Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России. Способствует усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп. Формирует креативное мышление, воспитывает гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов населяющих Россию.
При проведении урока используются ИКТ, исследовательский материал, учащиеся самостоятельно составляют опорно-логическую таблицу. У урока очень высокий воспитательный потенциал, активизация всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_na_konkurs_n.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа г.Урюпинск
Методическая разработка
урока - панорамы
по географии для 8 класса
«Этнический, языковой и религиозный состав населения»
Урок разработан: учителем географии 1 квалификационной категории Торопылиной Татьяной Геннадиевной |
2012год
Учебно-воспитательные цели:
для учащихся
Знать:
Особенности этнического, национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и группы.
Размещение народов по территории, национально-территориальные образования.
Историю, культуру, быт, традиции народов.
Уметь:
Анализировать, выявлять главное.
Обобщать и систематизировать полученные знания.
Работать с картами и статистическим материалом.
для учителя:
образовательные:
Формировать знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.
Способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп.
Продолжить отрабатывать умения самостоятельного овладения новым материалом, систематизируя его в таблице.
Развивающие:
Способствовать формированию умения анализировать изученный материал, делать выводы, предложения.
Способствовать формированию креативного мышления, использованию информационных технологий при подготовке опережающего задания.
Воспитательные:
Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.
Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов населяющих Россию.
Тип урока:
по способу проведения - урок- панорама;
по главным дидактическим целям - изучение нового материала.
Методы:
классического взаимообучения (частично - поисковый)
Формы работы:
обучение в группах сотрудничества.
Оборудование:
карта народов России;
учебник;
раздаточный материал;
мультимедийный проектор.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний и умений.
Мотивационно-целевой этап .
Получение новых знаний.
Физминутка
Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия,
Задание на дом.
Итоги урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний:
- Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?(Население России)
- С какими новыми терминами, понятиями в этой теме мы уже знакомы?
-Посмотрите на экран:
ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ
Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?
-Этнический, языковой и религиозный состав населения России.
3.Мотивационно-целевой этап.
Наша Родина велика - необозримы, разнообразны и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное - это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.
Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов;
Отработаем умение обобщать и систематизировать материал в таблицу.
Работать мы будем следующим образом:
- Вы, разделенные предварительно на группы, получили задание: исследовать одну языковую семью народов России по алгоритму (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
По мере вашего выступления мы получим представление о каждой языковой семье, народах России. Верхняя строка структурно логической таблицы на доске является планом работы на нашем уроке. (Приложение №3)
По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России, формированием ее территории, включением многочисленных народов в состав государства. Более половины всей площади страны занимает национально-территориальные образования - республики, автономные округа и области.
Кроме этого выделяются народы (НА ЭКРАНЕ):
имеющие государственность за пределами России (украинцы, белорусы и т.д);
коренные народы, не имеющие своих национальных территориальных образований, по численности не уступающие титульным (шорцы, вепсы и т.д);
народы, проживающие в России и за рубежом, но не обладающие государственностью (цыгане);
народы стран дальнего зарубежья (немцы, греки и т.д).
- Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей.
По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.
Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский язык (это один из пяти официальных языков ООН).
4. Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?
- Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)
-Посмотрите на доску, какая панорама народов у нас получилась! Конечно, это только небольшая часть, но достаточная, чтобы понять, как многонациональна наша родина!
Посмотрите на экран - в таблице представлен национальный состав нашей области, города, школы. Он также многонационален, но к этому мы еще вернемся на уроках краеведения.
5.Физкультминутка.
Коллективный поиск решений проблем, выводы.
После выступления всех групп учитель обращает внимание на последнюю строку таблицы.
Путем коллективного решения по каждому столбцу делают выводы, выделяют проблемы и записывают его в строку таблицы. Например, по столбцу «группы и крупнейшие народы» делаем вывод о многонациональности, из-за которой могут возникнуть проблемы этнических конфликтов.
Вывод | Проблема | Пути решения проблемы |
пестрота национального состава | этническим миграциям, депортации | ТОЛЕРАНТНОСТЬ УВАЖЕНИЕ |
21 республика,4 автономных округа, 1 автономная область | Выделение титульной нации | |
мировые религии: христианство(православие), ислам, буддизм; традиционные религии народов севера | конфессиональные конфликты | |
сохранение самобытности каждого народа | Отсутствие диалога культур |
В путях решений красной строкой звучат слова - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе эти качества.
"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий проживающих в нашем государстве закреплено конституцией Р.Ф.
7.Рефлексия, обобщение и закрепление знаний.
Работа в листах самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
8.Задание на дом.
9.Подведение итогов (оценки) урока.
Приложение №1
Словарь урока
Патриотизм - (от греческого «родина»)- любовь к родине.
Национализм - идеология в национальном вопросе. Основы национализма - идеи национального превосходства, национальной исключительности.
Толерантность - (от латинского «терпение») - терпимость к чужим мнениям, верованиям.
Этнос - (от греческого «народ») - исторически сложившаяся на основе природного окружения (горы, равнины, море и т.д) группа людей, обладающая определённой территорией, определённой системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.
Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными).
Ассимиляция - (от латинского «уподобление»)- процесс усвоения представителями разных народов языка, культуры, обычаев, традиций той среды, в которой они живут.
Мононациональный - однонациональный состав.
Полиэтнический – многоэтнический, многонациональный состав.
Конфессиональный состав - религиозный состав.
Приложение №2
Алгоритм - действия группы:
Языковая семья (та, что вам дана для рассмотрения)
На какие группы и народы она делится? (учебник параграф 40, карта "Народы России", дополнительные источники)
Выделите районы компактного проживания народов входящих в языковую семью (показать на карте, записать в таблицу)
.
Выделяются ли титульные народы, имеющие национально-территориальные образования, (показать их на политико - административной карте России)
Конфессиональный состав языковой семьи (Название религии, особенности - записать в таблицу)
Составьте дополнительно сообщения (национальные традиции, костюмы, праздники, обустройства быта).
Языковые семьи | Группы и крупнейшие народы, численность | Районы компактного проживания | Национально-территориальные образования | Религии | Особенности культуры, быта, традиций, обычаев этих народов |
Индоевропейская (88%) | |||||
Алтайская , (7%) | |||||
Уральско-юкагирская (2%) | |||||
Северокавказская (2%) | |||||
Другие: (1%) полеазиатская, чукотско-камчатская, семито-хамитская | |||||
Общие выводы, проблемы и пути решения |
Приложение №3
Панорама народов России
Приложение №4
Лист самоконтроля
Ф.И. учащегося | ||
Рассматриваемая языковая семья: | ||
Какую графу таблицы готовил: | ||
Оценка за урок: Критерии оценки: а) полнота и чёткость ответов б) выявление проблем, выводы в) работа в группе Ответы на тест: 1. 2. 3. 4. 5. | самооценка | оценка учителя |
Итоговая оценка: |
Что на уроке больше всего понравилось?________________________________________
_________________________________________________________________________________
Что было самым трудным?____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Что так и осталось непонятым_______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!
Тест по теме: «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
I вариант
1. Языковая группа, народы которой исповедуют буддизм:
а) славянская
б) тюркская
в) монгольская
2. Титульный народ единственной в стране автономной области: а)евреи
б) адыгейцы
в) ненцы
3. Сколько народов проживает на территории нашей страны:
а) семьдесят
б) сто семьдесят
в) сто тридцать
4. Сколько малых народов в России:
а) большинство
б )половина
в) меньшинство
5. Выберите ряд, целиком состоявший из народов России, относящихся к одной языковой группе:
а) башкиры, чуваши, якуты
б) ингуши, тувинцы, удмурты
в) карелы, марийцы, татары
Тест по теме: «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
II вариант
1. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской языковой семье:
а) чеченцы
б) осетины
в) черкесы
2. Народ, проживающий как на территории России, так и за её пределами, который не имеет собственной территории (государства, территориального образования):
а) нивхи
б) алеуты
в) цыгане
3. Какие народы РФ составляют большинство:
а) украинцы
б) русские
в) казахи
г) татары
д) цыгане
4. Какое качество необходимо воспитывать в себе:
а) интеллигентность
б) бюрократизм
в) толерантность
5. Укажите народы, исповедующие православную веру:
а) вепсы
б) татары
в) балкарцы
г) чуваши
д) осетины
Тест по теме: «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
III вариант
1. Традиционная летняя обувь русских крестьян (севера и средней полосы), изготавливаемая из лыка:
а) сандалии
б) пимы
в) лапти
2. Господствующая религия России:
а) ислам
б) православие
в) католицизм
3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Хакассии:
а) преобладает коренное население
б) равенство коренного и русского
в) преобладает русское население
4. Размещение народов на территории России:
а) равномерное
б) пестрое
в) моноэтническое
5. Выберите народ России, относящийся к алтайской языковой семье:
а) осетины
б) коми
в) хакасы
г) ханты
д) марийцы
Тест по теме: «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
IV вариант
1. Традиционное занятие коренных жителей российского Севера:
а) земледелие
б) оленеводство
в) охота
2. Сельский населенный пункт горских народов Кавказа:
а) деревня
б) станица
в) аул
3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Дагестан:
а) с преобладанием коренного народа
б) с равенством коренного и русского населения
в) с преобладанием русского населения
4. В каких регионах России национальный состав более пестрый (выпишите 3 района):
а) Север Европейской части
б) Урало-Поволжье
в) Сибирь
г) Дальний Восток
д) Центральная Россия
е) Северный Кавказ
5. Выберите народ России, относящийся к финно-угорской группе:
а) буряты
б) кабардинцы
в) мордва
г) хакасы
д)эвенки
Тест по теме: «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
V вариант
1. Название субъекта федерации (национально-территориального) в котором проживает самое большое число народов (более 30):
а) Башкортостан
б) Карелия
в) Дагестан
2. Татары принадлежат к языковой семье:
а) индоевропейской
б) алтайской
в) урало-юкагирской
3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Калмыкия:
а) с преобладанием коренного населения
б) с равенством коренного и русского
в) с преобладанием русского населения
4. Каковы причины многообразия национального населения России:
а) исторические предпосылки заселения
б) захватнические войны
в) огромные территориальные владения
5. Выпишите наиболее многочисленные народы России:
а) коряки
б) русские
в) немцы
г) татары
д) украинцы
е) коми
ж) адыгейцы
з) якуты
и) евреи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-проект в 9 классе на немецком языкев рамках билингвального обученя по курсу "Немецкий язык + география" на тему "Этническое, языковое и религиозное многообразие населения Саратова"
Praktische Ergebnisse der Projektarbeit mit Jugendlichen 1. Im modernen Deutsc...
Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".
Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод...
Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"
· Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....
Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли
Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.....
география 8 класс Этнический и языковой состав населения России
Урок - экспедиция, по изучению этнического и языкового состава населения России...
Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс
Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население России»...
Этнический и религиозный состав населения География
В конспекте дан краткий материал по теме, а так же задания для самостоятельного выполнения....