Методическая разработка урока в 11 классе "ЭГП и население США"
методическая разработка по географии (11 класс)

Зайцева Елена Юрьевна

Методическая разработка урока в 11 классе "ЭГП и население США"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egp_i_naselenie_ssha.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Экономико-географическое положение США

 Цели: сформировать представление о ЭГП США; определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП; показать влияние ЭГП на историческое развитие страны.

Оборудование: настенные карты, атласы, учебники.

Тип урока: урок-лекция с элементами практикума.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Задание 1: Рассмотреть ЭГП США. Дать его экономико-географическую оценку. (Учащиеся, пользуясь картами атласа, дают характеристику ЭГП США. Один из учащихся работает у доски, остальные — в тетрадях. После выполнения задания оно проверяется.)

Задание 2: Работа с картой. Ответьте на вопрос:

1) Какое место по площади занимает США?

2) Какая форма правления в США?

3) Какова форма территориально-государственного устройства в США?

Далее учащиеся знакомятся с историей страны. Работу можно построить в виде лекции учителя либо в форме доклада.

Формирование государственной территории США происходило с XVI по XX век. Выделяются 3 этапа:

1) Первый этап продолжался от начала европейской колонизации до формирования США. В основном события разворачивались на атлантическом побережье будущих Соединенных штатов. Самым старым поселением считается Сент-Огюстин во Флориде, который был основан испанцами в 1565 году. Первое постоянное английское поселение — Джемстаун, возникло на берегу Чезапикского залива, в устье реки Джеймс, в начале XVII века. Фактически оно положило начало английской колонизации на материке Виргинии, а принадлежало Лондонской кампании, которая получила от короля право колонизации новых земель в Америке. Вторая Плимутская кампания, получившая такие же права от короля, снарядила свою знаменитую экспедицию на «Мейфлауре» в 1620 году. Так возникла вторая английская колония на берегу Массачусетского залива. Появилось много городских поселений, среди которых возвысился Бостон. Между двумя английскими колониями обосновались голландцы и шведы. Центром голландских поселений стал Новый Амстердам в устье реки Гудзон. Но эти колонии долго не просуществовали и вскоре здесь обосновались англичане. Новый Амстердам был переименован в Нью-Йорк, так возникла 3-я английская колония.

На западном побережье в это время господствовали испанцы. Они обследовали побережье Калифорнии. Возникли города Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. А на севере продвигались русские. Самая южная фактория Русской Америки была в районе Сан-Франциско.

Внутренние районы изучались испанцами (они побывали в районе Аппалачей, Скалистых гор, Большого каньона), французами (они проникли в район Великих Американских озер, спускались по Миссисипи, объявили эти территории владениями французского короля Людовика под названием Луизиана).

2) Второй этап связан с провозглашением США и достижением ими независимости. Первоначально в состав США входили 13 английских колоний. В 1774 году в Филадельфии собрался 1 континентальный конгресс, который в 1776 году постановил прекратить торговлю с Англией. Здесь же 2-ой Конгресс провозгласил независимость 13-ти колоний и отделение их от Англии (с этим связано появление 13 полос на американском флаге). После завершения войны за независимость здесь была провозглашена поныне действующая конституция США. Стал решаться вопрос о столице. На ее роль претендовали 5 городов. Чтобы уладить разногласия, решили построить столицу посередине между северными и южными штатами, на берегу реки Патомак. Строительство поручили первому президенту США (Джорджу Вашингтону). Архитектором новой столицы был назначен Шарль Ланфран.

3) Третий этап формирования государственности территории США продолжался с нач. XVIII — к. XIX в. На этом этапе происходило быстрое наращивание площади США (см. рис. 1).

В 1803 г. у Франции за 15 млн долларов куплена Луизиана;

1819 г. Испания за бесценок уступила США Флориду;

1845   г. у Мексики в результате войны отторгнуты в пользу США Техас, Нью-Мексико, часть Колорадо, Оклахома, Канзас;

1846   г. по соглашению с Великобританией присоединены Орегон, Вашингтон, Айдахо, Вайоминг;

1848 г. захват у Мексики Невады, Юты, Аризоны;

1867 г. за 7,2 млн. долларов (11 млн. золотых рублей) у России купили Аляску.

Параллельно с захватами, покупками происходило заселение новых земель. Так как не было трансконтинентальных железных дорог, переселение происходило по широтным фунтовым дорогам (тропам: Мормонская, Орегонская). Путешествие сухопутным путем было опасным, поэтому многие путешественники предпочитали морской путь через мыс Горн.

 

II. Закрепление изученного материала

Учащиеся составляют краткий конспект в тетрадях.

Задание: Составить несколько (5-7) тестовых вопросов по теме урока. Учащиеся работают в парах или мини-группах. Далее группы обмениваются листочками с вопросами и отвечают на них.

 

III. Домашнее задание

Население США

Цели: сформировать представление об общих особенностях населения США. этапах формирования американской нации.

Оборудование: модули, атласы, учебники, карты: физическая, политическая, карта плотности населения, карта народов мира.

Ход урока

I. Опрос

1. Какова площадь территории США?

2. Какое место по площади занимает США?

3. Какая форма правления в США?

4. Какова форма территориально-государственного устройства в США?

5. Сколько штатов входит в состав США?

6. Что означают звезды на государственном флаге США?

7. Каковы особенности ЭГП США?

 II. Изучение нового материала

Размещение и этнический состав населения

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картами атласа.

Задание 1: В США население размещено неравномерно. Определите среднюю плотность населения (пользуясь картой).

Перечислите основные районы проживания американцев.

Задание 2: Формирование американской нации.

Кого называют:

1) американцами США;

2) переходными иммигрантами;

3) аборигенами;

4) афроамериканцами.

Назовите районы, где преимущественно проживают аборигены, афроамериканцы, почему именно здесь?

 Волны миграции

Этнический состав волн миграции. (Анализ текста доклада или работа с источниками информации.)

Текст доклада:

США называют страной иммиграции, и это действительно так. США быстро наращивали площадь своей страны и поэтому нуждались в людях, которые будут осваивать новые земли. К тому же социально-экономическая обстановка в Европе, вспышки голода, религиозные гонения создавали условия для удовлетворения таких потребностей. Поэтому рос миграционный приток в США, этому способствовали также успехи в развитии судоходства. Но все-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.

На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании, Ирландии. Они представляли собой две совершенно разные социальные ветви. Шотландцы и ирландцы в основной своей массе были крестьянами и ремесленниками, англичане в свою очередь представляли собой аристократическое сословие и являлись роялистами. Колонисты-англичане привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство. Когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз негров-рабов.

Первая партия негров прибыла в Джеймстаун в 1619 году. Уже в начале XVIII века на континенте было 10 тыс. рабов, в середине XVIII века — 100 тыс. рабов, в 1860 году - 4,5 млн. (25% населения страны).

В XIX веке стали прибывать выходцы из Германии и Ирландии. Причиной эмиграции из Ирландии был картофельный голод, а из Германии — тяжелое экономическое положение. Увеличились потоки и из скандинавских стран.

В начале XX века иммиграция в США снова стала возрастать в основном за счет стран Восточной и Южной Европы: Италия, Австро-Венгрия, Украина, Польша, Россия. Особенно возросла миграция из России, достигнув пика в 1900—1910 годах. Стоит заметить, что выезжали из России в основном поляки, евреи, литовцы, тогда как доля русских была невелика.

В период между двумя мировыми войнами миграция не имела такого массового характера, это объясняется как введением ограничительных квот, так и состоянием экономики страны. В этот период имеет место политическая миграция. В составе этой волны оказались представители дворянства, генералитета, временного правительства, многие представители научно-технической мысли, людей творческих профессий (С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский и т. д.)

Период после второй мировой войны оказался также неоднородным. В первую половину этой миграционной волны въезжали в страну выходцы из Европы (ФРГ, Нидерландов, Италии, Венгрии, Польши). При этом наряду с трудовой миграцией имела место и политическая миграция. К ней можно отнести людей, которые были вывезены фашистами из оккупированных территорий, а также часть военнопленных, не пожелавших возвращаться на родину. Значительную часть таких мигрантов составляли выходцы из СССР.

В 1965 году США приняли дополнительные меры по ограничению миграции. Теперь в страну могло было въезжать не более 290 тыс. человек в год (в том числе 170 тыс. из восточного и 120 тыс. человек из западного полушария). Но такой уровень миграции удержать не удалось, появились нелегальные мигранты.

В период после 70-х годов в доле мигрантов стала расти доля Латинской Америки - около 60%, Азия на втором месте — 22%, доля Европы снизилась до 7%. В основном наибольшую часть выходцев из Европы составляют жители СНГ. Некоторые из них подверглись принудительной эмиграции.

Предполагается, что в перспективе миграция будет составлять 1 млн. чел. в год. Представление о социальной структуре мигрантов могут дать следующие данные (тыс. чел. на 1992 год):

1) близкие родственники граждан, а также супруги и дети постоянно живущих в США - 520;

2) квалифицированные рабочие и члены их семей — 140;

3) граждане стран с небольшой иммиграцией в США — 40;

4) политические беженцы — 141,

5) в том числе из СНГ — 50;

6) нелегальные иммигранты — 200.

Иммиграция в США в 1820-1990 гг.

На доске чертится таблица (заранее).

Задание: Проанализируйте данные таблицы. Какие страны являются основными поставщиками иммигрантов в США?

 В чем особенности внутренней миграции в США? (Из северных штатов в южные штаты, из центра города в пригород.)

 Этнический состав населения США (доклад)

Как указывали сами американцы в переписи 1980 года: 46 млн. указали английское происхождение, 49,2 - немецкое, 40,2 - ирландское, 12,9        — французское, 12,2 — итальянское, 8,2 — польское, 6,3 — голландское, 2,8 — русское. В целом получилось, что американцы европейского происхождения составляют примерно 80 % населения страны. Отмечается компактное проживание немцев в штатах северо-запада, итальянцы сосредоточены в Среднеатлантических штатах, французы живут в Луизиане и Техасе, голландцы в Мичигане, поляки в Иллинойсе, Висконсине, Мичигане.

Второе место занимают американцы африканского происхождения — 12%. До отмены рабства большинство негров жило на юге. После отмены рабства многие негры переселились на север. Сейчас на юге живет 53%, на Среднем Западе - 19, на Северо-востоке - 19, на западе - 9. Характерно, что 84% негров живет в городах. Самые «негритянские» города - Детройт (85% населения), Вашингтон, Чикаго, Нью-Йорк.

Третье место занимают американцы латиноамериканскою происхождения. Доля их особенно велика в населении штатов Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс.

Четвертое место занимают американцы азиатско-тихоокеанского происхождения (2,9%) немало их проживает в штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Техас, Вашингтон.

На пятом месте индейцы, эскимосы, алеуты. В 1980 году они составляли 0,6% всего населения страны. Примерно половина индейцев живет в городах, половина в резервациях. Самые большие резервации находятся в штатах Аризона, Нью-Мексико, Южная Дакота, Юта, Вайоминг и Вашингтон.

Важным последствием современной миграции является то, что 14% населения страны не говорит на английском языке, который является государственным. В штате Калифорния 30% не владеет английским языком, в штате Нью-Йорк — 25%. Согласно долгосрочному прогнозу на 2040 год чернокожее население США будет составлять 30%, испаноязычное — 22%, а лица азиатского происхождения — 7%.

 Урбанизация

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните модуль (заранее написан на доске).

1) Определите процент городского населения в США _____________

2) Укажите количество городов миллионеров в США ______________  

3) Назовите город с численностью более 10 млн. человек __________

4) Назовите города с численностью от 1 до 10 млн. человек (расставьте их по мере уменьшения количества населения)      _______________________

5) Перечислите мегалополисы США и города, входящие в них:

а) ______________б) ______________в) ______________

6) Сравните мегалополисы США, указанные в учебнике.

а) что такое североамериканский тип города?

б) планировка — ______________    в) этажность — ______________      

г) даунтаун — ______________ д) стрит, авеню ______________.

7) Найдите в учебнике определение термина «субурбанизация».

8) В чем особенность сельского типа населенных пунктов в США?

9) Выполните творческое задание в учебнике.

10) Проанализируйте половозрастную пирамиду. Дайте характеристику, полового и возрастного состава населения США После заполнения модулей проводится проверка качества выполнения задания.

 III. Закрепление изученного материала Задание: Ответьте на вопросы.

1. Вычеркните города, не лежащие в бассейне Миссисипи: Атланта, Делавер, Индианаполис, Канзас-Сити, Мемфис, Питтсбург, Сиэтл, Тампа, Филадельфия, Хьюстон.

2. Расскажите об изменениях ЭГП в истории США.

3. Почему мегалополисы США имеют приморское и приозерное положение? А где в России и почему?

4. Когда в США появились афроамериканцы? С чем это связано? Где находятся районы их наиболее концентрированного проживания?

5. Почему на западе США самый высокий процент испаноязычного населения?

 

IV. Домашнее задание

1. Блок контроля и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Население Австралии"

В  презентации  собраны  интересные  материалы  о  населении  Австралии,  помещены  карты.  задания. Это  хорошее  подспорье  к  у...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»

Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.  Способствует  усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока в 9 классе "Европейский ЮГ.Население".

Урок -исследование.Расширяет знания обучающихся о  сложном многонациональном  составе, традициях, нравах, вероисповедании народов Европейского Юга.Обучающиеся выявляют проблемы и предполагаю...