Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока
методическая разработка (география, 10 класс) по теме
Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на планете и основных миграционных процессах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии
10 класс
Размещение и миграции населения.
Кузьмина Наталья Николаевна,
учитель географии МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на планете и основных миграционных процессах
Оборудование: политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», атласы
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Подготовительное повторение в форме фронтальной беседы (не более 5 минут):
- в каком из перечисленных примеров идёт речь о втором типе воспроизводства населения (выведены при помощи проектора на интерактивную доску)
А) рождаемость 32, смертность 14;
Б)рождаемость 18, смертность 13;
В) рождаемость 16, смертность -16;
Г) рождаемость 29, смерность-10.
- на доску через проектор выведены половозрастные пирамиды
Обучающимся предлагается определить по ним тип воспроизводства и особенности полового и возрастного состава населения.
Изучение нового материала
А) Размещение населения на Земле. Районы основного проживания людей.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить:
- причины неравномерного размещения населения по планете, известные из курса географии 7 класса и курса истории.
- назвать основной показатель, характеризующий неравномерное размещение населения
- дать характеристику карты «Плотность населения мира( по масштабу, по охвату территории и т.д).
Затем учитель организует самостоятельную работу обучающихся с картой «Плотность населения мира», в ходе которой обучающиеся выявляют факторы, влияющие на размещение населения, и коротко их характеризуют (влияние окружающей среды, влияние экологических факторов, занятость населения и т.д.).
Б) Плотность населения
Учитель предлагает обучающимся посчитать среднемировой показатель плотности населения и организует работу с картой «Плотность населения мира», в ходе которой обучающиеся выделяют районы:
- в которых плотность намного выше среднемировых показателей;
- в которых плотность намного ниже среднемировых показателей;
- незаселённые районы.
Обучающиеся не только называют районы, но дают пояснения о причинах и формулируют выводы. Затем, обучающиеся выполняют задание 9 (стр. 86) из блока добывания знаний и умений и называют виды экстремальных условий, которые не благоприятствуют расселению людей. Приводят примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, и объясняют причины.
Обучающимся предлагается на основе всего сказанного ответить нам вопрос «Можно ли по показателю плотности населения судить об уровне социально- экономического развития той или иной страны.?»
При наличии разных мнений организовать небольшую дискуссию.
В) Миграции населения
Учитель предлагает обучающимся вспомнить из 9 класса виды миграций и изображают их в тетради в виде схемы, проверяю друг у друга.( образец для проверки на доске в электронном виде).
Далее обучающиеся отвечают на вопросы:
- выявите разницу между внутренними и внешними миграциями. Чем можно объяснить вспышку миграций в XVвеке?. Чем объяснить массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции?
- что такое трудовая миграция? Чем вызваны миграции из развивающихся в развитые?
- каков характер миграций в Северной Америке
- каков характер миграций в нефтедобывающих странах?
Далее учитель организует работу по контурной карте (задание 10 из блока добывания знаний и умений). Обучающиеся наносят на контурную карту главные районы трудовой миграции. Показывают стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила. На основании выполненной работы и текста учебника обучающиеся формулируют вывод о причинах трудовой миграции в целом и «утечки умов». Учитель предлагает ответить на вопрос: «Какие последствия приносит трудовая миграция стране эмиграции?»
Г) Вынужденные миграции
Учитель предлагает обучающимся задание
- перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире;
- назовите страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов;
- назовите причины вынужденных миграций в наше время
Обучающиеся формулируют вывод о миграционных процесах в мире.
Закрепление
На интерактивной доске:
«Утечка мозгов»
Белые, синие, золотые воротнички
Эмиграция
Иммиграция
Обучающиеся дают определения.
Домашнее задание
вопрос 3 из блока «Можете ли вы объяснить»
читать страница 71-74 учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.
Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...

Действительные и страдательные причастия. 7 класс. Методическая разработка урока.
Цели:· Знакомство с действительными и страдательными причастиями· Отработка умения смыслового различия действительных и страдате...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс
Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...