Программа внеурочной деятельности кружка " Истоки"
материал по краеведению (5 класс)

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Истоки» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории и культуры родного края  при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней

Сенека (младший)

Пояснительная записка.

Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Истоки» составлена для работы со школьниками среднего и старшего звена и направлена на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории и культуры родного края  при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Цель программы: Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Чувашской Республики

Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить ребят с культурными учреждениями республики; историей возникновения и развития малой родины. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Учить детей быть ответственными за свои поступки.  

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Истоки» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей Чувашской Республики, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих Чувашскую Республику. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Истоки» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Содержание программы

Курс программы состоит из 15 разделов.

1 раздел - «Введение в краеведение»

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении города Чебоксары, происхождении Чувашской Республики.

Рекомендации к первому разделу «Введение в краеведение».

На данном этапе педагог создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде занятия-игры, Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение области по отношению к определенным областям и на общей карте РФ.

Для закрепления полученных представлений можно дополнить занятие работой с раздаточным материалом; можно предложить задание с работой на мини-карте

2 раздел - «Мой край на карте Родины»

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Костромского края, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления чувашей в Поволжье ; с историей возникновения города Чебоксары.

Рекомендации ко второму разделу «Мой край на карте Родины»

К занятию необходимо иметь карту Чувашской Республики, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц города Чебоксар, образец жилища, предметы быта. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки.

3 раздел – «Я и моя семья»

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

Рекомендации к третьему разделу «Я и моя семья»

Занятие в форме путешествия строится в форме лекции с элементами беседы, проводится научным сотрудником краеведческого музея города Чебоксары, в ходе которой лектор познакомит с вкладом Чебоксар  в развитие нашего края (Приложение 1).

Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи. Закрепляют профессии своих родителей игрой «Угадайка». Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры города Чебоксары

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

Рекомендации к четвертому разделу «Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию.

Детям предложить выполнить проект - изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

5 раздел – «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города названных в честь наших земляков. Историческими объектами, мемориальными досками. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-шарьинцев именами которых названы улицы » (“Их именами названы улицы города”.

Рекомендации к пятому разделу «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.

Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам города Чебоксары». Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Педагог может дать общее представление о расположении улиц в городе Чебоксары; н примере рассказать об одной из улиц.

6 раздел – «Наша школа»

Дети знакомятся с традициями, историей своей школы.

7 раздел – «Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении города Чебоксары Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края.

Анализируется, как изменился город за время его становления, что отличает современный город.

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города.

Форма контроля: «Памятники города» в ребусах (приложение 3).

Можно предложить детям пофантазировать на тему «Чебоксары юбилейная – 550 лет».

Рекомендации к седьмому разделу «Моя малая Родина»

Занятие провести в форме рассуждения о том, как зарождался город Чебоксары, о ее настоящем и о том какие преобразования ожидают Чебоксары в будущем, что для этого необходимо.

Педагог рассказывает о Чебоксары  «вчерашней», а дети приводят пример Чебоксары «сегодняшней». Идет активный анализ предлагаемых фотографий.

Можно провести занятие тремя блоками: Чебоксары  послевоенная, Чебоксары в XX веке, в ХХI веке.

Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся.

У каждого города есть свое лицо – это его здания. Просмотр видео сюжета о родном городе. Для активизации учащихся можно провести Краеведческую игру «Город будущего»

Организовать экскурсию знакомство с памятниками города, с последующией творческой работой «Памятники города в ребусах»

8 раздел – «Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам Чебоксар  и Чувашской Республики. Акция «Сохраним город чистым!

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района.

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мираЧувашской Республики.

Рекомендации к восьмому разделу «Природа нашего края»

Реки Чувашии.Животный мир края. Птицы и животные леса, луга, сада, водоема. Растительный мир края. Лекарственные растения, сорняки, растения луга, сада, леса. Комнатные растения и уход за ними. Классификация растительного мира. Заповедные места природы .

Практическая работа. Сбор растений школьного двора. Изготовление гербария. Создание энциклопедией животных нашего края.

Игровые виды учебной деятельности. Составление филвордов по данным темам. Создание категории «Красная книга», «Растительный мир края» к игре «Угадайка».

9 раздел – «Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями города, области.

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Рекомендации к девятому разделу «Что дает наш край стране»

В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города. Будут организованы встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Учащимся будет предложено написать сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране»

10 раздел – «Наш край богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей (Приложение 4).

Рекомендации к десятому разделу «Наш край богат талантами»

 Экскурсия в краеведческий музей на выставки местных художников, встречи с поэтами и писателями нашего края.

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

Рекомендации к одиннадцатому разделу «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия в музей Воинской Славы

12 раздел – «Афганистан: история и судьбы»

Раздел направлен на встречу с участниками афганских событий.

Рекомендации к дведцатому разделу «Афганистан: история и судьбы»

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

Встреча с участником афганских событийЛаревым В.Н..

13 раздел – «Герб »

Лекция «Символика и геральдика ».

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

Рекомендации к тринадцатому разделу «Герб города»

Педагог должен создать условия для знакомства учащихся с историей возникновения символики гербов городаЧебоксары. Обязательно иметь иллюстрации гербов. Показ гербов сопровождается рассказом и объяснением значения гербовой символики данного региона. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать герб города Чебоксары, составить кроссворд по символике герба городой ЧР, нарисовать почетную грамоту, медаль, какой-либо значок, где может быть изображен герб города Шарьи.

14 раздел – «День карьеры»

В этом разделе в ходе экскурсий дети знакомятся со средними учебными заведениями города

Рекомендации к четырнадцатому разделу «День карьеры»

В ходе экскурсий формировать конкретные наглядные представления о существенных сторонах профессии в средних учебных заведениях .

15 раздел – «Специальные темы»

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Рекомендации к пятнадцатому разделу «Специальные темы»

Помощь в подготовке к участию в конкурсах различных уровней.

 

Учебно-тематический план.

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Форма и содержание занятия

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1

Введение в

краеведение

1

1.Вводное занятие. Что такое краеведение?

Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе».Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения»

1

-

2

Мой край на карте Родины

2

1.Карта Чувашской Республики

2.Происхождение географических названий.

3.Спилс-карта

Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение республики. Знакомство с картой города, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

Турнир по скоростному сбору пазл карты Чувашии

1

4

3

Я и моя семья

2

1. Родословная

2. Профессии моих родителей.

Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка»

Творческая мастерская. Моя родословная - нарисовать родословное дерево.

1

2

4

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

1. Рассказ-описание своего дома.

2. Творческая-мастерская.

Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам города Чебоксары

Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала

1

2

5

Моя улица

2

1.Виртуальная экскурсия по улицам Чапаевского поселка с именами наших земляков.

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков.. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”.

1

2

6

Наша школа

2

1. Школа празднует всой юбилей

Творческая мастерская. Встречи. Игровой тренинг. Знакомство с традициями, историей своей школы(экскурсия по школе, школьный музей).

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. (Примеры тем: Одаренные дети школы, медалисты , знаменитые выпускники , достижения учителей , ветераны педагогического труда и т.д.)

Школьные музеи

1

4

7.

Моя малая Родина

2

Мой город.

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города.

Форма контроля: «Памятники города» в ребусах.

 

3

8.

Природа нашего края

5

1.Растительный и животный мир нашего края

2.Природные заповедные места Чувашии

3.Климат

4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Чувашии».

Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадайка», филворды по теме.

Виртуальное путешествие по природным заповедным местам Чувашии

с

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района.

Беседа, знакомство с Красной книгой (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

1

4

9

Что дает наш край стране

2

1. Промышленность городаЧебоксары

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

 

3

10

Наш край богат талантами

3

Гордость земли чувашской

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных

гражданах города.

Посещение творческих выставок земляков, встречи.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. Игра «Угадайка»

 

5

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

1. Герои-земляки

2. Труженики тыла.

3.Дети войны

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия в музей Воинской Славы

1

4

12

Афганистан: история и судьбы

1

1.Афганистан : история и судьбы

Встреча с участником афганских событий.

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

 1

2

13

Герб района

2

1. Символы Чувашской Республики , городой Чувашии и районов

Лекция «Символика и геральдика»

Творческая работа по созданию символа (герба) своего города в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

1

5

14

День карьеры

4

Экскурсия в средние учебные заведения города

Экскурсия в Институт культуры

Творческая мастерская со студентами Института культуры

 

5

15

 Готовимся стать экскурсоводами

Этнографический музей .

Фонд школьного музея.

Как вести экскурсии

Чувашский национальный музей г.Чебоксары

Виды музеев.

Экскурсия в Чувашский национальный музей

Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников»

 2

6

16

Подведение итогов

Подготовка к участию в городских, областных конкурсах.

Изучение положений. Выполнение работ.

Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников»

1

4

Всего

13

55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....

Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1...

Программа внеурочной деятельности клуба «Истоки» по краеведению

История родной земли прочными нитями связана с сегодняшним днём, с насущными потребностями современности. Обращение к вопросам краеведения всегда играло и продолжает играть значительную роль в воспита...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Истоки»

Цель курса – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.Задачи:- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества;- р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для учащихся 7 класса

Программа "Социокультурные истоки" направлена на изучение ведущих ценностей российской цивилизации, что способствует расширению культурологической компетентности учащихся.В плане подготовки ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "К истокам слова"

Цель данной программы:  формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова,...

Программа внеурочной деятельности "Родные истоки"

Программа внеурочной деятельности...