Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС
план-конспект урока по географии (5 класс)

Левун Ольга Михайловна

Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_osevoe_vrashchenie_zemli.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока: Осевое вращение Земли

Базовый учебник География. Планета Земля. Автор: Лобжанидзе А.А.

Цель урока: Сформировать представление о видах движения Земли и их следствиях.

Задачи урока: Сформировать представление об осевом движении Земли и его географическом следствии;

Научить решать простейшие задачи на определение поясного времени.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знать/ понимать определение понятий темы: продолжительность земных суток; расположение линии перемены дат; уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, решать простейшие задачи на определение времени

Основные понятия и термины: ось Земли, осевое вращение, местное и поясное время, часовые пояса, линия перемены дат.

Личностные и метапредметные результаты:

Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Ресурсы: учебник с.58-59, атлас с. 14-15, 16-17,

тетрадь тренажёр с. 34 (№6-10), с. 36 (№3), с. 38-39 (№ 1-3), с. 44 (№1), с. 45 (№3,4), электронное приложение к учебнику.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Проверка готовности к уроку

Проверяют наличие УМК

2.Повторение

1.Назовите точный «Космический адрес» нашей планеты (рабочая тетрадь стр.36. №1

2. Что такое Млечный путь

3.Какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты?

4.Перечислите географические следствия формы и размеров Земли.

5.Как Луна влияет на Землю?

6.Какие особенности нашей планеты сделали возможным появление жизни на ней.

Галактика Млечный путь, Солнечная система, третья планета от Солнца, Земля.

Гигантская звездная система - наша Галактика

Огромная масса нашей планеты определяет силу земного притяжения, которая удерживает на поверхности Земли воду и вокруг неё атмосферу.

Шарообразная форма Земли определяет разное количество света и тепла поступающего на её поверхность.

Сила лунного притяжения и сила возникающая при взаимном вращении Земли и луны приводит к возникновении приливов и отливов.

Ответ по тексту стр.57.

3. Целеполагание

1.Чем вызвана   смена дня и ночи?

2. Тема урока « Осевое вращение Земли».

3. Что мы узнаем сегодня на уроке

Вращением Земли вокруг своей оси

Как Земля вращается вокруг своей оси

Каковы географические следствия вращения земли

Что такое всемирное и поясное время.

стр.58 рубрика вы узнаете

4.Мотивация

Вспомните: в книге Ж.Верна «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе оказались целые сутки. А спутники Фернана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли день, хотя самым тщательным образом вели судовой журнал

Причина в том что Земля вращается, а что при этом происходит, попробуем разобраться…

5.Изучение нового материала

1 этап

Объяснительное чтение §22

Читают текст 1 абзаца по цепочке.

делают выводы: Виды движения Земли Осевое - вокруг земной оси и Орбитальное – по орбите вокруг Солнца, Галактическое –вокруг центра Галактики

2 этап Объяснительное чтение «Следствие осевого вращения»

Демонстрация вращения глобуса

Анализ рис 3.2 стр.58

Анализ рис 3.3 стр.59

Читают текст Анализ рис 3.2 стр.58

Анализ рис 3.3 стр.59

Делают выводы:

1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси

2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.

3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.

4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду.

5.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

6. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).

7.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.

8.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность

9.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шар

1.Назвать виды движений Земли стр.58

Заполняют карту работы на уроке

Делают выводы:

1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси

2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.

3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.

4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду.

5.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).

6. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).

7.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.

8.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность

9.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара

6.Физкультминутка

1.Встать лицом на север

2.Показать рукой , где восходит Солнце

3.Показать рукой, где заходит Солнце?

4.Повернитесь лицом на юг

5.Покажите как вращается Земля вокруг своей оси

7.Изучение нового  материала

Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шар

Понятие местное время

Объяснение с помощью презентации

Местное время - это время всех точек расположенных на одном меридиане.

На каждом меридиане своё время

Удобно ли пользоваться местным временем?

Поясное время  атлас стр 16-17

Объяснение понятия поясное время

Всемирное время

Работа с картой часовые пояса стр16-17

Линия перемены дат

Как проходит линия перемены дат?

Работа с текстом стр.59 последний абзац

Находят в конспекте ответ на вопрос, как проходит линия перемены дат?

Стр.59 читают и заполняют карту

нет

атлас стр.16-17

Читаем текст уч.стр.59

«Мои географические исследования» стр.59

Выполнение заданий тетрадь-тренажёр, стр.38 №2

8.Первичное закрепление

Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38 зад.1.,2 стр.39 зад.3

Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38зад.1.,2 стр.39 зад.3

9.Дз

П.22 стр.39 зад.3

П.22 стр.39 зад.3

10.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)...

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...