы по программе:
Первый уровень:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении
Второй уровень:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Третий уровень:
Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Результаты деятельности внеурочной деятельности могут быть представлены на конкурсах, НПК, а также выполнение проектов в форме издания буклетов, выпуска плакатов и стенгазет, сценарий праздника.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ | Содержание программы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Всего | теория | практика | |||||
Раздел I. Формирование русского народа – 10ч | |||||||
1 | Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. | 1 | 1 | Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||
2-3 | Формы и методы исследовательской работы. | 2 | 1 | 1 | |||
4-5 | Древние славяне. Языческие боги у россов. | 2 | 1 | 1 | |||
6 | Крещение на Руси. | 1 | 1 | ||||
7-8 | Заселение русскими Сибири и Забайкалья | 2 | 1 | 1 | |||
9-10 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел II. Изменение в Русской Православной церкви в сер. XVII века- 12ч. | |||||||
11-12 | Церковная реформа Никона | 2 | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
13-14 | Протопоп Аввакум. Ссылка Аввакума в Сибирь | 2 | 1 | 1 | |||
15-16 | Старообрядцы и новообрядцы, их борьба. | 2 | 2 | ||||
17-20 | Старообрядческая книжность. | 4 | 1 | 3 | |||
21-22 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел III. Переселение старообрядцев на «Байкал-море» - 10ч | |||||||
23-24 | Переселение «поляков» в Забайкалье. Первые годы жизни за Байкалом | 2 | 2 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||
25-26 | Старообрядцы Большого Куналея. Начало родословных старообрядческих родов. | 2 | 1 | 1 | |||
27-28 | Понятие «семейские». Воспитание детей в семейских семьях. | 2 | 1 | 1 | |||
29-30 | Занятие земледелием и огородничеством. | 2 | 1 | 1 | |||
31-32 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел IV. Домашний быт семейских Забайкалья- 31ч | |||||||
33-38 | Семейская одежда – мужская, женская, детская | 6 | 3 | 3 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
39-42 | Жилище семейских. Избы, двор, надворные постройки. | 4 | 2 | 2 | |||
43-46 | Домовая роспись. Резьба по дереву | 4 | 2 | 2 | |||
47-49 | Домашнее хозяйство – скот, птица, огород. | 3 | 1 | 2 | |||
50-54 | Домашняя утварь семейских. | 5 | 2 | 3 | |||
55-58 | Пища семейских. | 4 | 1 | 3 | |||
59-61 | «Культ чистоты» семейских | 3 | 2 | 1 | |||
62-63 | Разработка и защита исследовательских проектов. | 2 | 2 |
Раздел V. Итоговое занятие- 5ч. | |||||
64-66 | Оформление и защита творческих работ. | 3 | 3 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
67-68 | Отчёт о работе. | 2 | 2 |
Содержание изучаемого курса 1 этапа обучения
Формирование русского народа (10ч).
Вводное занятие. Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. Формы и методы исследовательской работы. Древние славяне. Языческие боги у россов. Крещение на Руси. Расширение границ русской страны. Заселение русскими Сибири и Забайкалья. Поисковая работа. Разработка исследовательских проектов.
Изменение в Русской Православной церкви в сер. XVII века (12ч).
Царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум. Церковная реформа Никона. Ссылка Аввакума в Сибирь. Старообрядцы и новообрядцы, их борьба. Старообрядческая книжность. Работа с литературными источниками. Разработка исследовательских проектов.
Переселение старообрядцев на «Байкал-море» (10ч).
Переселение «поляков» в Забайкалье. Первые годы жизни за Байкалом. Старообрядцы Большого Куналея. Начало родословных старообрядческих родов. Понятие «семейские». Воспитание детей в семейских семьях. Занятие земледелием и огородничеством. Поисковая работа. Разработка исследовательских проектов.
Домашний быт семейских Забайкалья ( 31ч).
Семейская одежда – мужская, женская, детская. Жилище семейских. Избы, двор, надворные постройки. Домовая роспись. Резьба по дереву. Домашнее хозяйство – скот, птица, огород. Домашняя утварь семейских. Пища семейских. «Культ чистоты» семейских. Работа с экспозициями школьного краеведческого музея. Поисковая работа. Разработка и защита исследовательских проектов.
Итоговое занятие(5ч).
Оформление и защита творческих работ. Отчёт о работе.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ | Содержание программы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Всего | теория | практика | |||||
Раздел I. Обычаи и традиции семейских – 14ч | |||||||
1 | Вводное занятие. Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. | 1 | 1 | Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||
2-6 | Народная культура. Обряды и обычаи семейских | 5 | 2 | 3 | |||
7-8 | Месяцеслов. | 2 | 1 | 1 | |||
9-12 | Праздники семейского календаря. | 4 | 1 | 3 | |||
13-14 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел II. Медицина семейских- 16ч. | |||||||
15-16 | Здоровый образ жизни семейских. | 2 | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
17-20 | Народная медицина. | 4 | 2 | 2 | |||
21-22 | Народные целители. | 2 | 1 | 1 | |||
23-26 | Лекарственные травы. | 4 | 2 | 2 | |||
27-28 | Заговоры и молитвы | 2 | 2 | ||||
29-30 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел III. Фольклор и говор семейских - 14ч | |||||||
31-32 | Песенные традиции семейских. | 2 | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
33-36 | Предания, были, пословицы, загадки, частушки | 4 | 2 | 2 | |||
37-38 | Организаторы семейского хора в с. Большой Куналей. | 2 | 1 | 1 | |||
39-42 | Говор семейских из села Большой Куналей. | 4 | 1 | 3 | |||
43-44 | Разработка исследовательских проектов. | 2 | 2 | ||||
Раздел IV. Семейские и советская власть- 19ч | |||||||
45-46 | Гражданская война. | 2 | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
47-49 | Развитие образования на селе. Ликбез. Первые школы. | 3 | 1 | 2 | |||
50-52 | Знаменитые люди села – писатели, поэты, деятели образования и науки. | 3 | 1 | 2 | |||
53-56 | Семейские в годы Великой Отечественной войны. Воины – земляки на фронтах ВОВ. | 4 | 2 | 2 | |||
57-59 | Труженики тыла | 3 | 1 | 2 | |||
60-61 | Послевоенные годы | 2 | 1 | 1 | |||
62-63 | Разработка и защита исследовательских проектов. | 2 | 2 |
Раздел V. Итоговое занятие- 5ч. | |||||
64-66 | Оформление и защита творческих работ. | 3 | 3 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
67-68 | Отчёт о работе. | 2 | 2 |
Содержание изучаемого курса 2 этапа обучения.
Обычаи и традиции семейских (14ч).
Вводное занятие. Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. Народная культура. Обряды и обычаи семейских. Месяцеслов. Праздники семейского календаря. Проведение праздников народного календаря. Выпуск народного календаря. Поисково-исследовательская работа, работа с литературными источниками. Сбор материала об обрядах, праздниках. Разработка исследовательских проектов.
Медицина семейских (16ч).
Общие сведения. Здоровый образ жизни семейских. Народная медицина. Народные целители. Лекарственные растения. Заговоры и молитвы. Сбор материала о народных целителях. Работа с письменными и архивными источниками. Разработка исследовательских проектов.
Фольклор и говор семейских (14ч).
Песенные традиции семейских. Семейские песни, предания, были, пословицы, загадки, частушки. Организаторы семейского хора в с. Большой Куналей. Говор семейских из села Большой Куналей. Поисково-исследовательская работа Разработка исследовательских проектов.
Семейские и советская власть (19ч).
Гражданская война в крае. Развитие образования на селе. Ликбез. Первые школы. Знаменитые люди села – писатели, поэты, деятели образования и науки. Семейские в годы Великой Отечественной войны. Воины – земляки на фронтах ВОВ. Труженики тыла. Послевоенные годы. Работа с фондами школьного музея, знакомство со школьной «Книгой Памяти». Разработка и защита исследовательских проектов на школьной НПК.
Итоговое занятие (5ч).
Оформление и защита творческих работ. Отчёт о работе на школьной краеведческой конференции.
Предполагаемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Методические рекомендации.
1. При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном селе. Привлечь учащихся к созданию презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах – земляках.
2. Важно вовлекать учащихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.
3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории села, района, о героях ВОВ, наших земляках.
Список литературы для педагога и учащихся.
- Архивный материал школьного краеведческого музея.
- Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья, Новосибирское книжное издательство, 1990 г.
- Болонев Ф.Ф. Семейские. Бурятское книжное издательство, 1992г. Болонев Ф.Ф.Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX в.в., Новосибирск, 1994г.
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья, Барнаул, 2000г. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники, Новосибирск, 2004г., Из-во «Книжица», 72
- Воспоминания жителей села.
- Интернет-ресурсы
- Петров B.J1. Петрова Е.В. История и культура семейских Забайкалья. Улан- Удэ, Из-во «Бэлиг», 2005 г., 328 стр.
- Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы, Москва, ассоциация «Народная педагогика», 1994 г., 44 стр.
Список использованной литературы
- Алмазов С.Ф. Питерский П.Я. Праздники православной церкви., Гос. из-во политической литературы, М. 1962 г.
- Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья, Новосибирское книжное издательство. 1990г.
- Болонев Ф.Ф. Семейские, Бурятское книжное издательство, 1992г.
- Болонев Ф.Ф.Старообрядцы Забайкалья в ХУП1-ХХ в.в., Новосибирск. 1994г.
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья, Барнаул. 2000г
- Петров B.JI. Петрова Е.В. История и культура семейских Забайкалья. Улан-Удэ, Из-во «Бэлиг», 2005 г., 328 стр
- Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 - 215.
- Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы, Москва, ассоциация «Народная педагогика», 1994 г.. 44 стр.
- Сергеев И.С. Сергеева В.И. Краеведческая работа в школе, М., «Просвещение», 1974 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Программа внеурочной деятельности "Истоки"
Данная программа расчитана для учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС по краеведческой направленности....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Сборник программ внеурочной деятельности и методических разработок. Восхождение к истокам
Сборник предназначен для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности « ИСТОКИ » 2 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...