Осевое вращение Земли
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Осевое вращение Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осевое вращение Земли24.36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по географии

Дата:11.11.18г.,Класс: 5 «Б»; Дата: 15.11.18г. Класс: 5 «А», 5 «В», Урок №10

Тема урока: Осевое вращение Земли

Базовый учебник География. Планета Земля.

Цель урока: Сформировать представление о видах движения Земли и их следствиях.

Задачи урока: Сформировать представление об осевом движении Земли и его географическом следствии;

Научить решать простейшие задачи на определение поясного времени.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знать/ понимать определение понятий темы: продолжительность земных суток; расположение линии перемены дат; уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, решать простейшие задачи на определение времени

Основные понятия и термины: ось Земли, осевое вращение, местное и поясное время, часовые пояса, линия перемены дат.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.  личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Ресурсы урока: учебник, атлас, видео урок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Проверка готовности к уроку

Проверяют наличие УМК

2.Повторение

1.Назовите точный «Космический адрес» нашей планеты .

2. Что такое Млечный путь

3.Какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты?

4.Перечислите географические следствия формы и размеров Земли.

5.Как Луна влияет на Землю?

Дополнительно ( карточки)

1.Дать определение понятиям: параллели, меридианы, географ. широта, геогр. долгота, глобус

2.Самые большие приливы в России 55сш и 150 вд

Назвать море, причину приливов и отливов

3.Какие особенности нашей планеты сделали возможным появление жизни на ней.

Галактика Млечный путь, Солнечная система, третья планета от Солнца, Земля.

Гигантская звездная система - наша Галактика

Огромная масса нашей планеты определяет силу земного притяжения, которая удерживает на поверхности Земли воду и вокруг неё атмосферу.

Шарообразная форма Земли определяет разное количество света и тепла поступающего на её поверхность.

Сила лунного притяжения и сила возникающая при взаимном вращении Земли и луны приводит к возникновении приливов и отливов.

Выполнение заданий

Ответ по тексту стр.57. 

3. Целеполагание

1.Чем вызвана   смена дня и ночи?

2. Тема урока « Осевое вращение Земли».

3. Что мы узнаем сегодня на уроке

Вращением Земли вокруг своей оси

Цели: стр.58 рубрика вы узнаете

Как Земля вращается вокруг своей оси

Каковы географические следствия вращения земли

Что такое всемирное и поясное время.

4.Мотивация

Вспомните: в книге Ж.Верна «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе оказались целые сутки. А спутники Фернана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли день, хотя самым тщательным образом вели судовой журнал

Причина в том, что Земля вращается, а что при этом происходит, попробуем разобраться…

5.Изучение нового материала

1 этап

Объяснительное чтение

Читают текст 1 абзаца по цепочке.

делают выводы:

 Виды движения Земли

Осевое - вокруг земной оси и Орбитальное  – по орбите вокруг Солнца, Галактическое – вокруг центра Галактики

2 этап Объяснительное чтение «Следствие осевого вращения»

Демонстрация  теллурия

Читают текст Анализ

Делают выводы:

1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси

2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.

3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.

4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду

Следствия осевого вращения Земли

1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

Электронное приложение

1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

2. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).

3.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.

4.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность

5.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара

1.Назвать виды движений Земли стр.58

Заполняют карту работы на уроке

Делают выводы:

1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси

2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.

3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.

4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду.

1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

2. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).

3..Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.рис.3.3 анализ

4.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность

5.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара

6.Физминутка

1.Встать лицом на север

2.Показать рукой , где восходит Солнце

3.Показать рукой, где заходит Солнце?

4.Повернитесь лицом на юг

5.Покажите как вращается Земля вокруг своей оси

Выполнение

7.Изучение нового  материала

(Продолжение)

Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шар

Понятие местное время   

Объяснение с помощью презентации

Местное время - это время всех точек расположенных на одном меридиане.

На каждом меридиане своё время

Удобно ли пользоваться местным временем?

Поясное время  атлас стр 16-17  

Объяснение понятия поясное время

Всемирное время  

Работа с картой часовые пояса стр16-17

Линия перемены дат  

Как проходит линия перемены дат?

Работа с текстом стр.59 последний абзац

Находят в конспекте ответ на вопрос, как проходит линия перемены дат?

 читают и заполняют карту

Работа в парах

Найти определение понятиям:

Местное время

Поясное время  Всемирное время Линия перемены дат  

   нет

атлас стр.16-17

Читаем текст уч.

«Мои географические исследования»

8.Первичное закрепление

Тест на презентации

взаимопроверка

Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38 зад.1.,2 стр.39 зад.3

Тест  на презентации

 Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38зад.1.,2 стр.39 зад.3

9.Домашнее задание

П.9

П9

10.Рефлексия

Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

Что мы узнали? Чему научились?

Итог урока

сегодня я узнал…было интересно…

было трудно…  я выполнял задания

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…я научился…уменя получилось

я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

Самооценка

Выставление итоговых оценок

Приложение №1

Осевое Вращение Земли

Выводы: Виды движения Земли осевое - вокруг земной оси и орбитальное – по орбите вокруг Солнца, галактическое – вокруг центра

1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси

2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.

3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.

4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду.

5.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

6. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).

7.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.

8.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность

9.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара

Время

Местное время- это время всех точек расположенных на одном меридиане.

На каждом меридиане своё время.

Поверхность Земли условно разделили на 24 часовых пояса

Отсчёт поясов идёт от нулевого часового пояса. (Это пояс, через который проходит нулевой или Гринвичский меридиан).

Время на этом меридиане называют Всемирным

Время увеличивается от нулевого меридиана с запада на восток.

В двух соседних поясах время отличается на 1 час.

Линия перемены дат проходит по 180° долготы

При пересечении линии перемены дат с востока на запад + 1 день

При пересечении линии перемены дат с запада на восток - 1 день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орбитальное вращение Земли

Разработка урока с использованием УМК "Сферы"...

урок по географии 6 класс Вращение Земли

урок по географии 6 класс Вращение Земли...

Урок ФГОС Осевое вращение Земли 5 класс

Урок по ФГОСу Осевое вращение Земли,карта урока...

Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".

Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли....

Осевое вращение Земли

Презентация может быть использована  в помощь  учителю и ученикам для лучшего усвоения материала...

Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС...